Педагогический проект Песочная страна — страна чудес


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской Республики
ПРОЕКТ

на 2015-2016 учебный год
(развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ)
Разработал:
Педагог-психолог
Данилова С. А.
Ядрин 2015 г.
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К. Д. Ушинский
Актуальность. Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах. Введение в действие ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17.10.2013 г.) предполагает становление в ДОУ новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей социально-личностных качеств и привитие ценностей, соответствующих целевым ориентирам образования.
Одной из актуальных проблем является сегодня развитие эмоциональной сферы детей. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития. Одним из методов развития эмоциональной сферы детей – это песочная терапия.
Песок как материал для самовыражения впервые начал использовать психоаналитик К. Юнг, заложивший основы песочной терапии. Относительно недавно в 1970-е гг. песок нашел новое применение: его стали использовать как материал для рисования.
Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать себя, как эффективный метод психокоррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с песочной терапией являются очень полезными для детей с ОВЗ, так как, зачастую у таких детей происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей, часто наблюдается нарушения эмоционально-волевой сферы. Прежде всего, это «комплекс неполноценности», неуверенность в себе, что может привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому требуется большое внимание уделять психоэмоциональному здоровью детей с ОВЗ.
Наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с такими детьми, является – песочная терапия.
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
В основу песочной терапии с детьми с ОВЗ положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия.
Тип проекта: творческий, игровой.
Вид: долгосрочный (1 год).
Цель: развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ, формирование эстетического отношения к окружающему миру средствами песочной терапии.
Задачи
Обучающие:
- знакомить детей с нетрадиционным методом – песочной терапией;
- осваивать технику рисования пальцем, ладонью.
Развивающие:
- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;
- развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику.
Воспитательная:
- воспитывать доброту, инициативность, усидчивость, терпение, аккуратность при выполнении работы.
Участники: воспитатели, дети группы компенсирующей направленности и их родители.
Методы и приемы песочной терапии:
- исследовательская, практическая деятельность: экспериментирование, поиск, наблюдение;
- игровая деятельность: обыгрывание ситуаций, инсценировка;
- словесные методы: беседа, чтение произведений литературы (сказки, стихи);
- наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций.
Оборудование: стол с подсветкой, песок, миниатюрные игрушки различных категорий.
Ожидаемые результаты:
- освоение детьми элементарных правил владения песочной терапией;
- формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса воспитания;
- стабилизация эмоционального состояния детей;
План реализации проекта:
Первый этап – организационный
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
- Подбор необходимого диагностического инструментария.
Второй этап – основной
- Составление поэтапного плана работы.
- Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса; планирование деятельности педагогов.
Третий этап – заключительный
- Подведение итога и анализ результата проекта.
- Обработка и обобщение полученных данных (обобщение данных опытно-поисковой работы, уточнение выводов, оформление материалов).
«Песочная страна» (работа с детьми)
Занятия по песочной терапии включается в число общих развивающих и коррекционных занятий – два занятия в месяц. Они вызывают интерес у детей, удивление, создают творческую атмосферу. Длительность занятий определяется возрастом и желанием ребенка. Занятия организованы индивидуально и по подгруппам.
Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме.
Основная часть – непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Обязательным является проведение физкультминутки.
Заключительная часть предполагает подведение итогов занятия.
Занятия проводятся в естественной для детей обстановке, не используются запреты и ограничения. Игра и совместные действия с песком приносят радость и удовлетворение детям.
«На одной планете педагоги и дети!» (работа с педагогами)
Результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия психолога с воспитателями детского сада. Это оформление стендов с информацией, полезными советами: «Песок – помощник в развитии сенсорных способностей», «Чудеса на песке» и др.
В процессе проведения консультаций психолог показывает, как с помощью песочной игротерапии можно решать проблемы: «Действуем, видим, размышляем», «Пути создания хорошего настроения».
«Подарим детям дом, где много света» (работа с родителями)
Установление теплых и доверительных отношений с родителями является необходимым условием в работе с семьей. В доступной, интересной форме психолог доносит до родителей значение эмоций в жизни ребенка, роль песочной игротерапии.
На семинаре «Способы работы детей с песком» психолог предлагает родителям различные варианты игр (Пуговичный массаж, Чудесный пирог, Обыкновенное чудо, Рука друга).
Тематическое планирование
№ ппТема Программное содержание Содержание
1 Веселые вагончики - развивать умение различать предметы по цветам;
- развивать память, восприятие цвета;
- развивать умение снимать мышечное напряжение. 1. приветствие.
2. упр. «Здравствуй, песок»
3. упр. «Вагончики»
4. упр. «Кубики»
5. упр. «До свидания, песок»
6. прощание
7. рефлексия
2 Цветочная полянка - формировать умение различать предметы по цвету;
- развивать память, мышление, восприятие цвета;
- развивать умение снимать мышечное напряжение. 1. приветствие.
2. упр. «Здравствуй, песок»
3. упр. «Цветные крышечки»
4. упр. «Фрукты»
5. упр. «До свидания, песок»
6. прощание
7. рефлексия
3 Веселое путешествие - формировать умение различать предметы по цвету;
- развивать память, мышление, восприятие цвета;
- развивать умение снимать мышечное напряжение. 1. приветствие.
2. упр. «Здравствуй, песок»
3. упр. «Бусинки»
4. упр. «Разноцветные дорожки»
5. упр. «До свидания, песок»
6. прощание
7. рефлексия
4 Веселое путешествие - совершенствовать умение различать предметы по цвету;
- развивать память, мышление, восприятие цвета;
- развивать умение снимать мышечное напряжение. 1. приветствие.
2. упр. «Здравствуй, песок»
3. упр. «Бусинки»
4. упр. «Разноцветные дорожки»
5. упр. «Художники»
6. упр. «До свидания, песок»
7. прощание
8. рефлексия
5 Волшебные грибочки - формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»;
- развивать умение регулировать мышечное напряжение. 1. приветствие.
2. упр. «Песочный дождик»
3. упр. «Грибочки»
4. упр. «Художники»
5. упр. «До свидания, песок»
6. прощание
7. рефлексия
6 Зонтики - формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»;
- развивать умение регулировать мышечное напряжение. 1. приветствие.
2. упр. «Песочный дождик»
3. упр. «Зонтики»
4. прощание
5. рефлексия
7 Мячики - формировать представление о понятии «круг»;
- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру. 1. приветствие.
2. упр. «Секретики»
3. упр. «Мячики»
4. стих-е А. Барто «Мяч»
5. упр. «Художники»
6. прощание
7. рефлексия
8 Мячики - формировать представление о понятии «круг»;
- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру. 1. приветствие.
2. упр. «Секретики»
3. упр. «Мячики»
4. стих-е Т. Прокушевой «Мяч»
5. упр. «Части и целое»
6. упр. «Мешочек»
7. прощание
8. рефлексия
9 Ковер-самолет - формировать представление о понятии «квадрат»;
- уточнить представления о понятии «круг»;
- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру. 1. приветствие.
2. упр. «Ковер-самолет»
3. упр. «Строители»
4. упр. «Художники»
5. прощание
6. рефлексия
10 Ковер-самолет - формировать представление о понятии «квадрат»;
- уточнить представления о понятии «круг»;
- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру. 1. приветствие.
2. упр. «Ковер-самолет»
3. упр. «Строители»
4. упр. «Мешочек»
5. упр. «Секретики»
6. прощание
7. рефлексия
11 Лошадки - формировать представление о понятии «треугольник»;
- уточнить представления о понятии «круг», «квадрат»;
- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;
- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха. 1. приветствие.
2. упр. «Песочный ветер»
3. упражнение с фигурами
4. упр. «Заплатки»
5. прощание
6. рефлексия
12 Лошадки - формировать представление о понятии «треугольник»;
- уточнить представления о понятии «круг», «квадрат»;
- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;
- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха. 1. приветствие.
2. упр. «Песочный ветер»
3. раскрашивание
4. прощание
5. рефлексия
13 Шарики - уточнить представления о понятии «круг»;
- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;
- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха. 1. приветствие.
2. упр. «Секретики»
3. упражнение с мячом
4. прощание
5. рефлексия
14 Строители - уточнить представления о понятии «круг»;
- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;
- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха. 1. приветствие.
2. упр. «Строители»
3. упражнение с разрезными картинками
4. прощание
5. рефлексия
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 80 с.
2. Зеленцова-Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 96 с.
3. Куракина Н. М. Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
4. Матяш Ю. Б. Применение песочной игротерапии в создании психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста.
5. Федосеева М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. – Волгоград : Учитель, 2016. – 122 с.

Приложение 1
Организованные игры с песком
Сенсорные игры
Игра «Ныряние»
Погружение в песок («заныривание» ладонями). Руки двигаются сверху вниз. Игру можно проводить одной и двумя руками.
Два ловца, два удальца
В море синее ныряют,
Два пловца, два удальца
В море ножками болтают.
Игра «Дворник»
Закапывание в песок одной руки другой поглаживающими движениями («наметаем» песок одной ладонью на другую) и наоборот, осторожное очищение ладошки от песка.
Выходит дворник из ворот
И словно кисть, метлу берет.
И эту улицу, и ту
Метлой раскрасит в чистоту!
(А. Орлова)
Встанет дворник на заре,
Подметет все во дворе.
И-и-и раз, и-и-и два –
У него в руках метла.
Игра «Отпечатки»
Оставлять на песке отпечатки ладонями, пальцами, кулачками и др. игру можно проводить одной и двумя руками.
«Давай с тобой потопаем-потопаем, протопаем, как слоники (кулачками), как птицы (соединенными пальцами), как гусеницы (костяшками пальцев), как комарики (указательными пальцами)».Игра «Клад»
Предложить малышу закапывать ладонью или совком разные предметы, а затем раскапывать. Сначала это делают ребенок со взрослым. Потом один может закапывать «клад» для другого, а второй будет искать его. В качестве клада могут быть использованы тенистые шарики, крупные марблсы, шишки и др.
Мы копали и копали,
Вот так, вот так.
Ценный клад мы отыскали.
Вот такой, такой большой!
Творческие игры
Игра «Капельки»
Нанести фон на рабочую поверхность. Выполнять отрывистые тычковые движения пальцами рук.
Дождик прошел вдоль дорожек –
Стали дорожки в горошек!
А. Орлова
Игра «Волшебные отпечатки»
Положить на чистую рабочую поверхность предмет, лучше плоский (листок дерева, вырезанное из картона контурное изображение фигуры, животного и др.). Сверху нанести слой песка любимым способом, стараясь не засыпать полностью предмет. Затем аккуратно поднять предмет и вместе с ребенком рассмотреть изображение. Можно его украсить, дорисовав с помощью разных техник.
Игра «Нарядное солнышко»
Нанести фон на поверхность стола, подноса или разровнять песок. Помочь ребенку нарисовать пальцем или веточкой солнце (круг) с лучиками (полоски). Предложить нарядить солнышко – выкладывать марблсы и другие материалы на рисунок. Аналогичным образом можно наряжать изображения, доступные ребенку (осьминожки, человечки).
Солнце наряжается,
В гости собирается.
Скоро выглянет в окно,
Станет все вокруг светло!
В синем море осьминожкиРазминали чудо-ножки,
Ножки, значит, разминали
Да вприсядку танцевали.
Т. МаршаловаПалка, палка, огуречик –
Вот и вышел человечек,
А теперь добавим ножек –
Получился осьминожек.
Э. Успенский
Приложение 2
Картотека игр в песочнице
КАРТОЧКА 1
Цель: развивать тактильное восприятие, мышление, моторику; снять эмоциональное напряжение; настроить детей на совместную работу.
Дидактический материал: песочница, фигурки.
Описание задания: Психолог: Здравствуйте. Давайте сделаем отпечатки наших рук на песке. Что вы чувствуете? Какой песок? (холодный, прохладный). Переверните ладошки! А теперь что вы чувствуете? (песок, кажется ещё холоднее). Давайте, подвигаем руками вперед, назад. На песке остались следы, по ладошкам скользят песчинки. А что чувствуешь ты?
Поскользим ладошками по песку – как …? (… машинки, змейки, санки). Зигзагообразно, по кругу. Пройдемся по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя руками одновременно.
- А теперь превратимся в зайчиков; как они любят бегать по песку!
Попробуем!
Сложим два пальчика вместе, пошли. А чьими могут быть эти следы? (собака, волк, кошка, лев). А три пальчика вместе! Кто здесь гулял? (медведь, кабан, слон).
Игра «Откопай разгадку» Разгадка закопана в песок.
- Квохчет, кудахчет, детей созывает,
Всех под крылья свои собирает. /Курица/
- Маленький, серый пушистый комок, В лесу под деревьями скачет: прыг-скок. /Заяц/
- Голодная мычит, Сытая – жует, Всем ребяткам Молоко дает. /Корова/
- Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает. /Сова/
- Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка. /Лягушка/
- Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В лесу на старом дубе орешки я грызу. / Белка/
Назовите, кого вы отгадали. (Заяц, корова, курица, сова, лягушка, белка).
А теперь мы можем поиграть с этими игрушками. Сочинить сказку и рассказать ее.
КАРТОЧКА 2
Цель: совершенствовать восприятие; развивать умение представлять предметы по их словесному описанию
Дидактический материал: песочница, фигурки.
Описание задания:
Здравствуйте. Нарисуем на песке прямые линии – это дороги. А мы будем шагать по дорожкам.
Сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе.
Сделаем песок ровным и будем рисовать геометрические фигуры пальчиком.
А теперь будем рисовать песком. Набрали песок в кулачок и рисуем круг, медленно высыпая песок из кулачка. (Возможно, сначала просто поучимся медленно высыпать песок из кулачка).
Мы очень старались, у нас уже многое получается. Нарисуйте на песке свое настроение.
Игра «Секретики».
Взрослый закапывает игрушку в песок, а ребенок на ощупь должен узнать, что спрятано, не раскрывая кулачок.
КАРТОЧКА 3
Цель: знакомство с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики, повышать у детей уверенность в себе.
Дидактический материал: картинка – сорока или игрушка, муляжи овощей и фруктов, игрушечные деревца, пластмассовые ложечки, песочницы.
Описание задания: Здравствуйте, я рада вас видеть!
А сейчас покажите мне свою правую руку – спрячьте её в песок, а теперь – левую руку – спрячьте её тоже. Наберите песок в кулачки, поднимите их повыше и медленно сыпьте песок, как «дождик». У вас здорово получается. А вы помните потешку «Сорока-ворона»?
(педагог показывает картинку)
Сорока-ворона кашу варила
Сорока-ворона деток кормила
Этому дала, и этому дала.
И самому маленькому
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
Дети проговаривают слова потешки и имитируют действия.
По взмаху волшебной палочки песочницы превращаются в сад и огород.
Давайте посадим сад – дети выставляют игрушечные деревца и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет.
«Поднялся наш огород.
Все под солнышком растет.
В огороде много гряд –
Тут и репа и салат.
Тут и свекла и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год»
Игра «Узнай по описанию»
Сначала взрослый описывает какой-либо овощ или фрукт, дети должны догадаться, о чем идет речь. А затем ведущим становится кто-либо из детей.
КАРТОЧКА 4
Цель: развивать внимание, память, умение классифицировать предметы по заданным признакам, снять эмоциональное напряжение
Дидактический материал: фигурки диких животных, игрушечные деревья, домик.
Описание задания: Здравствуйте! Сегодня мы будем с вами строить в песочнице сказочный лес и заселять его дикими животными. (Дети должны выбрать из множества фигурок только диких животных).
А теперь давайте назовем и запомним всех животных в лесу.
Игра «Кого не стало»
Дети закрывают глаза, одно животное убирается; Затем его нужно назвать. Кто угадал, тот становится водящим.
Приложение 3
Форма дневника наблюдения за ребенком во время занятия с песком
Вид деятельности Занятие
Организованная деятельность
Больше наблюдает, чем работает сам Активно участвует в играх С трудом сосредоточивается на играх, много отвлекается аккуратность Излишне аккуратен, боится песка, не использует воду Аккуратен в меру возраста Неаккуратен, разбрасывает песок и не замечает этого насыщенность В песочнице мало предметов (0-5) В песочнице достаточное для игры количество предметов (5-20) Песочница перенасыщена предметами, они мешают сосредоточиться на игре тема Цветочная поляна Другие темы Простые манипуляции с песком сюжет Тема не реализована Отдельные сюжетные действия Тема реализована, в игре прослеживаются связанные цепочки сюжетных действий динамика Динамика слабая Динамика активная Динамика чрезмерно активная
Продуктивная деятельность
Больше наблюдает, чем работает сам Активно участвует в играх С трудом сосредоточивается на играх, много отвлекается