Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 3 Л класса



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
sch-281@yandex.ruОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
ДЛЯ 3 – Л КЛАССА
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор – составитель программы –
учитель начальных классов
Мелешина Е. Н.
Москва 2014
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе адаптированных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных образовательных учреждений VIII вида” «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева.
Программа рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Цель обучения:
. подготовить обучающегося к усвоению учебного материала;
. восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях.
Задачи обучения:
. формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
. коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
. формирование пространственно-временных ориентировок;
. развитие слухоголосовых координаций;
. формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
. обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
. исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
. формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка, ритмика, физическая культура и опирается на их содержание.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.
В зависимости от целей курса занятий выстраивается календарно-тематический план: последовательность прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятиях и их соотношения. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, письмо и развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, физическая культура и пр.) и соответственно подбираются методические приёмы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого обучающегося. Интегративность курса достигается не только за счёт межпредметных связей, а, главным образом за счёт коррекционно-развивающих приёмов, направленных на развитие базальных составляющих познавательной деятельности воспитанников.
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменении в состоянии обучающихся.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
. игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
. оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видиокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
. разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).
Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ученик активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся.
Согласно учебного плана знания по данному предмету не оцениваются.
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п
Дата
Тема урока
1.
03.09
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Упражнения на развитие меткости.
2.
06.09
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие согласованных движений на разные группы мышц.
3.
10.09
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Обучение целенаправленным действиям по 2 – 3 звеньевой инструкции педагога.
4.
13.09
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
5.
17.09
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Совершенствование точности мелких движений рук.
6.
20.09
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Обводка контура предметных изображений, штриховка в разных направлениях.
7.
24.09
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Рисование бордюров по образцу.
8.
27.09
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Графический диктант (зрительный).
9.
01.10
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Графический диктант (на слух).
10.
04.10
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Вырезание из бумаги по контуру предметных изображений.
11.
08.10
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.
12.
11.10
Тактильно-двигательное восприятие.
Определение предмета на ощупь, выделение разных свойств и качеств.
13.
15.10
Тактильно-двигательное восприятие.
Восприятие поверхности на ощупь.
14.
18.10
Тактильно-двигательное восприятие.
Дидактическая игра: «Что бывает… (пушистое)»
15.
22.10
Тактильно-двигательное восприятие.
Работа с пластилином. Лепка «Овощи».
16.
25.10
Тактильно-двигательное восприятие.
Игры с сюжетной мозаикой.
17.
29.10
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от статических и динамических поз.
18.
01.11
Вырезывание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм
За Iчетверть- 18 часов
19.
12.11
Игры с сюжетной мозаикой
20.
15.11
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела(глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений
21.
19.11
Выразительность движений(имитация повадок животных)
22.
22.11
Сравнение и обозначение словом формы предметов(3- 4 предмета)
23.
26.11
Понятие "овал". Упражнения в сравнении круга и овала
24.
29.11
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции
25.
03.12
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий)
26.
06.12
Часть и целое предмета
27.
10.12
Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов
28.
13.12
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку
29.
17.12
Цветовой спектр; цвета холодные и теплые
30.
20.12
Дидактическая игра «Цветик-семицветик».
31.
24.12
Тактильно-двигательное восприятие.
Работа с пластилином. Лепка «Фрукты».
32.
27.12
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Совершенствование точности мелких движений рук.
За II четверть- 14 часов
33.
14.01
Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета
34.
17.01
Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов
35.
21.01
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный ЛЕГО)
36.
24.01
Совершенствование зрительно - двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу
37.
28.01
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)
38.
31.01
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами
39.
04.02
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»
40.
07.02
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Повтори узор. Сделай также»
41.
11.02
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
42.
14.02
Развитие осязания(теплее- холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов(грелка, утюг, чайник)
43.
18.02
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение
44.
21.02
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)
45.
25.02
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее- легче)
46.
28.02
Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз»
47.
04.03
Определение направления звука в пространстве (справа- слева- сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»
48.
07.03
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»
49.
11.03
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона
50.
14.03
Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков
51.
18.03
Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы барабанщики»
52.
21.03
Ориентировка в пространстве (в помещении); вербализация пространственных ощущений с использованием предлогов
За III четверть- 20 часов
53.
01.04
Ориентировка в пространстве (на улице); вербализация пространственных ощущений с использованием предлогов
54.
04.04
Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь»
55.
08.04
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату»
56.
11.04
Деление листа «на глаз» на 2 и 4 равные части
57.
15.04
Складывание листа бумаги «веером»
58.
18.04
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»
59.
22.04
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа
60.
25.04
Ориентировка на листе бумаги. Графический диктант
61.
29.04
Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленного к доске (вертикальное расположение листа)
62.
06.05
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
63.
13.05
Определение времени по часам
64.
16.05
Определение времени по часам
65.
20.05
Длительность временных интервалов(1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). Дидактическая игра «Успей за 1- 2-5 минут»
66.
23.05
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)
67.
27.05
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает»
68.
30.05
Игры с мелкой мозаикой
За IV четверть- 16 часов
За год- 68 часов
Список учебно - методической литературы.
1. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно - методические материалы ». Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Гуманитарный издательский центр, 2007
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида (0- 4 классы). Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Просвещение, 2011
3. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Авторы: А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Год издания: Москва, «Академия», 2003г.
4.«Развитие сенсорной сферы детей». Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева. Год издания: Москва, Просвещение, 2009.