СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ.


СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ.
Наши группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами у детей являются: гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды косоглазия. Дошкольники получают лечение в специальном ортоптическом кабинете с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры.
При организации коррекционно-развивающей среды у детей младшего дошкольного возраста мною учитывается:
Структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации и взаимодействии с окружением;
Обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.
Иными словами, в учреждении необходимо создавать такие условия, чтобы задачи коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановитеьной работы были взаимосвязаны.
Основными задачами коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения являются:
Активизация зрительных функций, повышение остроты зрения: используются различные мозаики (напольные, настольные и т.д.) домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация на мелких предметах. (близоруким нагрузки не давать или соблюдать осторожность);
Тренировка сетчатки глаза: упражнения с цветными предметами – яркими, крупными;
Формирование цветоразличения основных цветов (оттенков с детьми старшего возраста);
Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поле зрения (использование лазерной указки);
Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку, смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации;
Выработка бинокулярного зрения;
Развитие стереоскопического зрения.
Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л.И. Плаксиной.
В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях с детьми включаю задания по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики, логические кубы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, конструкторы. Детям младшего дошкольного возраста, для обводки необходимо давать простые крупные предметы (шар, яблоко, грушу и т.д.) В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому использую при обводке крупные трафареты. Обязательно включаю в работу задания на выделение формы, цвета и величины, пространственного положения предметов: «Найди такой же», «Подбери одинаковые», «Что ближе от тебя, что дальше?» и т.д. в процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию и классификации предметов по основным признакам.
В период плеоптического лечения для детей младшего дошкольного возраста я использую игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, разрезные лото. Такие упражнения заставляют маленьких детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Использую так же различные деревянные лабиринты, лабиринты на проволоке, для развития остроты зрения.
Для активации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать методический прием, как дидактические игры с лазерным фонариком «Где зажегся фонарик?».
Для решения задач коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы мною используется прием оформления стен групповых комнат и спален с размещением на них зрительных тренажеров: схем Базарнова, различных сюжетных лабиринтов из цветных веревок. Этот прием помогает стимулировать у маленьких детей зрительные функции, локализацию, фиксацию, аккомодацию, способствует формированию бинокулярного зрения.
Так же для развития глазомера и глазодвигательных функций, развития переферического зрения и координации способностей детей младшего дошкольного возраста, используются игровые лабиринты со скатыванием предметов по металлическим или пластмассовым дорожкам.
Таким образом, правильно созданная коррекционно-развивающая среда, способствует развитию сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения и повышает результативность лечебно-воспитательной работы, что позволяет сохранить здоровье детей.