РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ 1 КЛАССА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
ДЛЯ 1 КЛАССА
Настоящая программа разработана на основе:
авторской программы коррекционных занятий
по развитию психомоторики и сенсорных процессов
для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………3
2.Основное содержание тем учебного курса……………………………
3.Учебно-тематическое планирование.…………………………………
4.Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной программе……………………………………………………..
5.Перечень учебно-методического обеспечения. ………………………
6.Список литературы……………………………………………………..
7. Приложения*……………………………………………………………..
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основании следующих документов:
1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;
2.Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 22.12.2008г.;
5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);
6.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;
7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);
8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;
9. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
11. Учебный план МКОУ «Школа-интернат № 3» от .В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
Комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.
Программа строится на обучении обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.
Состав подгрупп имеет подвижный характер: одним обучающимся класса необходима индивидуальная коррекция, другие включаются в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать положительную дальнейшую социализацию в обществе.
Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий – 2 часа в неделю, 66 часов в учебный год. Занятия продолжительностью 15—25 мин проходят как в первую, так и во вторую половину дня.
На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.
Адресат
Рабочая программа курса предназначена для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. (психолого-педагогическая характеристика класса)
Познание мира и окружающей среды обучающимися с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.
И. М. Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Обучающиеся не знают названий цветов и их оттенков, не распознают форму предметов, не учитывают их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Дети неловки, у них все падает, разрушается. Они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Обучающиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.
Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Слабо развитое зрительно-моторная координация, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку.
Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с интеллектуальной недостаточностью является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе).
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка.
В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
Сконцентрированы усилия в 1 классе на формирование навыков общения в коллективной деятельности как основе новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде. Первоначально ведущая деятельность (учебная) появляется в коллективной деятельности. Для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья освоил социальную роль школьника, т.е. овладел учебной деятельностью, необходимо создать условия для коллективного освоения этой деятельностью детьми. Новое социальное окружение становится ситуацией развития личности ребенка. Этому способствует создание проблемных ситуаций, решение которой не возможно только силами ребенка, но возможно в деятельности совместной, которой ребенок еще не владеет. Эта проблемная ситуация принимается, понимается ребенком, он желает найти выход из нее, использует имеющиеся у него возможности.
В программу включены мероприятия, способствующие формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).
На занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная "тропа" для ног, массажный коврик, полусфера и др.);оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
oразнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).
Основные направления коррекционной работы
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.
Специфика программы
В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
В программу введена методика М.И. Чистяковой Психогимнастика, направленная на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
В программу включено обучение расслаблению.
Расслабление по контрасту с напряжением
При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова: Твердый - мягкий. Сильный - слабый. Холод - тепло. Сосулька - водичка. Движение - сон. Страх - доверие. Злой - добрый.
Расслабление с фиксацией внимания на дыхании
Почти все динамичные упражнения, игры и танцы заканчиваются расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное, замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает глубже расслабиться.
Основное содержание тем курса (разделы, структура)
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (6 часов)
Модуль 1. Коррекция психомоторики.
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (11 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (2 часа).
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Модуль 2. Коррекция сенсорной сферы.
Раздел 3. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (31 час), из них:
Формирование сенсорных эталонов цвета (11 часов)
Развитие и коррекция формы (10 часов)
Развитие и коррекция восприятия величины (9 часов)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 4. Восприятие пространства (7 часов).
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
Раздел 5. Восприятие времени (5 часов).
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Итоговая диагностика обучающихся (2 часа)
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.
Виды и формы организации учебного процесса
На занятиях используются разные формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная работа.
Основные методы программы: словесные, наглядные, практические.
Методы и приёмы технологии обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
1. Развитие моторики и графомоторных навыков:
упражнения с элементами основных движений (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазание, прыжки, метание);
игры малой и средней подвижности с элементами основных движений («Дартс», «Кегли» и др.);
задания, способствующие саморегуляции;
упражнения для координации разных частей тела;
игры по развитию тонких движений рук с использованием мелких деталей, сыпучих предметов и т.п.
упражнения на развитие статистической координации движений пальцев рук;
упражнения на развитие динамической координации движений пальцев рук;
упражнения на ритмическую организацию и переключаемость движений рук;
имитационные игры и упражнения для кистей рук;
упражнения для расслабления рук;
развитие графических движений (штриховка, раскрашивание, дорисовывание, рисование и т.п.).
2. Развитие тактильно-двигательного восприятия:
лепка из глины, пластилина, теста;
аппликация из разного материала;
оригами (конструирование из бумаги);
макраме (плетение из ниток, веревок);
рисование (пальцами, кусочком ваты, «бумажной кисточкой»);
игры с мозаикой, конструктором;
игры с пазлами;
сортировка мелких предметов (пуговицы, жёлуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;игры с водой разной температуры;
игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
пальчиковая гимнастика с использованием массажа и самомассажа;
дидактические игры для развития тактильных ощущений;
упражнения по различению температуры, веса, качества поверхности;
игры и упражнения, направленные на развитие различных компонентов двигательной сферы.
3. Развитие восприятия формы, величины, цвета предметов:
игры и упражнения на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др.
игры и упражнения на сравнение предметов (объектов) по высоте, сравнение плоскостных изображений, сравнение нарисованных предметных изображений, сравнение параметров предметов по представлению;
игры и упражнения на цветоразличение, умение сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.
Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть обучающиеся:
Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.
Действия по соотнесению предмета с эталоном.
Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.
практические упражнения в черчении геометрических фигур;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
Учебно-тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем Всего часов Из них
практические
работы экскурсии
1. Исследование психомоторики и сенсорных процессов. 6 3 Развитие психомоторики
2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков 18 3. Тактильно-двигательное восприятие 2 Модуль 2. Коррекция сенсорной сферы.
4. Формирование сенсорных эталонов цвета. 11 5. Развитие и коррекция восприятия формы. 10 6. Развитие и коррекция восприятия величины. 9 7. Развитие пространственно-временного восприятия. 5 8. Итоговое обследование 2 Итого: 63 Требования к уровню подготовки обучающихсяПланируемые результаты освоения курса
Программой предусматривается формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего.
Раздел Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Обучающиеся должны знать:
правила пользования письменными принадлежностями;
кинезиологические упражнения.
Обучающиеся должны уметь:
правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
распознавать основные эмоции;
выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;
составлять предмет из частей.
Раздел Восприятие формы, цвета, размера.
Обучающиеся должны знать:
названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
названия основных размеров: длина, ширина, высота;
названия форм предметов;
цвет – свойство предмета.
Обучающиеся должны уметь:
выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
различать и называть основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
сравнивать предметы по размерам;
сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный; различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.
Раздел Развитие пространственно-временного восприятия.
Обучающиеся должны знать:
название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко; отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;названия дней: вчера, сегодня, завтра;
названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
названия времен года: осень, зима, весна, лето.
Обучающиеся должны уметь:
определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе; ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;
определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
выделять части суток и определять порядок дней недели;
ориентироваться на поле бумаги;
определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.
Раздел Тактильно-двигательное восприятие.
Обучающиеся должны уметь:
определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
составлять предмет из 2—3 частей.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (модификационные диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.
В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
формирования познавательных интересов;
расширения практического опыта детей;
привлечение внимания к различным сторонам окружающего мира (что способствует расширению диапазона познавательных интересов).
Для эффективного использования возможностей формирования познавательных интересов организовывается процесс обучения через новые знания, возникающие в результате активной умственной деятельности детей. Деятельность детей направляется на самостоятельный поиск выводов, умозаключений.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога-психолога.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:
- общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;- совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;
- развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2001.
Дополнительная
Антонова С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.
Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Список литературы
Антонова, С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. Текст /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42с.
Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Электронный ресурс/Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.htmlРубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. Текст /С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.