Исследовательская работа «Хошеутовский хурул – архитектурный памятник калмыцкого народа »


МБОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного С.Радонежского»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Хошеутовский хурул – архитектурный
памятник калмыцкого народа »
Выполнили: ученики 4-в класса: Бадмаева ГалинаРуководитель:Атюшева Д.Э.(учитель начальных классов).
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
1.Хошеутовский хурул- как памятник Победы калмыцких полков в войне 1812 года.
2.Строительство храма.
3.Судьба Хошеутовского хурула в 21 веке.
4.Заключение.
5.Список используемой литературы.




ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является исследование истории возникновения архитектурного памятника калмыцкого народа - Хошеутовского хурула, возведенного в память о калмыцких воинах, которые погибли, защищая Россию и освобождая Европу от Наполеона.
Продолжить знакомство с новым видом работы – проектом; его компонентами и способами проектной деятельности; расширять знания об истории калмыцкого народа; способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ, свою малую Родину.

Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что несмотря на прошедшие века необходимо помнить историю калмыцкого народа и сохранить исторические памятники для последующих поколений, так как именно в них заключается прочная нить взаимосвязи двух культур.
Предмет исследования: архитектурный памятник калмыцкого народа Хошеутовский храм. 
Задачи: познакомиться с историей возникновения храма; выяснить и проследить дальнейшую судьбу архитектурного памятника культуры.
Свою любовь к родному краю я могу выразить желанием изучать этот край, беречь и приумножать его богатство. Любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине, месту, где ты появился на свет, где ощутил и навечно сохранил материнское тепло, где впервые прикоснулся душой и сердцем к скромной и неповторимой красоте родной природы. Любить свой край – это значит изучать его малоизвестные и хорошо известные страницы.И такой малоизвестной страницей и является история Хошеутовского хурула, так как памятник этот находится в настоящее время на территории Астраханской области, за пределами республики Калмыкия.

Планируемые результаты деятельности:
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
- умение действовать в интересах группы;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные - умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края .Методы исследования:
- накопление научного материала (изучение литературы, работа с архивными данными, беседы с людьми, исследовавшими данную проблему);
-проверка и уточнение выявленных фактов;
-анализ собранного материала, обобщение полученных выводов.
Хошеутовский хурул - памятник Победы калмыцких полков
в войне 1812 года.
В буддизме есть традиция воздвигать памятники не только в честь трагических событий, но и в честь радостных, созидательных. Калмыцкий храм-памятник Хошеутовский хурул был воздвигнут в 1814-1818 годах в честь победы русских войск над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г.
12 нюня 1812 г. Наполеон с более чем полумиллионной армией перешел русскую границу. Для народов России война приняла справедливый, национально-освободительный характер. Вместе с русскими, украинцами, белорусами, татарами, башкирами встал па защиту Родины сравнительно немногочисленный калмыцкий парод. Калмыки одними из первых откликнулись па обращение к пародам России о сборе средств для воюющей армии. Уже в июле 1812 г. поступило в государственную казну 12525 руб. от населения Хошутовского улуса. Калмыки Астраханской губернии в фонд помощи фронту внесли 134225 руб., 11000 лошадей, 1100 голов крупного рогатого скота, а общая сумма пожертвований составляла 449927 руб.
Калмыцкие воины приняли участие во многих сражениях на территории России, в том числе и на Бородинском поле. Так, например, в боях под Тарутиным с корпусом генерала французской армии Мюратом, положившим начало долгожданному контрнаступлению русской армии, проявили беспримерный подвиг калмыки-казаки донских полков Манчир Манжиков и Учур Шиханов. Они отбили у противника 19 орудий, за что были награждены орденом «Святой Анны».
Были созданы еще накануне войны 1 -й полк (Тундутова), 2-й полк (Тюменя) и Ставропольский полк. Все они вошли в состав русской армии. Параллельно с ними были мобилизованы более 2 тысяч донских калмыков-казаков в составе корпуса легендарного атамана М. И. Платова. Таким образом, калмыцкий народ послал па защиту. Отечества более 3,5 тысяч своих лучших сынов.
Ставропольский полк и донские казаки, участвуя во всех операциях 2-й армии П.И.Багратиона , отличились в боях 1-3 июля 1812года под местечком Романово. Боевые действия 1-го и 2-го калмыцких полков начались 3 июля, когда корпус генерала Ламберта совершал рейд в герцогство Варшавское, чтобы перерезать коммуникации противника. После крупного сражения при Пружанах командир корпуса Ламберт докладывал А.И.Тормасову, командующему 3-ей армией, что «…сем деле казаки отличились, но особенно калмыки …».
О верности воинскому долгу и высоком патриотизме говорит такой пример. Небольшая группа калмыков 1-го Калмыцкого полка под командованием шляхича Пеньковского получила приказ командира летучего отряда полковника Чернышева конвоировать пленных и обоз с продовольствием. Попав в сложную и опасную обстановку, корнет Пеньковский предложил своей группе сдаться противнику в плен. Но, как свидетельствует командир корпуса Чернышев, калмыки конвоя, не подчинившись приказу предателя, с боем пробились сквозь строй неприятеля и благополучно пришли к своим. Это лишь один из эпизодов действия воинов-калмыков.
Калмыцкие воины продолжали свой боевой путь в освободительной войне и в 1813г. и разгроме наполеоновской империи в 1814г. Калмыцкие полки дошли до стен Парижа и 19 марта 1814года победным маршем прошли по столице Франции.
Об этом Фёдор Глинка, участник похода, не без гордости написал:
Я видел, как коня степного
На Сену пить водил калмык,
И в Тюльери у часового
Сиял как дома, русский штык.
О возвращении калмыцких полков к родным местам газета «Восточные известия» №48 1814г. писала, что подвиги калмыков в битвах «за свободу, независимость и благосостояние Европы» восхищали просвещенный мир Запада, что «многие нижние чины украшены знаками отличия, а некоторые имеют по два и по три даже других держав ». Действительно, овеянные славой, возвращались в родные степи конники Серебджаба Тюменя и Джамбы-тайши Тундутова. Многие воины были предоставлены к наградам, получили повышения в чинах. Все офицеры полка в знак особого отличия получили серебряные эполеты. Серебджаб Тюмень был произведён в полковники.
Но к радости победы примешивалась и горечь потерь. Не все воины вернулись назад, так во 2-ом Калмыцком полку 239 из 575 однополчан погибли в сражениях.
В честь ратных подвигов живых и павших и в благодарность Будде, даровавшему им победу, и был возведён комплекс Хошеутовского Хурула.
После победы над Наполеоном князь Тюмень был приглашен Александром I в Санкт-Петербург для вручения наград и там был поражен величием Казанского собора - одним из центральных мест проведения торжеств, ставшим памятником русской воинской славы. Здесь хранились знамена неприятеля, ключи от французских городов. Его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак князей Тюменей – натянутый лук. Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастности к великой победе породили у Батыр-Убуши мысль о создании подобного монументального строения в родных степях. Вернувшись в ставку, Серебджаб Тюмень решил возвести в своем улусе своеобразный калмыцкий храм-памятник.
Автором проекта Хошеутовского Хурула явился его двоюродный брат нойон Батур Убуши Тюмень – известный исследователь истории калмыков и просветитель. В основу проекта легла композиционная схема Казанского собора, столь полюбившаяся ему. Но это не было слепым заимствованием. Батур-Убуши внес в архитектуру храма заметный восточный колорит. Это удалось ему во многом благодаря сотрудничеству с буддийским монахом Гаван Джимбе, который незадолго до того совершил паломничество в Тибет и Монголию.
Калмыцкий народ в память о героях-земляках Отечественной войны 1812 года построил на берегу Волги Хошеутовский хурул. Идея создания храма на берегах Волги отражала союз русского и калмыцкого народа, соединив черты русского классицизма и архитектуры буддийского Востока.
Строительство храма (1814-1818).
Строительство храма было начато в 1814 году. Хошеутовский Хурул заложили вблизи Тюменевки, на месте старого деревянного культового сооружения, куда на хранение было сдано пробитое французскими пулями походное знамя Второго калмыцкого полка. Строители были местные. Вероятно, и кирпич изготавливали где-то поблизости. Почти на каждом кирпиче оттиснут выпуклый рисунок лука со стрелой. Это священная родовая тамга хошеутовских нойонов Тюменей — знак рода, еще в далекой Джунгарии прославившегося своими воинами, которых часто ставили во главе боевого клина.Монастырский ансамбль Хошеутовского хурула состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), выполненных в русском и монголо-тибетском стиле, а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах.
Будучи человеком военным, Батур-Убуши не располагал достаточными средствами для столь крупного строительства. Поэтому по возвращении из Петербурга он рассказал о своем замысле брату Серебджабу, который поддержал его и согласился принять на себя часть расходов, а остальные средства были получены от добровольных пожертвований калмыцкого народа.
Так, в начале позапрошлого века на левом берегу Волги, на месте, связанном со многими событиями в истории взаимоотношений калмыцкого и русского народов, был воздвигнут памятник их дружбы и боевого братства – Хошеутовский хурул.
У Г.С.Лыткина находим: «…калмыки…прилежно занимаются живописью и сами на материях  пишут красками изображения их бурханов, чем заменяют недостаток вылитых бурханов». Так, при храме в ставке князя Серебджаба Тюменя в Хошеутовском улусе, имелись свои живописцы. Они – авторы монументальных росписей в главном здании хурула Хошеутовского улуса.
В круглом башенном входе каменного храма сохранились до наших дней изображение журавлей и человека, летящего на птице. Чуть выше располагается плохо сохранившийся полукруглый живописный фриз, образованный размытыми теперь очертаниями пяти человеческих фигур.
Особой выразительностью отмечено изображение танцующего монаха в длинном халате, подвязанном кушаком. Поза его исполнена живой непосредственности движения. В высоко поднятой руке он держит небольшое круглое зеркальце, заставляющее вспомнить один из атрибутов шамана. На плече монаха – шестилапая лягушка, на которой согласно калмыцкой космогонии держится земной материк. Вторая слева фигура в противовес первой исполнена статики. Это мужчина с умным выражением бесстрастного лица, сидящий на сложенных по–калмыцки ногах. Одет он в богатый халат, расшитый драконами, на голове у него калмыцкая «хаджилга», четырехугольная шапка с красной круглой кистью на макушке. Скорей всего, это – портрет конкретного и, по всей вероятности, светского человека, имевшего непосредственное отношение к строительству храма. Может быть, сам нойон Серебджаб Тюмень, или его брат Батур-Убуши Тюмень, руководившие строительством храма и всего хурульного комплекса. На коленях изображенный придерживает двумя руками развернутый свиток, который может быть и планом – проектом храма.
Центральная третья фигура из пяти сохранившихся своими очертаниями напоминает Белого Старца с посохом. Остальные фигуры едва различимы. Весь фигурный ряд дан в раме цветочного орнамента, выполненного трафаретом. Многочисленные росписи, по свидетельствам очевидцев, покрывавшие другие поверхности стен центрального здания Хошеутовского хурула снаружи и в интерьере, не сохранились.
Не сохранились и изображения львов внизу перегородки, отделяющей среднюю часть хурула от святилища. Хорошо просматриваются эти изображения на рисунках братьев – художников Г.Н. и Н.Н. Чернецовых, ныне хранящихся в собрании Государственного Русского Музея. Они побывали в Тюменевке, так называлось село во второй половине XIX века, оставив после себя интересный краеведческий материал о калмыках, зафиксированный в графических произведениях.
Явственно выражен фольклорный характер стенных росписей Хошеутовского хурула, по–лубочному непринужденных и красочных. Отсутствие в фигурных композициях классических персонажей пантеона – будд и бодхисаттв можно объяснить существованием у калмыков в XVIII – начале XIX в.в. развитой системы добуддийских воззрений. Их длительному сохранению способствует удаленность Калмыкии от традиционных культурных центров буддизма, и в связи с этим ослабление, а затем и прекращение контактов с Монголией и Тибетом. Все это оказывало непосредственное влияние на дальнейшее развитие культового искусства.
Подводя итоги можно отметить, что идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике Хошеутовского Хурула – храма единства калмыцкого и русского народов, симбиоз православно-храмовой и буддийской архитектур.
Хурульный комплекс, образец взаимопонимания восточного (монголо-тибетского) и западного (русско-европейского) зодчества стал самым замечательным, интересным и изящным сооружением на Нижней Волге. Этим храмом любовался Александр Дюма-отец, почти полтора века назад, когда 17 и 18 октября 1858 года, гостил у Серебджаб Тюменя. Того самого, кто, находясь со своими конниками, в числе первых вышел к резиденции Наполеона во французском местечке Фонтенбло. А спустя 40 с лишним лет радушно встретил на берегу Волги великого француза Дюма и устроил в его честь него настоящий праздник с борьбой, плясками, скачками, метанием аркана и объездкой диких лошадей из табунов. Он пленил француза, но уже своим гостеприимством и радушием.
В XIX веке красотой и величием Хошеутовского Хурула восхищались многие, кому довелось побывать на берегах Волги: это и А.М.Позднев, и художники братья Чернецовы . Один из исследователей истории и быта калмыцкого народа, И.И. Житецкий назвал его «самым изящным зданием во всей степи калмыцкой ».
Рассказывают, что В.И. Ленин приезжал с молодой женой навестить землю предков. Приезжала в Хошеутовский Хурул принцесса из Китая – прямой потомок князей Тюменей. Также приезжала делегация из Индии, из Калмыкии каждый год приезжают священнослужители на автобусах.
Судьба Хошеутовского хурула в 21 веке.
Дальнейшая судьба Хошеутовского хурула, расположенного в с. Речное Харабалинского района Астраханской области, типична для многих культовых сооружений России. В тридцатые годы прошлого века Хошеутовский хурул приспособили под клуб, в пятидесятые - под зерносклад. В шестидесятые понадобился кирпич на колхозный коровник - с этой целью разобрали малые башни и галереи, что нанесло культурному комплексу огромный ущерб. Потом калмыцкую святыню забросили, и она долго стояла без замков, без запоров. Сюда заходили все кому не лень. Воры разбирали крышу, сделанную из меди.
Но древние мастера знали свое дело, строили основательно, так что за эти годы Хошеутовский хурул не смогли разрушить, несмотря на неоднократные попытки, ни при Советской власти, ни при трагическом моменте в истории калмыцкого народа – выселении калмыков в Сибирь.
А ведь этот храм имеет не только культовое значение как буддийский храм, это и исторический памятник, символ Победы России в Отечественной войне 1812г., это и память о тех, кто защищал Родину.
Судьба памятника архитектуры XIX века вызвала общественный резонанс и в августе 2004 года был создан попечительский совет по восстановлению Хошеутовского хурула. Однако работы начались только в 2009 году и пусть медленно, но ведутся по сей день.
В 2010 уже был заметен первый прогресс, реставраторы начали свои работы с вершины здания. В 2011 -2012 году работы были продолжены.
Храм частично восстановлен, к сожалению, не в первоначальной своей красоте. Отреставрировано лишь сохранившееся до наших дней здание. Будет ли оно отреставрировано в полной мере зависит от каждого из нас. Только всеобщими усилиями калмыцкого народа Хошеутовский храм приобретет первозданный внешний вид.
Этот буддийский храм открыт сегодня для верующих. Там принимает лама и проходят молебны. На сегодняшний день двери храма открыты. Ни один калмык не проедет мимо. Обязательно остановит машину, попросит открыть храм. Молодые своих невест сюда привозят, детей. Из Калмыкии каждый год приезжают священнослужители на автобусах и жители республики.
Заключение.
В 2018 году Хошеутовскому хурулу исполнится ровно 200 лет.Буддийский Храм сегодня восстановлен и открыт для верующих. Но многое еще предстоит сделать. Каждый представитель калмыцкого народа должен увидеть этот древний памятник калмыцкой культуры, которому вскоре исполнится 200 лет.
Любить свой край – это значит изучать и малоизвестные страницы истории своего народа.
Каждому из нас выпадает в жизни возможность заняться одним, очень важным делом. Мудрая судьба подбрасывает нам на выбор, как бы испытывая и наблюдая со стороны: возьмемся или пройдем мимо, по силам ли окажется ноша? Но судьба дает лишь то, что притягиваем мы сами своей душой и неуемной жизненной силой.
Хотелось бы чтобы мы с вами не прошли мимо этой проблемы полной реставрации древнего священного Храма. Пусть это будет лишь первая ступень …