Рабочая программа по окружающему миру 1 класс (ПНШ)


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспеченаФедотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М: Академкнига/ 2015.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ 2015
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1 класс. – М: Академкнига/ 2015
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные
существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать
инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе
изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга
событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту,) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков
и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и
безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим
дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схем, экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
1 класс
(33 часа)
Человек и природа (23 ч)
Природа- это то, что нас окружает, но не создает человеком. Природные
объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая(на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое -лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
Растения - часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений ( по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавания растений своего края (АО листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы. Смена времен года.
Осень. Осенние месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка зверей к зиме.
Зима. Зимние месяца (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы
(низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяца (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц) жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).
Лето. Летние месяца (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
Человек и общество (8 ч)
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных их Красной книги на юбилейных монетах России) . разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний период года.
Наша Родина- Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия - многонациональная страна. Москва- столица России. Достопримечательности столицы- Красная площадь, Кремль. Метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Правила безопасного поведения (2ч)
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов ( не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).
Правила поведения при сборе лекарственных трав.
Первая помощь при укусе насекомых (пчелы, осы).
2 класс
(68 часов)
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе. Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
3 класс 68 ч
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком
окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть
общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе.
Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана
воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе.
Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этомпроцессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие
животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы- производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства
воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и
развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и
грибами. Опасные животные: змеи и др.
Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар,евро). Заработная плата.Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.
Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение.
Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство скультурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий».
4 класс (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современныхэкологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление обэкологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема).
Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений.
Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.
Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская
власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский.Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война.
Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники
культуры в регионах
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
1 класс
Тематический блок Количество часов на его освоение Планируемые результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
Обучающийся научится Обучающийся сможет научиться
Человек и природа 22 ч Проявление интереса к предмету «Окружающий мир»
Оценка своего и чужого поведения в природе.
Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
Регулятивные УУД
Способность ориентироваться в селе. Ставить задачу  на основе жизненного опыта уч-ся при определении улиц села, адреса, достопримечательностей.
Способность устанавливать связь между наблюдением и рассказом.
Познавательные УУД
Ориентироваться в учебнике, тетради
Ставить и формулировать познавательные цели при изучении объектов живой природы с помощью учителя.
Использовать начальные знания  для описания окружающих предметов.
Коммуникативные УУД
Умение слушать собеседника, слышать и делать свои выводы.
Отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Принятие правил работы в парах и умение применять правило сотрудничества.
Знать правила поведения в природе.
Уметь определять признаки различных объектов природы, проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь  рассказывать о своих наблюдениях
Знать название органов чувств и их функций.
Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выполнять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.
приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида
различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека.
раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края
Знать общие признаки для всех растений; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений (на уровне рода).
Человек и общество 8 ч Осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. 
Осознание своей этнической принадлежности.  Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу Навыки социальной адаптации детей в общественном транспорте. Правила поведения в транспорте. Проявление познавательной инициативы, в ходе заданий вместе с героями интриги
Знать, что обозначает термин «экология», что человек и его отношение к природе влияет на то, исчезнут или будут жить растения, животные
Уметь соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий
Знать виды и формы помощи человека природе
Знать название государства, его столицы, главной площади столицы главной достопримечательности столицы,  исторической достопримечательности Кремля.
Уметь описывать достопримечательности столицы России
Знать столицу государства, сердце Москвы – Кремль, главную площадь столицы.
Знать названия растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе
Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России.
Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России
Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы
Использовать карту для выявления признаков и свойств объекта (страны): размеры, границы. Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами
Правила безопасной жизни 2 ч осознание ценностного отношения к природному миру, проявление готовности следовать нормам природоохранного поведения Регулятивные
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины), определять характер взаимоотношений человека с природой. 
Коммуникативные участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; 
Уметь соблюдать правила безопасности в природе. Знать виды и формы помощи человека природе.
Знать некоторые лекарственные растения края. Иметь представления о сборе и использовании лекарственных растений.
Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. Иметь представление о правилах сбора ягод. Знать признаки и названия грибов. Уметь отличать съедобные и ядовитые грибы края. Знать правила сбора грибов
2 класс
Тематический блок Количество часов на его освоение Планируемые результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
Обучающийся научится Обучающийся сможет научиться
Человек и природа 40 ч
-формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни
Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока. Познавательные УУД: -научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; -сравнивать объекты природы по известным признакам; -доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке
-познакомятся с разнообразием природы;
- выделять признаки живых существ;
-раскрывать ценность природы для людей.
Узнает:
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
- определение понятия атмосфера, условия, необходимые для жизни на Земле.
– основные, легко определяемые свойства воздуха;
– значение воздуха в природе.
– основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве;
– значение воды в природе;
– ТБ и соблюдать правила поведения у воды.
- условия, необходимые для развития растений.
- разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности.
– сравнивать предметы живой и неживой природы;
– планировать и проводить несложные опыты;
- объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются
– группировать растения по их признакам и свойствам;
– работать с научной литературой;
– оформлять свои наблюдения;
– кратко характеризовать средства сохранения природы;
– выполнять простейшие инструкции;
– называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3);
– группировать растения по их признакам и свойствам;
– работать с научной литературой;
– оформлять свои наблюдения.
Человек и общество 24 ч оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Познавательные:
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Знать:
– о значении природы для здоровья и жизни человека;
– об отдельных видах труда, связанных с природой;
– о значении данного труда;
– сходство и различие людей друг от друга;
– понятие «здоровье»;
– причины простудных заболеваний и меры их предупреждения;
– компоненты, от которых зависит здоровье человека;
– какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему;
- понятия «полезная пища», «разнообразная пища»;
- условия хорошего самочувствия;
средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура).
- формировать выводы на основе своих наблюдений;
- работать с дополнительными источниками знаний;
– соблюдать режим дня;
– составлять режим своего рабочего и выходного дня.
– выполнять правила личной гигиены;
– рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами;
– оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах;
– составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях;
– вызвать помощь;
– вести себя в нестандартных ситуациях;
- выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать).
Правила безопасной жизни 4 ч Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья. Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные УУД: Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест. Коммуникативные УУД: обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми, опрашивать о мерах предосторожности. Правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях.
Различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям.
Соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.
Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д3 класс
Тематический блок Количество часов на его освоение Планируемые результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
Обучающийся научится Обучающийся сможет научиться
Как устроен мир 6 ч -формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.
-осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока.
Познавательные УУД: -научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; -сравнивать объекты природы по известным признакам; -доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно.
Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке -познакомиться с разнообразием природы;
- выделять признаки живых существ;
-раскрывать ценность природы для людей
- устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; -приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; -объяснять, что такое ответственное отношение к природе - различать внешность человека и его внутренний мир; -перечислять ступеньки познания человеком окружающего (восприятие, память, мышление, воображение)
-определять место человека в окружающем мире; -характеризовать семью, народ, государство как части общества; - описывать по фотографиям достоприме- чательности разных стран.
Эта удивительная природа 18 ч формирование образа «Я» тесно связано миром природы, культуры окружающих людей
Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны Регулятивные УУД: -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять. Познавательные УУД: -различать вещества по характерным признакам; -использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков.
Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке - раскрывать понятия «тела», «вещества», «частицы»; -приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ
- Учащиеся научатся классифицирова ть животных по типу пищи. - составлять цепи питания, находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края -исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды
- моделировать круговорот воды в природе
Объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе; - приводить примеры растений из Красной книги России
Мы и наше здоровье 10 ч Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. - конкретизироват ь представления о человеке и окружающем его мире Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.
Познавательные УУД: -Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу. -характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём.
Коммуникативные УУД: - Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела. - отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе - Объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой
-Рассказывать об органах чувств по плану Наша безопасность 7 ч Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья.
Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья. Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу урока,
формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников
Познавательные УУД:
-моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры.
-работать с терминологическим словариком.
Коммуникативные УУД:
-Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода.
-Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр. - Соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.
- Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д- Правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях
- Правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными - выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.
- Различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям
- Правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными
Чему учит экономика 12 ч Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину,
почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий.
Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм Регулятивные УУД:
-Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их.
-отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.
Познавательные УУД:
-различать товары и услуги, приводить примеры;
-добывать информацию об услугах в родном городе;
- Раскрывать понятия
« экономика», «потребности», «товары»;
Коммуникативные УУД:
-работать со взрослыми;
- рассказывать о роли труда в создании товаров;
-прослеживать , какие товары и услуги нужны семье. -Раскрывать роль экономики в нашей жизни.
-объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги.
-Различать важнейшие полезные ископаемые.
-объяснять их значение в экономике.
-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.
- Объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются.
- Объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются.
- Различать отрасли промышленности.
-обнаруживать взаимосвязи между ними.
-различать продукцию каждой отрасли промышленности -Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике.
-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.
- -раскрывать роль экономики в жизни родного края;
-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны.
-понимать роль денег.
-объяснять, что такое деньги.
-различать денежные единицы некоторых стран
Путешествие по городам и странам 15 ч Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому.
Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны.
-Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.
Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.
- умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.
Познавательные УУД:
С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения.
- составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте;
-моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры
Коммуникативные УУД:
-Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца.
-прослеживать маршрут путешествия по карте. -Находить на карте города Золотого кольца России.
-приводить примеры достопримечательностей этих городов.
-осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
-находить и показывать на карте страны и их столицы.
- Рассказывать о стране по физической и политической картам
- Ценить памятники истории и культуры
4 класс
Тематический блок Количество часов на его освоение Планируемые результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
Обучающийся научится Обучающийся сможет научиться
Земля и человечество 9 ч Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Регулятивные УУД
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..Знать: понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное.
Уметь: характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни.
Знать: имя, отчество, фамилию действующего Президента.
Уметь: определять главу государства, его обязанности перед народом.
Знать: государственную символику России.
Уметь: оформлять Календарь памятных дат.
Знать: права и обязанности гражданина России.
Уметь: рассказывать о структуре Конституции РФ.
Знать: о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ.
Уметь: находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ.
Природа России 10 ч Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Регулятивные УУД
Формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Коммуникативные УУД
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. Знать: условные знаки физической карты.
Уметь: находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике
Знать: формы земной поверхности.
Уметь: показывать равнины и горы на карте.
Знать: полезные ископаемые разных регионов России, их условные знаки.
Уметь: описывать полезные ископаемые по плану учебника.
Знать: части реки.
Уметь: находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике.
Знать: название крупнейших озёр России.
Уметь: находить по Физической карте озера России Знать: отличия моря и озера по существенному признаку (море-часть океана).
Уметь: находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике.
Знать: названия природных зон.
Уметь: определять по карте природные зоны России, рассказывать о них.
Родной край – часть большой страны 15 ч Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Знать: особенности хозяйственной жизни народов России.
Уметь: соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа
Знать: растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране.
Уметь: приводить примеры
растений и животных из Красной книги. Знать: экологические проблемы в разных природных зонах России.
Уметь: знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы.
Знать: заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах.
Уметь: рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края.
Страницы всемирной истории 5 ч Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные УУД
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Знать: древнерусскую летопись «Повесть временных лет».
Уметь: показывать на исторической карте места обитания разных племен.
Знать: о важнейших деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Уметь: составлять схему родственных отношений княгини Ольги.
Знать: о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства.
Уметь: составлять схему родственных отношений древнерусских князей. Знать: древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство.
Уметь: показывать на карте древние торговые пути.
Знать: об эпохе княжеских междоусобец и монголо-татаском нашествии.
Уметь: составлять схему родственных отношений князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков.
Знать: об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во времена правления князя Ивана III
Уметь: составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси
Страницы истории Отечества 20ч Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Регулятивные УУД
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Знать: о деяниях соотечественников в XVI- XVII вв.
Уметь: презентовать рассказы об основании сибирских городов
Знать: события Смутного времени.
Уметь: показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.
Знать: о преобразованиях в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I.
Уметь: характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге
Знать: о документах и реликвиях ВОв 1941-1945 гг., хранящиеся в семьях.
Уметь: характеризовать документы, воспоминания и реликвии ВОв в своей семье, приводить примеры таких документов из музеев. Знать: о деятельности великих соотечественников в послепетровское время.
Уметь: характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху.
Знать: о достижениях России в XIX в.
Уметь: приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»;
Знать: важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.
Уметь: называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей и художников.
Знать: достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг.
Современная Россия 9 ч Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.
Регулятивные УУД
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
Коммуникативные УУД
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои Знать: виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей.
Уметь: приводить примеры благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей.
Знать: выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значения для нашей страны и для других стран мира.
Уметь: выдающихся явлениях в культурной жизни в сопровождении фотографий, видео Знать: особенности периода перстройки.
Уметь: характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 ггЗнать: о положительном опыте развития творческих способностей и лучших селовеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности.
Уметь: аргументировать необходимость личной ответственности за будущее Отечества.
Знать: о положительном опыте развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности.
Уметь: аргументировать необходимость личной ответственности за будущее Отечества.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения Кол-воПримечаниеБиблиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)
Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
Детская справочная литература
(справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…)
Методические пособия для учителяК
П
П
Д Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.
Печатные пособияТаблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Плакаты по основным темам естествознания
Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов)
Географические и исторические настенные карты
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) Д
Д
Д
Д
К
Ф
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету
Ф При наличии необходимых технических условий

Технические средства обученияКлассная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Видеомагнитофон.
Телевизор.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом Д
Д
Д
Д
Д/П
Д
Д По возможности
С диагональю не менее 72 смПри наличии
Экранно-звуковые пособияВидеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир
Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения Д
Д
Д
Д
Д
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для определения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками
Микроскоп
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Рельефные модели
Модель «Торс человека»
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, грибов, фруктов.
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников К
Д
К
К
Д
Д
К/Ф
Д
Д/ПД/Ф
Д
Д
П
Размер каждого объекта не менее 5 см.
Натуральные объектыКоллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты ( комнатные растения, животные) Ф/П
Ф/П
Ф/П
Д КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№/пТема учебного занятия Виды деятельности Дата проведения
1 Знакомство с учебником. Семья. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям. 2 Где живет семья Ивановых Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Беседуют по иллюстрациям. 3 Мы познаем мир  Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки, делают выводы, играют, раскрашивают рисунки, маркирование (отмечают галочкой).  Беседуют по иллюстрациям. 4-5 Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств Парная работа, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, делают выводы. Маркируют (цветом и галочками). Беседуют по иллюстрациям. 6 Заключительный урок по теме «Мы познаем мир». Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, самостоятельно выполняют задания. 7 Что нас окружает Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, играют в игру «Объекты живой природы», маркируют, делают выводы. Самостоятельное выполнение изделия из листа бумаги. Беседуют по иллюстрациям. 8 Что нас окружает Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, наблюдают, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям. 9-10 Животные – часть живой природы
  Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, изображают животных с помощью мимики и жестов, отгадывают загадки, штрихуют, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям. 11-12 Дикие и домашние животные Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, отгадывают загадки, делают выводы, вырезают и наклеивают карточки с изображением домашних животных. Беседуют по рисункам 13 Насекомые – часть живой природы Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, маркируют и раскрашивают иллюстрации, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям. 14 Растения – часть живой природы Работа в парах,
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, учатся ставить цель Проведение опыта (наблюдение за прорастанием семян и ростом растений). Беседуют по иллюстрациям. 15 Деревья, кустарники, травянистые растения Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, самостоятельно маркируют. Беседуют по иллюстрациям. 16 Части растений  Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, маркируют, дорисовывают недостающие части растений, работают со стрелками-указателями. Беседуют по иллюстрациям. 17 Растения и их части Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, наблюдают, делают выводы. 18-19 Способы размножения растений Работают в парах; Отвечают на вопросы, рассуждают, проводят опыт, слушают, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям 20 Заключительный урок по теме «Живая природа» Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, самостоятельно выполняют задания. 21 Природа и ее сезонные изменения Беседуют по иллюстрациям. Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают. Делают выводы. Раскрашивают, дорисовывают. Участвуют в игре-пантомиме. 22-23 Жизнь растений осенью Беседуют по иллюстрациям. Отвечают на вопросы. Рассуждают, сравнивают, делают выводы, слушают. Участвуют в игре-пантомиме (показывают, какую работу они помогали взрослым выполнять осенью в саду или огороде). 24 Жизнь растений осенью Работают с лупой, тетрадью и блокнотом. Наблюдают, делают выводы. Работают с дневником наблюдений (Т.№ 19). 25 Труд людей осенью Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, делают выводы, составляют рассказ, наклеивают и раскрашивают рисунки овощей и фруктов (Т. № 18).  Беседуют по иллюстрациям учебника. 26 Как животные готовятся к зиме (птицы)
  Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Маркируют, раскрашивают птиц. Беседуют по иллюстрациям. 27 Как животные готовятся к зиме (звери) Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Делают выводы. Беседуют по иллюстрациям учебника. 28 Как животные готовятся к зиме   Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям. 29 Пришла зима Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, наблюдают, рисуют. Маркируют опасные ситуации. Беседуют по иллюстрациям. 30 Снежные загадки Наблюдают, рассуждают, слушают, сравнивают, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, беседуют по иллюстрациям. Проводят опыт, делают выводы. 31 Зима пришла.  Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Ведут наблюдения в природе. Фиксируют полученные данные. Делают выводы. Раскрашивают рисунки, рисуют (Т. № 24). 32-33 Жизнь лесных зверей зимой. Отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям, работают в парах.  Слушают рассказы, рассуждают, делают выводы. Сравнивают следы лап. Раскрашивают рисунки (Т. № 25). Работают с дневником наблюдений (Т. № 27). Рисуют следы животных (Т. № 27). 34-35 Как помочь птицам зимой. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, делятся наблюдениями, сотрудничают в группах и вступают в диалог. Рисуют кормушку. Беседуют по иллюстрациям. Слушают рассказы. Играют. 36-37 Есть ли жизнь в воде подо льдом. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, делятся наблюдениями, сотрудничают в группах и вступают в диалог. Рисуют кормушку. Беседуют по иллюстрациям. Слушают рассказы. Играют. Разыгрывают пантомимы. 38 Как зимуют деревья, кустарники и травы. Беседуют по иллюстрациям. Высказывают свои предположения, слушают, отвечают, проводят опыт, работают в тетради, начинают эксперимент для длительного наблюдения, с помощью учителя делают выводы. Выполняют рисунки по результатам наблюдений. Слушают рассказы. 39 Учимся различать деревья и кустарники зимой. Отвечают на вопросы, строят высказывания, слушают, рассматривают иллюстрации в учебнике, работа с хрестоматией, делают выводы. Выполняют практическую работу с природным материалом. 40 Учимся различать деревья и кустарники зимой Ведут наблюдения в природе. Отвечают на вопросы. Фиксируют результаты наблюдений (Т. № 31). 41 41. Пришла весна. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, беседуют по иллюстрациям. Раскрашивают рисунки. Дорисовывают предметы. Проводят опыт, наблюдают, делают выводы. 42-43 42-43. Первоцветы.  Слушают рассказы, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Соотносят название растения с его изображением (Т. № 33). Беседуют по иллюстрациям. Раскрашивают рисунки. 44 Жизнь растений весной. Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы. 45-46 Как животные весну встречают. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Соотносят гнездо и птицу, которая в нем живет. Раскрашивают рисунки. Беседуют по иллюстрациям. 47-50 Про больших и маленьких. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают.
Беседуют по иллюстрациям. Работают в группе и парах. 51 Лето пришло. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Беседуют по иллюстрациям. Выполняют пантомимы. Формулируют правила безопасного поведения в летнее время года. 52 В лес по ягоды пойдем. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы. Раскрашивают рисунки.  Придумывают и отгадывают загадки. 53-54 С лукошком за грибами. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Беседуют по иллюстрациям. Формулируют правила сбора грибов. Читают рассказы. Вырезают и наклеивают карточки с изображением грибов. 55 Зеленая аптека. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Соотносят название лекарственного растения с его изображением (Т., № 37). Рисуют. Беседуют по иллюстрациям. Формулируют правила сбора лекарственных растений. 56 Лекарственные растения Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы. 57 Природа и мы. Отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям, составляют предупредительные знаки. Высказывают предположения, делают выводы. 58 Игра - путешествие в Природу Отвечают на вопросы, работают с иллюстрацией, в малой группе.
 Осуществляют контроль по «Карте успеха». 59 Наша Родина - Россия. Слушают, отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям. Рассуждают, делают выводы. Слушают гимн страны.   60 Москва - столица нашего государства. Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстративным материалом. Рассуждают. Работают в парах. Составляют план экскурсии. 61 Кремль – сердце Москвы. Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстративным материалом, рассуждают, высказывают предположения. 62 Экскурсия в город. Транспорт. Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы, демонстрируют образцы социального поведения. 63 Наш город.   Слушают, отвечают на вопросы, демонстрируют образцы социального поведения. 64 Наша Родина - Россия. Слушают, отвечают на вопросы, работают в парах. 65 Клуб «Мы и окружающий мир» Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями 66 Что мы знаем и умеем? Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями. 23