Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера. «Путешествие по неизвестному материку»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера.
«Путешествие по неизвестному материку»
Цели занятия:
Учебные: упражнение в соотнесении цвета-длины – числа и использовании различных способов сравнения по длине (приложение, на глаз); закрепление состава числа 6; упражнение в умении писать цифры; упражнение в прямом и обратном счете; упражнение в делении целого на части; самостоятельное выкладывание изображения по схеме.
Развивающие: совершенствование зрительно-двигательной координации; внимания: концентрации, устойчивости, умения переключаться с одного вида деятельности на другой; формирование умения договариваться, планировать совместную деятельность, разделять функции; развивать умение логически мыслить; создание условий для эмоционального роста детей (фантазии, творчества)
Воспитательные: развитие умений слушать и слышать, оказывать взаимопомощь; привитие интереса и любви к математике; воспитание
навыков коллективной деятельности
Материал: Цветные палочки Кюизенера; мяч, макет озера, восковые мелки, карточки с индивидуальными заданиями, схема корабля из палочек Кюизенера фонограмма;
Методические приемы: Использование условных символов, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых задач и поиск выхода из трудных ситуаций.
Ход занятия
Воспитатель: Вы любите путешествовать? (Дети - «да»)
Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие, да не простое, а на нашем звездолете «Восход». Согласны?
Давайте соберем наш «чемодан» путешественника, в который сложим самые необходимые предметы. Чтобы он не был очень тяжелым, каждый из вас возьмет только одну вещь.
Игра «Чемодан»
Воспитатель: Вещи мы собрали. Пора подниматься в звездолет, но вход в него расположен высоко от земли. Как можно попасть в салон звездолета?
( Подпрыгнуть, взобраться по канату, построить лестницу-трап Приходят к мнению построить лестницу)
Воспитатель: Построить лестницу нам помогут цветные счетные палочки.
Дети выкладывают трап-лесенку из палочек Кюизенера, отмечая цвет палочки и число, которое оно обозначает.
Дети, какая по счету ступенька по счету самая низкая, Какого она цвета? Какая по счету ступенька самая высокая и какого она цвета?
Воспитатель: Вот мы и на звездолете. Кресла в нем все пронумерованы. Каждый из вас по своему билету – цветной палочке- определит номер кресла и займет его
Дети получают палочку и занимают соответствующее место.
Воспитатель: К старту космического корабля приготовиться!
- одели спасательные жилеты
- шлемы Дети выполняют упражнения
- защитные очки на имитацию движений и
-застегнули ремни безопасности пальчиковые упражнения
- включили бортовой компьютер
- начали стартовый отсчет (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1)
Старт! Звучит музыка)
Воспитатель: Наш полет проходит по заданному маршруту. Бортовой компьютер показал материк, который мы сейчас пролетаем.
Давайте придумаем ему название и отметим в бортовом журнале
Дети рассматривают предметы острова, определяют, что это все виды четырехугольников и дают соответствующее название материку.
- А вот показался другой материк. Как назовем его?
(все предметы – 5-ти, 6-ти, 7-ми угольники – это материк многоугольников)
Воспитатель: Что-то двигатель нашего звездолета работает с перебоями (Фонограмма). Похоже, что нам придется срочно эвакуироваться.
В иллюминаторах виден неизвестный материк, он окружен со всех сторон водой.
Приготовиться к эвакуации!
Дети совершают действия имитирующие подготовку и эвакуации и высадки на материк.
Воспитатель: Вот мы на неизвестном материке.
Проводится физ. пауза «Оживи картинку»
- Восходит солнышко Сделать круг руками
- Лучик солнца попал на лицо Закрыть глаза и погреть лицо
- Вот подул легкий ветерок
И у нас сразу засвистело над ушами С-С-С
Как свистит легкий ветерок?
- А вот ветер окреп и подул сильнее. Покачать руками-ветками
Под его порывами закачались сосны.
- Как они зашумели? Ш-Ш-Ш
- Под теплыми лучами проснулись цветы Соединить локти и раскрыть
ладошки.
- Вокруг цветка зажжужали жуки Ж-Ж-Ж
- Затем стрекозы Ц-Ц-Ц
- комары З-З-З
- А мы с вами дышим свежим воздухом 1)Глубокий вдох через нос-
(дыхательные упражнения) руки вперед
2) Наклон вперед-полный выдох
через рот - руки к груди
(2 раза)
- Почувствовали, какой воздух? (ответы детей) Чистый, свежий
прохладный,
влажный,
прозрачный.
- Посмотрите, какие облака плывут над нами Подняв голову, показать
очертания облаков
- Посмотрите как растете травка Присесть и медленно
Подниматься
- Вот появился ежик Показать как он ходит
- Пролетели птицы вдалеке Помахать крыльями
Воспитатель: Продолжим наше путешествие? Тогда пойдем вглубь материка.
На пути раскинулось озеро. Какие необычные на нем волны. Что они вам напоминают? (Ответы детей)
Правильно, это недописанные цифры. Если вы верно их допишите, то сможете как по камешкам перейти на другую сторону к скалам
Ребенок берет свой «кусочек» озера, дописывает цифру, рассказывает о ней стихотворение
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что на берегу озера сидит рыбак?
Кого он вам напоминает? Правильно, это вопросительный знак и он приготовил вам вопросы.
Будьте внимательны, отвечайте по очереди, передавая символ-знак вопроса.
1. Сколько месяцев в году?
2. Какой месяц первый?
3. Назови зимние месяцы?
4. Сколько носов у двух псов?
5. Сколько дней в неделе?
6. Какой по счету четверг?
7. Сколько лун на небе?
8. Сколько голов у Змея-Горыныча?
9. Сколько частей в сутках?
10. Твое любимое время суток и почему?
Воспитатель: Вы – молодцы, правильно ответили на все вопросы и сможете пройти вглубь материка
Дети переходят к столам.
Воспитатель: Ребята! Этот материк, наверно, необитаем или жители его испугались и спряталис
·ь от нас. Очень бы хотелось, чтобы они узнали о нашей планете – Земля.
Мы сможем им оставить рисунки, которые будут характеризовать три стихии нашей планеты: землю, воду и воздух. А помогут в этом наши палочки.
Дети по желанию делятся на 3 команды, каждая из которых подходит к своему столу, с обозначенной стихией, и выкладывает из палочек придуманные изображения
Воспитатель: Мы, как древние жители Земли, оставили свои рисунки на скалах, но пора возвращаться назад.
А на пути широкое озеро. Добраться к нашему звездолету можно только на корабле. Вот таком. (Детям предлагается схема-образец)
Дети выкладывают из палочек Кюизенера корабль
Воспитатель: Чтобы зайти на корабль необходимо приобрести билеты. Приготовьте разменные монеты и расскажите как вы будете расплачиваться, если билет стоит 6 рублей
Дети отвечают, используя палочки Кюизенера
Воспитатель: Что-то я проголодалась. Смотрите, а здесь есть яблоки, но их всего пять и на всех не хватит. Давайте подумаем, как их разделить на всех поровну.
Дети делят яблоки.
Воспитатель: Ну вот, и перекусили. Настроение отличное! А вот и наш звездолет. Пока мы с вами путешествовали по материку, двигатели остыли и работают без перебоев.
Занимайте места. К старту приготовиться.
- одели спасательные жилеты
- шлемы Дети выполняют упражнения
- защитные очки на имитацию движений и
-застегнули ремни безопасности пальчиковые упражнения
- включили бортовой компьютер
- начали стартовый отсчет (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1)
Звучит фонограмма
Планета Земля приветствует вас!
Ход занятия (№2)
Воспитатель: Вы любите путешествовать? (Дети - «да»). А знаете, что в путешествие отправляются сообразительные, находчивые и дружные. Проверим эти ваши качества?
Игра с мячом «Вопросы и ответы»
1. Сколько месяцев в году?
2. Какой месяц первый?
3. Назови зимние месяцы?
4. Сколько носов у двух псов?
5. Сколько дней в неделе?
6. Какой по счету четверг?
7. Сколько лун на небе?
8. Сколько голов у Змея-Горыныча?
9. Сколько частей в сутках?
10. Твое любимое время суток?
Вы правильно ответили на все вопросы и готовы к путешествию.
Воспитатель: Пора подниматься в звездолет, но вход в него расположен высоко от земли. Как можно попасть в салон звездолета?
( Подпрыгнуть, взобраться по канату, построить лестницу-трап Приходят к мнению построить лестницу)
Воспитатель: Построить лестницу нам помогут цветные счетные палочки.
Дети выкладывают трап-лесенку из палочек Кюизенера, отмечая цвет палочки и число, которое оно обозначает.
Дети, какая по счету ступенька самая низкая? Какого она цвета? Какая по счету ступенька самая высокая и какого она цвета?
Воспитатель: Вот мы и на звездолете. Кресла в нем все пронумерованы. Каждый из вас по своему билету – цветной палочке – определит номер кресла и займет его
Дети получают палочку и занимают соответствующее место.
(Правильно, если твоя палочка черная - твое место №7 и т.п.)
Воспитатель: К старту космического корабля приготовиться!
- одели спасательные жилеты
- шлемы Дети выполняют упражнения
- защитные очки на имитацию движений и
-застегнули ремни безопасности пальчиковые упражнения
- начали стартовый отсчет (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1)
Старт! (Звучит музыка)
Воспитатель: Наш полет проходит по заданному маршруту. Бортовой компьютер показывает материки, которые мы сейчас пролетаем.
Воспитатель: Что-то двигатель нашего звездолета работает с перебоями. Похоже, что нам придется срочно посадить звездолет и эвакуироваться.
В иллюминаторах виден неизвестный материк, он окружен со всех сторон водой.
Приготовиться к эвакуации!
Дети совершают действия имитирующие подготовку и эвакуации и высадки на материк.
(Отстегнули ремни, сняли жилеты, очки, шлемы)
Воспитатель: Вот мы на неизвестном материке.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие? Тогда пойдем вглубь материка.
На пути раскинулось озеро. Какие необычные на нем волны. Что они вам напоминают? (Ответы детей)
Правильно, это недописанные цифры. Если вы верно их допишите, то сможете как по камешкам перейти на другую сторону к скалам
Ребенок дописывает цифру и называет ее.
(Все переходят на другую сторону)
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что на берегу озера сидит рыбак?
Кого он вам напоминает? Правильно, это вопросительный знак и он приготовил вам вопросы.
Дети выполняют задания по темам: «Найди соседа», «Дорисуй недостающий предмет»
Воспитатель: Вы – молодцы, правильно ответили на все вопросы и сможете отдохнуть.
(Дети переходят к столам и становятся вокруг)
Физ. пауза
Воспитатель: А теперь можно и отдохнуть.
Показывает палочку 1 – согнуться, разогнуться
2 – нагнуться, потянуться
3- наклоны вправо, влево
4 – мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками
5 - качаем головою
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Мы руки подаем
И бегаем кругом
Воспитатель: Можем продвинуться назад.
А на пути широкое озеро. Что делать? Как можно переправиться через него?
(Дети предлагают разные варианты, включить игру «Хорошо - плохо»). Да, можно построить корабль. Вот такой.
(Детям предлагается схема-образец)
Дети выкладывают из палочек Кюизенера корабль
и трап -лесенку
Воспитатель: Чтобы зайти на корабль необходимо приобрести билеты. Приготовьте разменные монеты и расскажите как вы будете расплачиваться, если билет стоит 6 рублей
Дети отвечают, используя палочки Кюизенера
(Дети переходят на корабль)
Воспитатель: Смотрите, а здесь спрятана посылка-сюрприз.
(Открыв ее дети находят мандарины и яблоки. Мандарин оказывается по количеству детей, а яблок вполовину меньше)
Воспитатель: Давайте посмотрим, хватит ли на всех этих фруктов.
( После подсчетов, дети приходят к выводу, что мандарин хватит на всех, а яблоки придется поделить пополам.)
Воспитатель делит яблоки. Дети приступают к угощению.
(Играет тихая музыка)
Воспитатель: Ну вот, и перекусили. Настроение отличное! А вот и наш звездолет. Пока мы с вами путешествовали по материку, двигатели остыли и работают без перебоев.
Занимайте места. К старту приготовиться.
- одели спасательные жилеты
- шлемы Дети выполняют упражнения
- защитные очки на имитацию движений и
-застегнули ремни безопасности пальчиковые упражнения
- начали стартовый отсчет (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1)
Звучит фонограмма
Планета Земля приветствует вас!
15