Социально — психологический проект Песочная страна — страна чудес
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат с. Воронцовка (ГБОУ школа-интернат с. Воронцовка)
Утверждено
Протокол МС
№ ____от ________2016 г.
Председатель МС
__________ Н.И. Яковлева Согласовано
Руководитель МО коррекционно-развивающего цикла
___________Т.В. СилагинаСоциально-психологический проект: «Песочная страна – страна чудес»
Автор: Кухтик Юлия Анатольевна
Воронцовка, 2016
I. Общие сведения
Автор и руководитель проекта
Фамилия, имя, отчество Кухтик Юлия Анатольевна
Регион Краснодарский край
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ с. Воронцовка
Номер и/или название школы/ОУ ГБОУ школа-интернат с. Воронцовка
Описание проекта
Название темы образовательного проекта «Песочная страна – страна чудес»
Актуальность проекта Сегодня игра с песком, или песочная терапия, становится всё более популярной в педагогической практике. Как только её не называют в различных регионах нашей страны: и «игрой в песок», и «пескотерапией», и даже «пескокоррекцией»!
Песочная терапия носит выраженный сказкотерапевтический оттенок.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребёнка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времён. В настоящее время песочная терапия одинаково успешно применяется в работе с взрослыми и детьми, а также с детьми с ограниченными возможностями.
Ребенку предоставляется возможность свободно играть с песком и фигурами - «строить мир». Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Таким образом, данный метод позволяет гармонизировать внутренний хаос, господствующий в душе ребенка.
Цель Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение песочной терапии в практику работы педагога – психолога ГБОУ школы-интерната с. Воронцовка
Задачи - подготовить оборудование и материалы для песочной терапии;
- разработать и апробировать на практике программу «Песочная страна – страна чудес», направленную на психофизическое оздоровление детей;
- внедрить в работу педагога – психолога школы – интерната песочную терапию.
Целевая группа Учащиеся, воспитанники школы – интерната с. Воронцовка 7 – 12 лет.
Координаторы проекта Руководитель методического объединения коррекционно-развивающего цикла Силагина Т.В.
Конечный продукт, ожидаемые результаты оборудования для песочной терапии
программа «Песочная страна – страна чудеc»
Сроки реализации Сроки реализации проекта с 01.03– 25.05.2016 г.
Смета проекта Приобретение песка, оформление ящика для песка, приобрести коллекцию миниатюрных фигурок, шишки, ракушки, стёклышки, косточки, природный материал, символические предметы – шкатулки, животные, пиалы, религиозные предметы, и т.п.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Материалы на печатной основе Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии» Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика / январь, февраль/ 2007г. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту – Спб.: Речь.2008
Основные средства - информирование родителей о задачах содержимого проекта (просветительская работа в форме лекций, индивидуальная консультативная работа);
- вовлечение родителей в совместную работу над проектом (привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком, совместное изготовление с детьми поделок из песка);
- подготовка оборудования, материалов и инструментов (ящик для песка, песок, коллекция миниатюрных фигурок, шишки, ракушки, стёклышки, косточки, природный материал, символические предметы – шкатулки, животные, пиалы, религиозные предметы, и т.п);
- обогащение предметно развивающей среды;
- психолого – педагогическое сопровождение (серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей).
II. Содержание проекта
Игры с песком бывают обучающие, познавательные, проективные.
Обучающие игры – это игры направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее-холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твёрдое и т.д.
Кинестетические ощущения помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно – кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир.
Ребенку предоставляется возможность свободно играть с песком и фигурами - «строить мир». Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Таким образом, данный метод позволяет гармонизировать внутренний хаос, господствующий в душе ребенка.
Для организации процесса песочной терапии потребуется:
Песочница (ящик для песка);
Песок;
Коллекция миниатюрных фигурок.
Водонепроницаемый ящик, лучше деревянный (50х70х(8см – высота)). Ящик выкрашивается голубой или синей краской – символизирует воду, небо. Используются ящик квадратной формы.
Чистый просеянный песок (можно прокалить в духовом шкафу) 1/3 ящика заполняется песком. Смачиваем его водой, чтобы был влажный. Песок символизирует линию горизонта. Чистить песок один раз в два месяца – промывать водой, можно с шампунем (насыпать в наволочку и промыть)
Коллекция миниатюрных фигурок 8 см (не более) и можно несколько крупных; шишки, ракушки, стёклышки, косточки, природный материал, символические предметы – шкатулки, животные, пиалы, религиозные предметы, и т.п.
Разработать цикл занятий игровой песочной терапии «Песочная страна – страна чудес» соблюдая принципам взаимодействия с детьми:
Принцип комфортной среды.
Принцип безусловного принятия.
Принцип доступности информации.
Принцип конкретизации.
Принцип объективизации, возможность посмотреть на проблему сверху (увидеть целостную картину).
Принцип ориентации на потенциальный ресурс ребёнка (его хобби, увлечение, что получается лучше всего).
Принцип интегрированности в социальную среду (заботимся о ребёнке и вне кабинета) его проблемы в социальном окружении.
Разработать памятку для ознакомления педагогов и родителей с новым применяемым методом работы.
Эффективность и оптимальность данной методики позволяет гармонизировать внутренний хаос, господствующий в душе ребенка.
План реализации проекта
Этапы Мероприятия Сроки Ответственные
I этап
подготовительный 1. Изучение литературы, Интернет-ресурсов по тематике проекта.
2. Определение целей и задач проектной деятельности.
3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
4. Разработка плана реализации проекта;
5. Диагностическое обследование детей: анкетирование, анализ полученных результатов;
01.03. – 05.03
09.03 - 12.03
12.03 - 15.03
15.03 – 17.03
17.03 – 19.03
Ю.А. КухтикЮ.А. КухтикЮ.А. КухтикЮ.А. КухтикЮ.А. КухтикII этап
Основной 1. Приобретение песка, оформление ящика для песка, приобретение коллекции миниатюрных фигурок для игры с песком.
2. Разработка системы коррекционных занятий по песочной терапии.
3. Информирование родителей о задачах содержимого проекта (просветительская работа в форме лекций, индивидуальная консультативная работа);
4. Апробация коррекционных занятий по песочной терапии.
2. Мастер класс для педагогов «Песочная игротерапия в коррекционно – развивающей работе»
3. Презентация проекта для педагогов школы: «Интеграция образовательных областей с использованием элементов песочной терапии» 21.03 - 24.03
21.03 – 31.03
31.03 – 02.04
05.04 – 20.05.
20.05.2016
Педагогический совет Ю.А. КухтикЮ.А. КухтикЮ.А. КухтикЮ.А. КухтикЮ.А. КухтикЮ.А. КухтикIII этап
Заключительный Подведение итогов реализации проекта:
- контрольная диагностика;
- оформление программы и распространение материала: «Песочная страна чудес»
- самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту
(отчет о реализации программы) 20.05 – 24.05
23.05 – 25.05
25.05 – 29.05 Ю.А. КухтикЮ.А. КухтикЮ.А. КухтикIII. Ожидаемые результаты проекта
Ожидаемые результаты проекта Показатели эффективности Источники получения данных
Наличие оборудования (песочница, набор игрушек) Использование в работе педагога - психолога оборудования. ФотоотчетНаличие программы «Песочная страна – страна чудес» Методическая ценность программы «Песочная страна – страна чудес» Отзыв ЗУР на программу, методические пособия,
памятки
Успешная реализация программы «Песочная страна – страна чудес» Применение на практике коррекционно – развивающей работа с воспитанниками по песочной терапии. Положительная динамика (по результатам контрольной диагностики) Фотоотчет, заключения, графики и диаграммы по результатам контрольной диагностики,
журнал консультаций для родителей.
IV. Результаты реализации проекта
Ожидаемые результаты проекта Показатели эффективности Источники получения данных
- развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
- стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
- способствовать развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики;
- формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для протекании учебного процесса;
- совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры;
- приобретение педагогом опыта самостоятельного выбора исследовательско – творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
- снижение агрессивных реакций во время коррекционного занятия;
- снижение агрессивных реакций сразу после коррекционных занятий;
- заинтересованность детей во время коррекционного занятия;
- улучшение настроение во время занятия;
- наличие положительного эмоционального настроения в группе;
- увеличение диапазона и частоты выражения положительных эмоций в процессе всего курса коррекционных занятий;
- уменьшение диапазона и частоты выражения отрицательных эмоций на начало стадии курса коррекционных занятий;
- возникновение новых норм поведения в процессе всего курса коррекционных занятий;
- введение в практику педагога – психолога элементов песочной терапии;
- налаженное взаимодействие всех сторон воспитательно – образовательного процесса, усилилась методическая связь между педагогами и родителями.
Наблюдения.
Анкетирование
Диагностика
Обработка информации
- Наблюдение (включенное и не включенное)
-«Диагностика мотивации Н.Г. Лускановой»;
-Рисунок на тему «Что мне нравиться в школе»; -«Диагностика тревожности» (Филипса);
- «Диагностика личностного развития младших школьников»,
- «Диагностика уровня адаптированности ребенка к школе»,
V. Информирование о деятельности по проекту и его результатах
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
- Выставка, обзор методической литературы и дидактических пособий,
- МО коррекционного цикла: «Разговор о песочной терапии»,
- создание картотеки игр в педагогической песочнице,
- консультации: «Играем с песком». - разработка плана мероприятий, конспектов и сценариев по теме проекта
- подбор и изготовление атрибутов и пособий, необходимых для организации работы с песком
- консультация для педагогов: «История возникновения песочной терапии»
- консультации для родителей «Волшебная сила песка» - Педагогический совет, презентация проекта: «Интеграция образовательных областей с использованием элементов песочной терапии»
- открытые просмотры организованной образовательной деятельности
- изготовление пособия для воспитателей, «Разнообразие игр с песком»,
- консультация «Психологические основы метода песочной терапии» - Панорама педагогических достижений: «Возможности песочной терапии»
- самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту,
- оформление и распространение материала: «Песочная страна страна чудес»
- оформление фотовыставки: «Ребенок, играющий в песок»,
- оформление стенда: «Педагогическая песочница»
VI Результаты реализации проекта.
В ходе подготовительного этапа шла постановка цели задач проектной деятельности. Свою работу я начала с создания условий, подбора необходимого материала, игрушек. Родители и дети охотно приняли участие в сборе материала для песочной терапии, приносили разнообразные мелкие игрушки, ракушки, шишки весь этот материал использовался во время проведения занятий по песочной терапии.
Во время основного этап на занятиях с песком, шла целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по развитию речи, которая способствовала развитию моторики пальцев рук и речевых процессов.
Проект «Песочная страна – страна чудес» был направлен на обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья учащихся воспитанников через внедрение песочной терапии в практику работы педагога – психолога ГБОУ школы-интерната с. Воронцовка.
В ходе реализации данного проекта были подготовлены оборудование и материалы для песочной терапии, разработана и апробирована на практике программа «Песочная страна – страна чудес». Программа включает в себя два раздела, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, направленные на формирование и коррекцию эмоционально волевой, познавательной сферы детей младшего школьного возраста. Разработаны памятки для ознакомления педагогов и родителей с новым применяемым методом работы. Так же педагогам была представлена презентация «Интеграция образовательных областей с использованием элементов песочной терапии».
Познакомила педагогов с возможностями песочной терапии в развитии детей, дала определение песочной терапии, познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по коррекции психологических проблем. Проведённый мастер класс способствовал развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и даже взрослых, это делает прекрасным средством для «заботы о душе». Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).
Наладилось взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами и родителями воспитанников. Введение в практику работы педагога - психолога элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей.
На заключительном этапе подвела итог и сделала вывод о том что, на занятиях с использованием песочной терапии, проигрывая взволновавшую детей ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
Дети чувствовали себя уверенно и с удовольствием посещали коррекционные занятия.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны
Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.