Конспект урока ИЗО на тему Цвет – основа языка живописи, оттенки цветов, цвет и тень, блик, рефлекс
Тема урока: «Цвет – основа языка живописи, оттенки цветов, цвет и тень, блик, рефлекс»
Цели: -познакомить с понятиями «блик», «рефлекс», «колорит», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией;
-учить находить гармонические цветовые сочетания;
- продолжать развивать технику работы с красками;
- воспитывать художественный вкус, наблюдательность;
-формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями;
-создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей учащихся.
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование и материалы: образец педагогического рисунка; гуашь, бумага, кисти, циркуль, палитра.План урока
Организационный момент
Вводная беседа
Изучение нового материала
Актуализация знаний учащихся.
Практическая работа
Физкультминутка
Подведение итогов урока (рефлексия)
Задание на дом
Ход урока:
I. Организационный момент.1. Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих и готовность к уроку
II.Вводная беседа
III. Изучение нового материала.
Понятие о цветовых отношениях.
Цвет – душа живописи. Действительно, основу художественных средств реалистической живописи составляет цвет в единстве с рисунком и светотенью. Но что подразумевают под цветом в живописи? Может быть, известную нам по опыту окрашенность предметов? Оказывается, нет, а нечто иное, более сложное. Живопись – это не протокольный отчет о наших знаниях об окраске тех или иных предметов, не раскраска рисунка в соответствии с этими знаниями, а такая художественная передача цветовой обстановки, какой мы воспринимаем ее в конкретных условиях.
Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых.
Вспомните, что называют колоритом. (Ответа учащихся.)
На протяжении истории развития мирового искусства сложились разные системы цветопередачи, но все они основаны на системе смешения цветов, согласно которой все цветовое богатство природы возникает в результате смешения семи основных цветов спектра. Но художник пользуется не семью, а гораздо большим количеством красок.
Почему? Дело в том, что в живописи важно не только точно передать цвет предмета, но и сделать его элементом новой художественной формы. Художник пользуется цветом в качестве композиционного фактора, применяет его как вспомогательное средство образной характеристики.
Общее цветовое решение картины называется колоритом.
Общее цветовое решение картины называется колоритом.
Колорит (лат. color – цвет) – система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Закономерное сочетание цветов помогает глубже выразить замысел художника, передать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, раскрыть внутренний мир персонажа.
Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его применение позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.
Для передачи света и тени в живописи существую понятия:
Блик
Свет
Полутень
Собственная тень
Рефлекс
Падающая тень
Их наличие и взаимное расположение играют главную роль в передаче объектов и оно далеко не всегда одинаково.
Если усвоить эти принципы, то можно передать любой предмет на картине естественным.
Характеристика света и тени.
1. Блик
Самое светлое место на предмете, расположено там, где свет источника отражается от поверхности изображаемого предмета.
Светлый, теплый
Чем ярче освещение, тем больше выделяется блик.
На глянцевой поверхности блик более контрастный по отношению к ней.
В прозрачных предметах блик соседствует с тенью, давая контраст.
2. Свет
Освещенная часть поверхности предмета, на которую свет попадает под углом 90 °. Иногда этот свет называют корпусным или прямым.
Теплый, чуть темнее и холоднее блика.
3. Полутень или полутона
Место, где происходит переход между светом и тенью, или между рефлексом и тенью, соответственно это место темнее света или рефлекса, но светлее тени. В эти места свет попадает или под углом меньше 90 ° или проходит по касательной.
Натуральный естественный свет скользит и уходит.
Чуть холоднее света.
4. Собственная тень
Самое темное место на предмете, на котором нет ни прямого, ни отраженного света. В этом месте предмет освещен лишь рассеянным светом.
Холоднее полутени.
На ней ближе к краю изображается рефлекс.
5. Рефлекс (отсвет цвета и света)
То место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета. Проще говоря, отраженный свет в тени. Рефлекс всегда значительно темнее света, но немного светлее тени. Иногда его называют отсветом.
Точное воспроизведение рефлекса очень важно, именно он дает понять зрителю, что данный предмет существует не один, а в окружении других разнообразных вещей, даже если они не изображены на рисунке. Без изображения рефлексов картина не будет целостной и законченной.
Рефлекс зависит от окружения. Это хорошо видно на рисунке.
Также заметьте, как наш глаз воспринимает цвета в зависимости от окружения.
Рефлексы – важный элемент не только для цветопередачи. Без изображения рефлексов по краям предмета он будет выглядеть плоским, без объема, “приклеенным к фону”.
Вам, пожалуй, не придет сразу в голову, что отражение предмета в зеркале — это явление рефлекса в его чистом виде — вторичное излучение («reflectare» по-латыни значит «отражать»).
Не только зеркало, но и всякий другой предмет отражает в себе окружающие предметы. Его цвет — это всегда совокупность, мозаика рефлексов.Таким образом, все предметы являются зеркалами друг друга.
Конечно, рефлексы эти не так ясны по цвету, как в зеркале, у них мягкие очертания.
Спектр отраженного излучения зависит и от природы вещества и от характера освещения.
Особенно выразительна игра рефлексов на белых предметах, отражающих почти весь падающий на них световой поток. Например, на снегу мы совершенно ясно видим множество цветных рефлексов.
Живопись снега — увлекательная задача для художника, изучающего рефлексы и хороший способ тренировки.
Все «цветные» предметы отражают только часть падающего на них светового потока, поэтому и рефлексы на них выражены менее ясно.
Черные предметы поглощают почти весь падающий на них световой поток.
Вот почему цвет предмета в реальном пространстве следует представлять себе теоретически, как мозаику рефлексов, выраженную яснее всего в полутенях и тенях, но присутствующую в светах и даже в блике.
В природе же всегда доминирует тот цвет предмета, который возникает в результате его общего освещения (общий рефлекс среды).
Каждый предмет— гладкое или матовое зеркало.
«Чем предмет глаже или больше блестит, тем меньше видна его собственная окраска: он в самом деле становится зеркалом, отражающим окраску соседних предметов». «В сущности говоря, нет теней вообще, есть только рефлексы» – Эжен Делакруа, художник-колорист.
6. Падающая тень
Самая темная фаза теней (в случае если цвет предмета, на который падает тень, и цвет предмета, от которого падает тень, одинаковы). Чем дальше предмет, от которого падает тень, тем светлее тон этой тени и менее четкие границы.
Падающая тень = цвет поверхности, на которой лежит предмет + отраженный от предмета свет + цвет, контрастный предмету
Контрастный предмету цвет находится ближе к предмету.
Дальше от предмета он переходит в цвет поверхности.
Например, красное яблоко на синем полотне.
Примыкает к яблоку тень = синий+зеленый(контраст)+коричневый темная, отдаляясь от яблока становится светлее и переходит в синий.
Если прямой яркий свет, то тень четкая и темная, а предмет более контрастный (свет контрастный с тенью).
Если свет рассеянный мягкий, то тень светлее и плавно переходит в поверхность, а переходы на предмете мягче.
См. разницу на рисунках.
7. Обратная тень
Место в собственной или падающей тени, закрытое от рефлексов поверхности, на которой расположен предмет.
Цветовая перспектива.
Видимый цвет предмета меняется и в результате прохождения отраженного от него света через полупрозрачные среды: воздух, воду, туман, дым и т. п.
На этом явлении основана так называемая цветовая перспектива.
Полупрозрачная (мутная) среда пропускает одни лучи и рассеивает или поглощает другие. Так, слои воздуха объединяют все предметы дальнего плана, накладывая на них тон. Между предметами и зрителем как бы опускаются по мере удаления предметов все новые и новые светлые голубые вуали.
Частицы воздушной среды, рассеивая главным образом синие и фиолетовые лучи, создают синеватые, затем голубые дали, объединяя краски каждого плана, затемняя светлые и высветляя темные.
Планы ясно расчленяются туманом, пыльным воздухом, но и рассеивание света в слоях чистого воздуха приводит, особенно днем, к значительному поголубению далей. Пейзаж распадается на ясные цветовые и тональные планы. Вспомните шпаргалку деления пространства, чтобы отдалить или затемнить, оттенки нужно сделать холоднее.
Локальный цвет.
Освещение меняет состав отраженного от предметов излучения и его спектральный диапазон, но за исключением крайних случаев, цветовые различия между предметами не уничтожаются. Предметный цвет виден благодаря тому, что действует закон отношений, относительность в восприятии цвета.
Цвет предмета изменяется при этом и воспринимается как таковой лишь по отношению к другим цветам.
Именно этот измененный средой, но основной для характеристики предмета цвет и называли в традиции европейской живописи XVIII и XIX веков локальным. «Цвет, в настоящем смысле слова,— пишет Делакруа,— находится в окрашенном рефлексом полутоне; я имею в виду подлинный цвет, дающий ощущение плотности и того коренного различия, какое существует между одним предметом и другим».
Эжен Делакруа придавал огромное значение локальному цвету и говорил об универсальности рефлекса. Метод Делакруа был, вкратце, таким.
Сначала локальный полутон, окрашенный общим рефлексом.
В таком полутоне выражены и характерный цвет предмета и цвет среды. Важно со всей точностью найти этот полутон. Моделирование производится уже в этом полутоне.
Затем, наносятся света, тени и частные рефлексы.
Подкладка в виде локального полутона объединяет света, тени и рефлексы, которые становятся валерами (подчиненными оттенками) на общем цвете.
При этом задача сохранения единства и характерности цвета предмета занимала всех крупных колористов нового времени.
IV. Актуализация знаний учащихся.
Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.
Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.
Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.
V. Практическая работа.Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками).
297180067310Физкультминутка
00Физкультминутка
Выполните упражнения:
Исходное положение – стоя, ноги вместе.
Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.
Упражнение повторите 8-10 раз.
Исходное положение — стоя, ноги вместе.
Наклоните корпус вперед и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево.
Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимися, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Домашнее задание: собрать информацию по теме; принести репродукцию своей любимой картины, описать ее, проанализировать цветовое и композиционное решение.