Дидактические игры с использованием Крашеных палочек
МБДОУ № 10 «Сказка» г. Тихорецка. Краснодарский край
Дидактические игры с использованием «крашеных палочек»
Автор:
Педагог-психолог
Брага Марина.Юрьевна.
Пояснительная записка к дидактическим играм.
Данное пособие было разработано в целях тренировки пальцев рук детей и подготовки руки ребенка дошкольника к овладению навыками письма. А так же на формирование образно-пространственного мышления, развитие фантазии , наблюдательности, математического счета.
Все упражнения проводятся в игровой форме с дополнением физкультминутками.
В процессе всех игр дети в непринужденной форме знакомятся не только с геометрическими формами, счетом, но и сами конструируют и придумывают, новые интересные для себя открытия.
Всем маленьким детям нравятся ощупывать, рассматривать, это и вдохновило меня на создание «волшебных палочек». Самое главное, чтобы их было много, и они были все разноцветные. Они увлеченно и с большим интересом выполняют работу.
Материалы: Разноцветные палочки, картотека игр.
Результат: У дошкольников развивается мелкая моторика рук, тактильная память, воображение.
Рекомендации:
Объяснение выполнения упражнений начинайте с его показа, постепенно переходя к словесному пояснению действий
Говорите медленно и выразительно.
На начальных этапах обучения применить развернутую инструкцию, например (посмотрите внимательно как я кладу палочку, свою положите так же; постепенно ее упрощайте: положите палочку так, как я) возвращаться к показу следует только в случае неправильных действий ребенка.
Если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, взрослый берет его руку и действует вместе с ним
Следить за тем, чтобы при выполнении упражнений руки ребенка не были сильно напряжены.
При отборе упражнений учитывайте длительность концентрации внимания ребенка, характерно для его возраста
В начале и в середине каждой игры желательно проводить разминку пальцев и кистей рук
Поощряйте любые достижения малыша.
Игра №1 Составление геометрических фигур
Цель. Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом.
Материал: цветные палочки (15-20 штук на ребенка).
Ход работы. Педагог-психолог предлагает детям назвать известные им геометрические фигуры. После перечисления сообщает цель: "Будем составлять фигуры на столе и рассказывать о них". Дает задания:
1. Составить квадрат и треугольник маленького размера.
Вопросы для анализа: "Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? Треугольника? Почему? Покажите стороны, углы, вершины фигур".
2. Составить маленький и большой квадраты.
Вопросы для анализа: "Из скольких палочек составлена каждая сторона большого квадрата? Весь квадрат? Почему левая, правая, верхняя и нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же количества палочек?"
Можно дать задание на составление большого и маленького треугольника. Анализ выполнения задания проводится аналогично.
3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая -2.
После анализа детям предлагают составить любой четырехугольник и доказать правильность выполнения задания.
Анализ фигур проводится по схеме: "Сравните и скажите, чем отличаются, чем похожи фигуры. Докажите, что фигура составлена правильно".
Пальчиковая гимнастика
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем песни пел,
С этим пальцем кашу ел,
От того и потолстел.
Наелся!
Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон), упражнение в составлении будут способствовать усвоению детьми способов решения головоломок первой группы. Их предлагают детям в определенной последовательности:
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого).
Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой).
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз- присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли
Сели, встали и друг-другу улыбнулись!
Заключительный этап.
Все мы славно потрудились,
И чему – то научились.
Всем спасибо, все были сегодня молодцы!
Игра №2 Собери фигуру
Цель. Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задачи.
Ход работы. Педагог-психолог сообщает детям: "Сегодня будем решать новые, более сложные задачи на смекалку. Составьте из палочек вот такую фигуру (показывает) и расскажите, из каких геометрических фигур она состоит".
1. Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 квадрата.
Педагог-психолог помогает детям в нахождении способов решения: "Подумайте, какие палочки надо убрать, чтобы квадратов стало меньше. Не торопитесь перекладывать палочки, сначала подумайте, как надо решать задачу. Убирать палочки можно только в том случае, если уменьшается количество квадратов в фигуре".
Решение задачи проверяется у доски.
2. Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 треугольника.
После анализа и уточнения условия задачи воспитатель спрашивает, кто из детей уже догадался, как решить ее. По заданию воспитателя некоторые дети высказывают предположительное решение так, чтобы не слышали другие. Воспитатель предлагает им проверить догадки практически. Поощряет действия, направленные на мысленное решение задачи, рассуждения, подчеркивает, что эта задача имеет несколько решений, которые зарисовываются на доске.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре. Хлопают в ладоши
Мыши дернули за гири Соответствующие движения руками
Вдруг раздался страшный гром, Закрывают уши ладонями и покачивают
головой.
Убежали мышки в дом. Бег на месте
Использованная литература:
Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами.- М.: Книголюб, 2008.
Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: Книголюб 2008.
Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей – Ярославль: «Академия развития »1998
-16573516764000
Приложение
6534157937500
6343351968500
577215-24384000
5772159715500
Рецензия
На методическую разработку «дидактические игры с использованием крашеных палочек». Педагога-психолога МБДОУ № 10 «Сказка»
Брага Марины Юрьевны.
Автор представляет дидактические игры на развитие мелкой моторики рук, а так же на формирование образно-пространственного мышления, развитие фантазии , наблюдательности, математического счета. Марина Юрьевна изготовила самостоятельно данное пособие, к нему прилагается картотека с фигурами.
Игры занимают важнейшее место а жизни ребенка. Они расширяют представление ребенком об окружающем мире. А тактильно-мышечное восприятие является в этом возрасте ведущими.
Игры состоят от простых, до самых сложных, а так же сменяются пальчиковой гимнастикой и физкультминутками.
Считаю, данное пособие развивает все психические процессы, методическая разработка данных игр важна не только педагогу-психологу, но воспитателям старших и подготовительных групп.
Старший воспитатель Цыбульская Е.А.