Коррекционное занятие Развитие речи для детей с ОНР в 3 классе по теме: Дифференциация предлогов и приставок.
Тема: Дифференциация предлогов и приставок
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
Задачи:
ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;
формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;
формирование умения работать индивидуально, в малых группах;
формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).
Ход занятия
I. Подготовительный этап (Cлайд 1)
1. Мобилизирующий этап
– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).
Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
– Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами)
– удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).
2. Постановка учебной задачи.
Профессор Сова предлагает нам исследовать вот эту строку: (Cлайд 2)
СКАТИЛСЯМИТЯСВЕТЕРКОМСГОРЫНАПРОГУЛКЕНАСАНКАХ
- Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только - Митя, скатился, с горы, на санках, на прогулке, с ветерком.) (Cлайд 3)
- Составьте предложение. (Cлайд 4)
- Что интересного вы заметили? (Одинаковые предлоги и приставки)
- Как же правильно записать это предложение? ( Предположения детей)
- Какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки). (Cлайд 5)
II. Работа над темой:
1. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве: (Cлайд 6)
Чтобы решить эту задачу мы вновь отправляемся в страну Грамматики.
- Из каких фигур состоит этот замок? (кубик- куб, пирамидка-пирамида)
Каждому ребенку дается по одному кубику и пирамидке.
Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём:
- поставьте пирамидку на кубик
- подержите пирамидку над кубиком
- поставьте пирамидку за кубик
- положите пирамидку кубика.
Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).
Догадайтесь, какое слово я пропустила? ( Около, рядом, слева, справа, у …)
- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах.
- Как они называются?
2. Обобщение знаний о предлогах. (Cлайд 7)
- Что вы знаете о предлогах? (Предлог-это часть речи, служит для связи слов в словосочетании и предложении. Пишется от слов отдельно.)3. Выделение приставок. (Cлайд 8)
- Мудрая сова предлагае вам найти лишнее слово:
(ПО)ЛЕСУ, (ПО)ПОЛЯНЕ, (ПОДАРОК), (ПО)ДУМАЛ.
( Выслушиваются все предположения детей).
- Разделите эти слова на 2 группы (- Назовите слова с предлогами. - Назовите слова с приставками.) (Cлайд 9)
4. Обобщение знаний о приставках. (Cлайд 10)
- Что вы знаете о приставках? ( Приставка-это часть слова, которая служит для образования новых слов. Пишется слитно.
5. Дифференциация предлогов и приставок.
Мудрая сова интересуется: Как отличать предлоги от приставок?
(Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос. Предлоги с глаголами не употребляются. (Cлайд 11)
ФИЗМИНУТКА
Совместим приятное с полезным: отдохнем, и проверим как быстро и правильно вы различаете предлоги и приставки. Я называю слова, если оно с предлогом- вы встаете на носочки и тянетесь руками вверх, а если с приставкой- садитесь. Начнем: За рекой, заречный, забежал, за окном, надумал, на вешалке, нарисованный, на рисунке, нарисовать, от машины, открыл, отворил, от мамы, добежал, до магазина, до урока, дошел, доход, из бумаги, изрезал.III. Закрепление ЗУН.
Игра «Найди приставку и предлог» (Cлайд 12)
Что вы видите на доске? (На доске мы видим словосочетания)
Как вы думает, что вы будете делать, какое будет задание? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)
Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи.
Образец (…)земный переход – переход (…)землей
(…)городная поездка – поездка (..)город
(…)школьный сад – сад (…) школе
ШПАРГАЛКА (Слабые ученики используют карточку-помощницу)
(Cлайд 13)
Игра «Составь словосочетания».
Задание: из данных слов составить словосочетание. (Cлайд 14)
Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые.
ШПАРГАЛКА
Выделить предлог и приставку. Обобщить: В слове «написал» приставка «на», потому что - ….
Читал, середина.
Лез, окно.
Бросился, еда.
Крыл, стол.
- Сколько здесь словосочетаний? (Четыре)
- Прочитайте второе сверху, третье, последнее, четвертое снизу. Запомните их порядок.
ФИЗМИНУТКА «Ёжик» , на развитие мелкой моторики рук.(Cлайд 15)
Гладь мои ладошки, ёжик,
Ты колючий - ну и что-же!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Задание на отсроченное запоминание:
- Вспомните словосочетания, которые мы составляли. Напишите первое и третье словосочетание. Проверьте.
ФИЗМИНУТКА для глаз. (Cлайд 16)
Игра «Умники и умницы» (Cлайд 17)
Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и интеллекте. Представьте себя участником этой передачи.
-Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради:
Зеленая дорожка:
(по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела
Желтая дорожка:
Отец (на)писал адрес (на)конверте.
Лодка (от)чалила (от)берега.
Красная дорожка:
Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги.
Всадник (…)вязал лошадь (…) дерева и (..)скочил (..) седло.
Проверка:
Кто выбрал зеленую дорожку?
Желтую? Красную?
Сравните свою работу с образцом.(На слайде)
Исправьте ошибки, если они есть.
Оцените свою работу. Кто выполнил без ошибок? С 1-2 ошибками? Больше двух ошибок? Кто не справился с работой?
Игра «Рассыпалось предложение». (Cлайд18)
Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями.
-Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)
-Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение. Пожалуйста, не перемешайте слова со словами из другого конверта. Сначала соберите одно, а потом принимайтесь за другое. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, получит приз.
VI . Итог.
А теперь давайте подведем итоги нашего урока. (Cлайд 19)
Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)
Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно)Как различить предлог и приставку? (Нужно поставить вопрос или подобрать подходящее слово.)
Домашнее задание.
Вернемся к предложению, которое вам приготовила Сова в самом начале урока. Прокомментируйте, как его правильно записать. (Cлайд 20)
Дома подумайте , и составьте еще 2-3 предложения на эту же тему, чтобы получился маленький рассказ.
Рефлексия Самооценка
А какое настроение у вас в конце урока? Оцените свою работу.
Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности?
Наше занятие подошло к концу.
Большое спасибо за работу.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых (повышения квалификации) « Учебно-методический центр» городского округа город Салават Республики Башкортостан
Коррекционное занятие развития речи. Дифференциация предлогов и приставок.
Подготовила и выступила на методическом семинаре «Организация коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного и школьного возраста с нарушениями зрения и слуха» ( практическая часть)
Давлетова Л.А. , учитель начальных классов, первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ№15» г. Салавата
Дата: 30.02.2012г.
Салават 2012г.