Конспект урока музыки во 2 классе Колокольные звоны России


Ермолина Ольга Лоэнгриновна,
учитель музыки МБОУ СОШ №51
имени Ф. А. Абрамова г. Архангельска
Проект урока по музыке во 2 классе
Программа «Музыка» (начальная школа), авторы Критская Е. Д.,
Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.
Тема: «Колокольные звоны России»
Тип урока: расширения и углубления знаний
Вид урока: традиционный
Обучающие цели:
Познакомить с историей колокольных звонов в России, их появлением и связями с православными обычаями и традициями
Закрепить понятия «набат» и «благовест»
Познакомить с новыми понятиями «тембр» и «трезвон»
Расширить знания о музее деревянного зодчества в Малых Карелах (г. Архангельск) и о музыкальной культуре Севера (региональный компонент)
Развивающие цели:
Развивать умение чисто интонировать мелодию на одном звуке, одновременно наращивая темп
Учиться быстро брать дыхание и вовремя вступать после длинных длительностей
Развивать творческие и певческие способности
Способствовать развитию произвольного внимания
Воспитываюшие цели:
Воспитывать интерес и любовь к истории России и малой Родины, к северной народной музыкальной культуре.
Воспитывать потребность и желание участвовать в исполнении музыкальных произведений, используя различные виды музыкальной деятельности: пение, танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах.
Воспитывать духовную культуру личности учащегося
Оборудование:
Плакаты «трезвон», «благовест», «набат», «опера», «тембр».
Цветные фото экспонатов музея Малые Карелы
Портрет М. П. Мусоргского
Карточки с определениями характера музыки для индивидуальной работы
Иллюстрация «Колокольня»
Дуга с колокольчиками для игры, картины
Репродукции Глазунова «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Дмитрии»
Фото звонаря музея Малые Карелы Владимира Петровского
Герб Архангельска
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формульные УУД
1 Настрой учащихся на музыкальную деятельность. Продолжаем тему «Колокольные звоны России» Вопросы: Когда появились колокола в России? Когда они звучали? Какие виды колокольных звонов знаете? Исполнение попевки «Дон-дон». Работа над выразительностью (исполнение с изменением темпа и динамики) Определить характер музыки, подобрать соответсвующее определение Личностные УУД: понимать роль колокольных звонов в истории России. Коммуникативные УУД: уметь петь слажено в хоре, выполняя определённые задачи, оценивать своё участие в общем исполнении.
2 Закрепление материала прошлого урока Вопросы: Какое произведение слушали, где изображены колокольные звоны? Назовите жанр произведения, автора, название? Литературный источник, его автор? Ответы на вопросы учителя. Повторное слушание фрагмента оперы Мусоргского «Борис Годунов». «Великий колокольный звон» Работа с определениями на карточках, рассматривание репродукций картин Глазунова «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии» Регулятивные УУД: Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану. Личностные УУД: Выражать свои эмоции по поводу прослушанного произведения и картины художника
3 Определение темы урока Рассказ учителя о звоннице, православных праздниках, о видах колоколов, о связи их размеров с тембром – окраской звука.
Дать понятие тембра Работа в группах. Дети читают стихотворение С. Есенина «Пасхальный благовест» Познавательные УУД: Стремиться к приобретению комплекса знаний по предмету
4 Продолжение работы над основной темой урока Предлагаем перенестись в музей «Малые Карелы». «Беседы о музее, рассматривание цветных слайдов с изображением изб, церквей, мельниц и т. д. Приглашает поучаствовать в народном гулянии. Рассказывает о звонаре Владимире Петровском. Участие в беседе. Исполнение песен «Северный хоровод» (Филлипенко), русской народной песни «Млада» Участие в игре «Колокольчики»
Слушают звон «Красный» в исполнении В. Петровского Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в коллективном исполнении песен, хороводов.
5 Обобщение знаний по теме урока Вопросы по теме урока. Внести герб Архангельска. Озвучить символику. Обратить внимание, что Михаил Архангел изображён с крыльями. (Сравнение с текстом песни «Величальная Архангельску») Отвечают на вопросы учителя. Исполняют песню «Величальная Архангельску» Исполнение трио оговорённого фрагмента песни. Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: учиться адекватно воспринимать оценку учителя, исполнить сольную партию.
Конспект урока
Сегодня мы продолжаем тему «Колокольные звоны России». Колокола появились на Руси 1000 лет назад, привезли их из-за границы. Но только в России они обрели такое значение и только здесь существует единственная школа звонарей.
Вопросы:
Где использовались колокола в России?
Когда они звучали?
Какие виды колокольных звонов знаете?
(поместить плакаты «набат» и «благовест» после ответов учащихся)
Исполнение попевки «Дон-дон-дон». Вопрос: набат здесь или благовест?
Вопросы:
Какое произведение слушали, где изображены в оркестре колокольные звоны? («Борис Годунов» М. П. Мусоргский)
Жанр произведения? (опера)
Почему опера так называется? (имя главного персонажа)
Автор литературного источника? (Пушкин А. С.)
Слушание фрагмента Великий колокольный звон
Работа с определениями на карточках в группах (4 человека) (Выбрать подходящее определение из нескольких предложенных) Рассматривание картин (репродукций) Глазунова «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии»
Вопросы:
Набат или благовест?
Почему набат? (Годунов кровавым путём встал на престол)
Рассматривание фото на доске (церковь с колокольней, музей «Малые Карелы»). Рассказ о звоннице, православных праздниках. Обратить внимание на различные размеры колоколов, разные голоса. Внести разные по размеру и тембру колокольчики, сравнить.
Дать понятие тембра (окраска звука, голоса)
Поместить карточку на доску.
Рассказ о трезвоне (Понятие на карточке на доске)
Учащиеся (4 человека) читают стихотворение Есенина «Пасхальный благовест» (домашнее задание)
Предлагается учащимся перенестись в музей деревянного зодчества в Малых Карелах, поучаствовать в народном гулянии.
Исполнение песни «Млада»
Исполнение хоровода «Северный хоровод»
Проводится игра «Колокольчики»
Рассказ о звонаре Владимире Петровском.
Слушание «Красного» звона в исполнении Петровского.
Внести цветное фото музыканта
Вопрос: Какое настроение создаёт этот звон? Как понимаете выражения «красна - девица», «красный угол в избе»?
Исполнение песни «Величальная Архангельску»
Напомнить, что сочинил песню не профессиональный композитор, а простой архангелогородец.
Вопрос: почему Архангельск в песне назван светлокрылым?
Внести герб Архангельска, рассмотреть, обратить внимание, что святой Михаил Архангел изображён с крыльями
Подведение итогов урока