Опыт работы по развитию связной речи и зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения при написании сочинений по репродукциям картин великих художников
Опыт работы по развитию связной речи и зрительного восприятия
для детей с нарушениями зрения при написании сочинений по репродукциям картин великих художников
В настоящее время в СМИ всё чаще звучат высказывания, что речь детей бедна невыразительна, насыщена неправильным словоупотреблением и вульгаризмами.
«Чем жаловаться на всеобщую темноту, не лучше ли самому зажечь
хоть одну маленькую свечу…», – это высказывание и определило идею
разработки программы по коррекционному курсу «Развитие зрительноговосприятия и связной речи для детей с нарушениями зрения».
Данная программа является частью комплексной коррекционной работы в коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III-IY вида.
Программа «Развитие зрительного восприятия и связной речи» направлена на подготовку детей с нарушениями зрения к восприятию глубины пространства, развитию стереоскопического зрения, зрительного восприятия, связной речи при написании сочинений по репродукциям картин великих художников.
Изучение данного курса актуально в связи с тем, что образная, яркая,
логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня
ребенка. У значительного числа детей младшего школьного возраста снарушениями зрения уровень развития связной речи при описании картины
едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы
детей явно недостаточен. Осмысление содержания картины вызывает у них
затруднения, чаще всего описательные рассказы находятся на стадии
перечисления.
Данные трудности обусловлены особенностями зрительного восприятия
данной категории детей: неточное, неполное восприятие объектов на картине, ошибки в назывании цветов и оттенков, определении расстояния между объектами, словесное обозначение величины, расположения предметов, оценке глубины пространства, называние световых и пространственных признаков (освещенность, перекрытие).
Особенности рассмотрения картины детьми с нарушениями зрения
отражаются в описании изображаемого, поэтому работа над развитием
зрительного восприятия и связной речи младших школьников с нарушениями зрения является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Актуальность обусловлена также ее практической значимостью. Школьники могут применить полученные знания и практический опыт написания сочинений на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, как в начальной школе, так и при получении основного общего образования.
На занятии используются разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания по развитию адекватного восприятия и описания картины; по развитию умения анализировать объекты с целью выделения и называния признаков; по выработке умения осуществлять синтез, как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих компонентов, а также упражнения и задания на сравнение, сериацию и классификацию объектов, что в свою очередь способствует формированию универсальных учебных действий.
Подготовка к написанию сочинения начинается задолго до его написания и проводится одновременно на занятии и во внеурочной деятельности. Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания. Учащиеся совместно с педагогом оформляют альбом, в котором выделены страницы:
1.Биография автора, история написания картины
2. Подбор стихов, пословиц, поговорок, физминуток на заданную тему
3. Активизации словаря учащихся по выбранной теме: создание словаря эпитетов, эпиграфов, синонимов, цвета и оттенков, лексики к картине
4.Рисунки и поделки на тему, приближенную к теме сочинения.
При написании первых сочинений используется прием сотворчества –поработать над созданием текста всем вместе. Коллективное сочинение строится в порядке от первого предложения, затем с учетом первого предложения составляется последующее, и так далее. При этом своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, контролируется развитие темы. По мере продвижения делаются записи на доске и в тетрадях учеников. В этом случае ценность коллективного сочинения как разновидности речевой деятельности состоит в том, что оно помогает школьнику найти форму самовыражения: если одному трудно передать в словах то, что он увидел и почувствовал – помогут товарищи.
Важным условием при написании работы является уверенность детей в том, что их мысли будут встречены доброжелательно и с интересом.
Приемы работы по развитию речи и зрительного восприятия по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
№ п/п Развитие речи. Этапы занятия Развитие зрительного восприятия
1. Вводное занятие.
Где живут картины. Знакомство с Третьяковской галереей
Знакомство с творчеством известных русских художников. Развитие зрительного восприятия, зрительных впечатлений.
2. I.Подготовка к первичному восприятию картины И.И.Левитана «Золотая осень».
1)Знакомство с биографией автора, историей написания картины
2)Установка на восприятие
II.Первичное восприятие
1)Молчаливое рассматривание картины
III.Анализ первичного восприятия
1)эмоционально - оценочная беседа
2) беседа по содержанию картины
Накопление опыта зрительных впечатлений.
Выделение цветов и оттенков в пейзажном изображении.
Детальное рассмотрение каждого объекта.
Восприятие глубины пространства с выделением 1,2,3 планов (словесное обозначение пространственных направлений, выделение пространственных признаков)
Рассматривание мелких деталей с использованием лупы.
3. Состав картины
I.Выявление изобразительных средств картины
Формулирование правила освещенности
Создание словаря «Цвета и их оттенки»
II. Оценивание взаиморасположения предметов в пространстве
Формулирование правила расположения по удалённости Локализация основных цветов и оттенков картины,
нахождение объектов заданного цвета.
эмоциональное воздействие цвета на настроение.
Соотнесение цвета с реальными предметами и объектами. Поисковая деятельность на обобщающие понятия «все объекты холодных тонов», «все объекты теплых тонов» в пейзаже.
Оценивание взаиморасположения предметов в пространстве, заслоненность предметов друг другом, перспективы в изображении.
Определение зависимости величины предмета от расстояния
4. Состав картины
I.Словесное обозначение пространственного расположения объектов
II.Языковая подготовка
1)Словарно - семантическая работа
3)орфографическая работа
4)текстовая работа Моделирование картины с определением местоположения планов на фланелеграфе,
пространственных отношений с учетом глубины пространства
5. Состав картины
I.Собирание рабочих материалов
II.Работа со словарём настроений
Создание словаря эпитетов, эпиграфов, синонимов, лексики к картине
Речевая подготовка к сочинению
Составление плана
Работа над частями (введение, основная часть, заключение)
Характеристика объектов через чувства
Использование приемов вхождения в картину (восприятие с подключением слуховых, тактильных, кинестетических ощущений).
Прослушивание аудиозаписей и соотнесение с окружающими объектами и предметами.
Анализ трехмерного пространства (понятия дальше, ближе, передний, задний план, перекрытие ) и словесное описание информации об окружающем пространстве и расположении в нем предметов, полученных с помощью всех анализаторов.
6 Устное составление описания картины по плану. Написание и корректировка сочинений Обогащение зрительных впечатлений, описание изобразительных средств картины, оценивание положения одного объекта относительно других, отражение этих отношений в речи.
На этапе работы над составом картины, детям, особенно с нарушениями зрения, необходима характеристика объектов через чувства. С этой целью на занятии я применяю приемы вхождения в картину (восприятие с подключением слуховых, тактильных, кинестетических ощущений).
В качестве примера предлагаю этап занятия (прием вхождения в картину) по развитию речи и зрительного восприятия по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
(Звучит музыкальная запись «Шум леса»)
Учащиеся должны сплоченно выполнять задание и следовать тексту, который произносит учитель.
- Ребята! Мы с вами отправляемся в волшебное путешествие.
Сейчас я попрошу вас сесть поудобнее и закрыть глаза.
Итак, мы с вами находимся в окрестностях маленького, уютного городка.
На улице стоит осень. Солнышко светит очень ярко, но температура уже достаточно низкая.
Мы с вами идем на прогулку.
Мы идем в лес. Свежий воздух, лесная прохлада притягивают нас.Дышится легко, ровно, глубоко...
Дорога не утомляет нас, а, наоборот, придает уверенность и силуВот он, наш волшебный лес! Все тропинки в нем нам знакомы, эта ведёт нас вдоль небольшой, спокойной речушки, а эта ведет в березовую рощу. Мы направляемся туда.
Дышится легко, ровно, глубоко...
Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются перед нами, приветствуя нас. Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня.
Дышится легко, ровно, глубоко...
Мы входим в берёзовую рощу. Белые стволы берёз напоминают нам свечи на праздничном торте. Наше внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это подберёзовик. Мы наклоняемся к нему и видим ещё два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберёзовиков уютно устроилась на зелёной кочке!
Свежий воздух пронизывает всё вокруг.
Дышится легко, ровно, глубоко...
Пройдемте на берег реки…. Она манит нас осенней прохладой, свежестью воды, тихим шелестом листьев, плавно ложащихся на воду. Словно разноцветные, яркие кораблики медленно плывущие вдаль…
Насладившись лесной прохладой и тишиной, спокойные, радостно – умиротворённые, мы возвращаемся с прогулки…
Список использованной литературы:
1. Горлова М.А. «Обучение написанию сочинения», журнал «Начальная школа», 2006, № 8.
2.Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Владос, 2000.
3.Загребельная, С.В., Кащаева. Г.С., Мамонтова, Л.А. Обучение написанию сочинений в начальной школе: Практическое пособие/ Под ред. С.В. Загребельной. – М.:АРКТИ, 2006.
4.Зиновьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – М.: АСТ,2003.
5. Кувашова Н.Г. Сочинения для учащихся 1-4 классов. – Волгоград: Учитель, 2000 г.
6.Страхова Л.Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург, Издательский дом Литера, 2007
7.Никулина, Г.В. Охраняем и развиваем зрение – СПб.:Детство – Пресс, 2002.
8.Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. – М.: 1999.
9.Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. – Санкт – Петербург: 2007.