КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Надежда»
Коррекционно-воспитательное занятие,
посвященное 97-летию И.Г. Истомина
Возраст воспитанников: 9-11 лет
Разработала и провела:
Н.А. Мамедова, воспитатель
2014 г
с. Газ-Сале
ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ ИСТОМИН
(19171988 гг.)
Когда солнце над тундрой светит,
Тундре радость несет оно.
Когда много друзей на свете,
Сердце счастьем озарено.
И.Г. Истомин
Цель: Содействовать развитию личностных качеств воспитанников через знакомство с жизнью и творчеством первого писателя Ямала И.Г.Истомина.
Задачи:
пополнить знания детей о биографии первого писателя Ямала;
содействие формированию таких личностных качеств воспитанников, как мужество, целеустремленность, настойчивость, любовь к жизни, познанию, честность и доброта ;
развитие творческих начал воспитанников в декламации стихов, рисование, сочинение музыки.
воспитание чувства гордости за родной край через знакомство с произведениями писателя.
Предварительная работа:
чтение стихов и рассказа « Случай с рукавицей»
чтение сказок: «Мышонок и Олененок», «Черный и белый», «Почему рыбы живут в воде», «Снегирь и мышонок», «Сова и куропатка».
Чтение отрывков из повести «Первые ласточки»
Оформление:
Портрет Истомина
рисунки из альбома И.Г.Истомина
Картины И.Г.Истомина «Арест Ваули», «Выкуп Аманата», «Ленин на Урале»
Рисунки детей
Магнитофон
Музыкальные записи
Мольберт
Выставка рисунков детей к сказкам
Организация воспитанников к занятию
II. Вводная часть (вступительное слово):
Воспитатель:
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем.
Ребята, мы с вами учили эти строки. Скажите, пожалуйста, из какого стихотворения они?
Правильно, стихотворение называется «На Ямале мы живём».
А кто написал это стихотворение?
Правильно, ребята, стихотворение написал Иван Григорьевич Истомин. На нашем стенде расположен его портрет.
Сегодняшнее занятие посвящено жизни и творчеству Ивана Григорьевича. Кто мне подскажет, в каком году он родился? А сколько лет ему исполнилось бы сегодня?
Правильно, в феврале исполняется 95 лет со дня рождения писателя Ивана Григорьевича Истомина.
II. Основная часть.
1-ый воспитанник: Вот как он писал о нашем северном крае: «Тундра... Завидная ныне для людей, но почти безлесная и холмистая равнина, известная кочующими стадами оленей, разными птицами, зверями и рыбой. Зимой, долгой и студеной, снега, бураны, метели. Весной долгожданной новорожденные олешки-авки и вереницы летящих перелетных птиц. Летом, коротким, теплым, светлым круглые сутки, предстает тундра в зелени-траве, в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней гонимые оводами и комарами стада дальше, на север. А осенью, темной и слякотной, кочевка оленьих стад обратно на юг и начало охотничьего промысла».
2-ой воспитанник: О себе Иван Григорьевич писал: «Вот сюда, через Уральские горы из Ижмы, в Сибирь, в село Мужи, и перебрались когда-то мои родители Григорий Федулович и Елена Ивановна Истомины. По национальности коми-зыряне. Здесь я и родился.
Но в 3 года от роду меня постигло большое несчастье разбил паралич, и я остался на всю жизнь калекой. С 8 лет встал на костыли. С детства пристрастился рисовать искривленными пальцами. Любил слушать сказки, пословицы, поговорки, загадки, которых превеликое множество знали бабушка, мать, отец. Слушал песни отец мой хорошо играл на тальянке. Семья была дружная, и дома у нас постоянно бывали ханты, ненцы, русские. Так я научился говорить и на этих языках, почувствовав прелесть и неповторимость каждого из них».
Воспитатель: Позднее, - уже учась в педагогическом техникуме, он стал писать стихи, очерки, рассказы на русском, коми-зырянском и ненецком языках. Послушайте, пожалуйста, стихи И.Г. Истомина в исполнении наших воспитанников.
Чтение стихов.
Воспитатель: На многие стихи Ивана Григорьевича сложены песни.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь спеть эти стихи (воспитатель раздает детям четверостишие):
В снежном вихре, словно тени,
По холмистой тундре мчат,
Не бегут мои олени,
А по воздуху летят.
3-й воспитанник:
Высоко несут и гордо
Красоту рогов своих.
Словно бороды под мордой
Шерсть разветрена у них.
Воспитатель: Кому из вас стихи показались песней? Пропойте, пожалуйста, её (те, кто подобрал свою мелодию к стихам, припевают куплет).
Воспитатель:
Я люблю езду такую,
Только править успевай!
И поёт душа ликуя:
Здравствуй тундра, милый край!
3-й воспитанник:
От полярного сиянья
Посветлело, словно днем.
На большие расстоянья
Хорошо видать кругом.
Воспитатель:
Вот испуганно и сонно
Куропатки поднялись.
Со сверкающего склона
След песца уходит вниз
3-й воспитанник:
Я люблю езду такую,
Только править поспевай!
И поёт душа, ликуя,
Здравствуй, тундра, милый край.
Воспитатель: Вы уже убедились, что эти стихи звучат, словно песня. Ребята, давайте придумаем название стихотворению. Когда и где человек в тундре поёт? (ответы детей). Пожалуй, вы правы - в дороге, когда едет на упряжке оленей, кругом светлым-светло, душа поет! Это стихотворение так и называется - «В дороге». А композитор Семён Няруй на эти стихи сложил песню. Потому что, на самом деле, когда читаешь это стихотворение, хочется петь. И слова поющие просятся: «Спойте. И запоешь!» Воспитатель: Миша нам хочет прочитать ещё одно стихотворение Истомина.
Воспитанник:
Вновь полярное сиянье
Над Ямалом занялось.
Ты откуда, ты откуда,
Диво-дивное взялось?
Разноцветными лучами
Ты всё небо обожгло.
Сразу звездочки померкли
Сразу в тундре рассвело.
Ты над ненцами и раньше
Полыхало, как сейчас,
Но, забитых и бесправных,
Ты не радовало нас.
Повторяет каждый житель
Полуострова Ямал:
Это звёзд кремлёвских отблеск
В нашем небе заиграл!
Воспитатель: Ребята, а какое бы вы дали название стихотворению, которое только что услышали? (воспитатель вместе с детьми подбирают название стихотворению «Полярное сияние»).
Очень внимательно послушайте, пожалуйста, ещё одно стихотворение, которому мы с вами также придумаем название. (стихотворение «Авка» читает 4-ый воспитанник).
4-ый воспитанник:
К дню рождения дядя Лас
Мне подарочек припас.
А зовут подарок Авкой.
Очень Авку я люблю.
Свежим хлебом, сочной травкой
Я из рук ее кормлю.
Он ведь только из пеленок.
Этот Авка – олененок.
Издали меня он чует
И такой представьте, плут.
Только выйду я из чума,
Авка сразу тут как тут
Хлеба дам – он ждёт добавки.
Травки дам –все мало Авке.
А одна причина тут:
Ножки Авкины растут.
Подрастай скорее, Авка,
А как вырастешь потом
Будешь ты в упряжке, Авка,
Быстроногим вожаком!
Через кочки и овражки
Ты помчишь, копытя снег.
Полетит моя упряжка
Дальше всех, быстрее всех!
Воспитатель: Предлагаю провести физминутку «Олень».
Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Идут по холмистой тундре олени,
Идут и в стороны глядят.
Останавливаются и ногами разгребают глубокий снег.
Отдохнувши, наевшись ягеля.
Дальше идут, не идут, а по воздуху летят.
А теперь поговорим о сказках, которые нам подарил Иван Григорьевич. Сказки – это интересно. Иван Григорьевич писал: «Сказки эти не я придумал. Я только запоминал, а что запомнил - записал. Сочиняли сказки люди, народ, ещё в те далёкие времена, когда и книжек-то не было. А если и были, то читать их неграмотные ненцы не могли, да и дойти до этих далёких краев не могли. Но без сказки никак нельзя. Все народы славятся сказками, скучно без сказок. Устно передавали из поколения в поколение. В них описывался родной край в котором живут, знали птиц, зверей - всё, чем богата земля, чтобы учились быть смелыми и честными, добрыми и умными».
- Ребята, мы с вами читали много сказок, вы к сегодняшнему занятию оформили стенд, на котором изобразили своих любимых сказочных персонажей и сюжеты из этих сказок. Расскажите, пожалуйста, из каких сказок эти картинки? (воспитанники описывают свои картинки)
Давайте попробуем «оживить» ваши рисунки (если есть рисунки из сказки «Мышонок и Олененок») из самой настоящей сказки - «Мышонок и Олененок».
Рассказчик: Бежит однажды Мышонок. Бежит, а навстречу ему Олененок.
Мышонок: Дружок Олененок, откуда ты и куда идешь?
Рассказчик: Услышал Олененок мышиный писк, пригнул голову пониже и
отвечает.
Олененок: Разве не видишь? За четырьмя ножками своими гоняюсь.
( Мышонок смеется)
Мышонок: Ты, оказывается, тоже сам не знаешь, куда идёшь. Коли так пойдем вместе!
Олененок: Давай пойдем!
Рассказчик: Пошли вдвоем. Мышонок еле успевает гнаться за Олененком. Много раз Олененок терял Мышонка из виду. А когда шли между кустами, чуть не наступил на Мышонка копытцами.
Мышонок: Давай в прятки играть!
Олененок: Давай! Ты маленький, ты и закрой глазки, а я спрячусь.
Рассказчик: Мышонок сел на задние лапки, а передними закрыл глаза, Олененок побежал и спрятался за лежащим на земле деревом. Долго искал Мышонок Олененка, но найти не смог. Наконец обессилел совсем. Сел и начал думать, как же все-таки найти Олененка.
Мышонок: Ага, я этого великана хитростью возьму! (кричит) Дружок, Олененок! Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать!
Олененок: Эх, плохо я сделал! Правду Мышонок говорит! Спрячу получше свои рога! (вскакивает)
Мышонок: Ага! Вот ты где! А теперь я спрячусь! (прячется)
Рассказчик: долго Олененок искал Мышонка, но найти не смог. Обессилел совсем и лег отдыхать.
Мышонок: (выходя из укрытия) Эх, ты, дружок Олененок! Сам большой, а недогадливый! Я маленький, а хитрее тебя! (убегает)
Рассказчик: Фыркнул Олененок от обиды и побежал в другую сторону. С тех пор никогда не увидишь, чтобы Мышонок с Олененком вместе играли.
Мораль: Хитрость - черта не отрицательная, но обманывать нельзя. Мышонок был не прав.
Воспитатель: Увлекаясь, наряду с литературой, и живописью, Истомин окончил студию изобразительного искусства: некоторые его картины маслом приобретены Салехардским музеем имени Шемановского, например, «Ваули Пиеттомин», «Ленин на Ямале» и др. (показ картин)
Я вам покажу несколько рисунков из альбома Истомина (показ рисунков).
Наши дети нарисовали рисунки не только к сказкам, но и стихам поэта (рассматриваем рисунки)
За несколько десятилетий на ненецком и русском языках издано около 30 книг Ивана Григорьевича.
Паралич не оставил в покое этого стойкого человека. Второй раз, уже в зрелом возрасте, паралич приковал его к постели. Ходить на костылях уже не мог. Но все равно не сдавался , а продолжал писать. Его жизнь прервалась, когда ему исполнилось 71 год.
Все произведения Истомина наполнены желанием жить. Жить и любить свою Родину.
Подведение итогов занятия
Воспитатель: На этом мы заканчиваем наше занятие.
Кому оно было посвящено?
Ивану Григорьевичу Истомину, в честь 95-летию со дня рождения.
Понравился ли вам писатель Истомин как человек, как поэт, как сказочник?
Заключение:
Самоанализ, самооценка детей.
- Сегодня на занятии все дети проявили себя с хорошей стороны. Кирлл, Миша, прекрасно выучили стихи, Дима, Наташа, Зиннатулла отвечали на вопросы, Мирослава, Стасик и Наташа показали сказку. Молодцы! Спасибо всем.
Литература.
В.Г. Истомин Первые ласточки том 2 Екатеринбург 1997г.
Л.В. Федорова Северные родники Тюмень 2001г.
13PAGE 15
13PAGE 14115
13 EMBED Word.Picture.8 1415
13 EMBED Word.Picture.8 1415
И мысли твои
созреют в добрые поступкиБелый мраморRoot Entry15Times New Roman