Рабочая программа по элективному курсу (русский язык 9 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 г. Тюмени


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по Директор МАОУ СОШ № 46
гуманитарно-эстетического УВР МАОУ СОШ № 46 города Тюмени
цикла
___________ ____________ _______________
Харитонова Н.В. О.Ю. Боброва О.А. Филиппова
Протокол № 1 от «___»_____20__ «___»______20___ «___»______20___






Рабочая программа
по русскому языку
для 9 класса
«Культура речи»
(модифицированная программа)
Элективный курс
( Базовый уровень)
Учитель: Павлушина Любовь Константиновна
( первая квалификационная категория)




Программа составлена на основе
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Основной курс. Элективные курсы.
Автор-составитель С.И. Львова, 3- е издание.,-М.: Мнемозина, 2009












2015-2016 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку «Элективный курс. Культура речи» составлена на основе авторской «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективные курсы». Автор С.И. Львова.3-е издание, Москва, 2009 г. Издательство «Мнемозина».

Цели занятий:
- научить ребят правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, а также звуковой стороны речи, избегая распространенных стилистических и речевых ошибок;
- пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию;
- помочь обучающимся овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме; совершенствовать речевую практику;
- развить творческие способности обучающихся;
- оказать содействие обучающимся в предпрофильной ориентации.

Общая характеристика учебного предмета
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Данный курс направлен на совершенствование указанных мнений.
В центре внимания оказывается культура речи – лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения.
Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 46 г. Тюмени на 2015-2016 учебный год учебный предмет русский язык в 9 классе изучается 0,5 часов в неделю, 17 часов в год.

Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Ведение данного курса должно способствовать:
- качественному повышению уровня речевой культуры обучающихся;
- формированию коммуникативной компетенции (организации речевой деятельности) языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения;
- расширению культурного уровня обучающихся, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства.


Содержание разделов и тем учебного курса
Культура речи (2 ч.)
Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, этичности речевого общения. ( 2ч.)
Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Нормативный аспект культуры речи. ( 10 ч.)
Правильность речи как соответствие ее нормам современного русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний гласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. ( 2ч.)
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Молодежный сленг (крутой. Клевый и т.п.) и отношение к нему. ( 2ч).
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчиненных предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия. (2 ч)
Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении. ( 1 ч).
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.( 2ч.)
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и систем правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения 4.) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. ( 2ч).
Этический аспект культуры речи. ( 5ч.)
Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. ( 1 ч).
Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя. ( 1 ч.).
Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной публицистической сферах общения.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. ( 1 ч.) Особенности речевого этикета при дистанционном общении (sms-сообщения, электронная почта, телефакс и др.)
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык, глаза. улыбка) в общении; их этикетная функция. ( 1 ч.).


Тематическое планирование

№ п/п
Название раздела темы
Количество часов
Основные виды учебной
деятельности обучающихся






1
Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющие компонента культуры речи
2
Терминологический контроль по нормам русского языка

Нормативный аспект культуры речи (10 ч)

2
Виды норм. Орфоэпические нормы ударения в русском языке
2
Орфоэпический диктант

3
Лексические нормы
1
Анализ текста

4
Грамматические нормы
2
Анализ грамматических ошибок

5
Интонационные нормы. Основные элементы интонации.
1
Чтение текстов

6
Орфографические нормы
2
Диктант

7
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации
2
Анализ текста

Этический аспект культуры речи (5 ч)

8
Речевой этикет как компонент культуры речи, языковые средства выражения речевого этикета
1
Создание речевых ситуаций

9
Культура диалога.
1
Защита проекта

10
Основные речевые правила общения посредством телефона
1
Создание речевых ситуаций

11
Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз) в общении
1
Анализ ситуации

12
Зачетная работа. Контрольный тест по курсу «Культура речи»
1
Тестирование



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

На занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.


Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
применительно к различным формам контроля знаний

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку, В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.

Оценка
Критерии

«5»
Ученик
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»
Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»
Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»
Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Контрольный диктант
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать соотношения, которое представлено в данной таблице.

Класс

Объём текста
(количество слов)

Количество орфограмм

Количество пунктограмм
Количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями

5
90-100
12
2-3
не более 5 слов

6
100-110
16
3-4
не более 7 слов

7
110-120
20
4-5
не более 7 слов

8
120-150
24
10
не более 10 слов

9
150-170
24
15
не более 10 слов

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца I полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

К негрубым относятся ошибки:


в переносе слов;

на правила, которые не включены в школьную программу;
на еще не изученные правила;

в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

в передаче авторской пунктуации;

описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).



в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
в случаях трудного различия не и ни
(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
в собственных именах нерусского
происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более. Диктант оценивается одной отметкой.


Оценка
Контрольная работа (диктант)



орфографические / пунктуационные ошибки
дополнительные задания
(фонетическое, лексическое, орфографическое, грамматическое)

«5»
0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая)
выполнены верно все задания


«4»
2/2; или 1/3; или 0/4;
3/0 (если среди них есть однотипные)
правильно выполнено
не менее ѕ заданий


«3»
4/4; или 3/5; или 0/7;
в 5 кл. допускается: 5/4;
6/6 (если имеются ошибки однотипные и негрубые)

правильно выполнено
не менее половины заданий

«2»
до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6
не выполнено
более половины заданий


«1»
при большем количестве ошибок
не выполнено ни одно задание

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются
для оценки «4» 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфогр.ошибок),
для оценки «2» 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Класс

Количество
слов

Оценка
Критерии оценивания
контрольного словарного диктанта

5
15-20

«5»
нет ошибок

6
20-25

«4»
1-2 ошибки

7
25-30

«3»
3-4 ошибки

8
30-35

«2»
5-7 ошибок

9
35-40

«1»
при большем количестве ошибок

Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.


Класс
Примерный объём текста для подробного изложения

Примерный объём
сочинений

5
100 – 150 слов
0,5 – 1страница

6
150 – 200 слов
1 – 1,5 страницы

7
200 – 250 слов
1,5 – 2 страницы

8
250 – 350 слов
2 – 3 страницы

9
350 – 450 слов
3 – 4 страницы

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки творческой работы
(сочинение, изложение)
Оценка.
Содержание и речь.
Грамотность.

«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых    синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность:  допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.


«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от тем. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при  отсутствии орфографических ошибок.


«2»
1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей.  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


«1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.


Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2– 3– 2; 2– 2– 3; «3» ставится при соотношениях: 6– 4– 4; 4– 6– 4; 4– 4– 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых оценок.
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом « 2 » или «1».
Шкала для оценивания тестов.
1 правильный ответ – 1 балл.
10 баллов (100% правильно выполненной работы) – «5»
9 - 8 баллов (90% - 80 %) – «4»
7 – 5 баллов (70% - 50 %) – «3»
Менее 5 баллов (менее 50 %) – «2»
(По Н.Н.Соловьёвой)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся

Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи.- М.,2000.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.-М., 1993.
Гольдин В.Е. Речь и этикет.-М.,1983.
Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: рассказы о невербальной коммуникации.-М., 1991.
Крысин Л.П. Язык в современном обществе.-М.,1977.
Культура русской речи. Учебник для вызов/ под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева.-М.,2000.
Колесов В.В. Культура речи –культура поведения.-Л., 1988.
Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас..», или Речевой этикет.-М.,2004.
Львова С.И. Речевой этикет.-М.,1995.
Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы.-М., 2005.
Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся .-М.,1992.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. М.,2002.
Норман Б.Ю. Язык-знакомый незнакомец.-Минск, 1987.
Розенталь Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие.-М., 1989.
Скворцов Л.И. Экология слова или Поговорим о культуре русской речи.-М.,1996.
Словари
Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета.-М.,2001.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.-М.,2004.
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник.-М.,2003.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?-М.,1983.
Скорлуповская Е.В. Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами.-М., 2000.
Для учителя
Акишина А.А. Формановская Н.И. Этикет русского письма.-М.,1981.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студ.сред.проф.учеб.завед.-М.,2006.
Введенская Л.А.Культура речи.-Ростов-на-Дону,2001.
Введенская Л.А. Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.-Ростов-на-Дону,2001.
Гойхман О.Я. Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи.-М.,2002.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.-М.,2001.
Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма.-Л., 1978.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.-М.,1994.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы.-М.,1989.
Львов М.Р. Основы теории речи.-М.,2000.
Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя.-М.,1991.
Минеева С.А. Полемика-диспут-дискуссия.-М., 1990.
МучникБ.С. Культура письменной речи( формирование стилистического мышления).-М.,1994.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка-М.,1998.
Русский язык и культура речи: Практикум/ Под ред. В.И. Максимова .-М.,2000.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие/ Под ред О.Я. Гойхмана.-М.,2002.
Русския язык и культура речи: Учебник для вузов/ А.И. Дуняев и др.; Под ред. В.Д. Черняк.-М.,2002.
Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи.-М., 1980.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения.-М.,1989.
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты.-М.,2006.
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст.-М..2002.
Уайтсайд Р.О чем говорят лица.-СПб.,1996.

Дополнительная литература

Введенская Л.А.Культура речи.-Ростов-на-Дону,2001.
Введенская Л.А. Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.-Ростов-на-Дону,2001.
Гойхман О.Я. Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи.-М.,2002.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.-М.,2001.
Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма.-Л., 1978.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.-М.,1994.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы.-М.,1989.
Львов М.Р. Основы теории речи.-М.,2000.
Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя.-М.,1991.






































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку. Элективный курс. «Культура речи».


Класс 9
Учитель Павлушина Л.К.
Количество часов
Всего 17; в месяц - 2 часа.
Плановых контрольных тестов 1;
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы( автор-составитель С.И. Львова).- 3 изд.,-М.: Мнемозина, 2009.
№ занятия
Дата проведения занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Деятельность учащихся
Вид и форма занятий
Контроль


План
Факт






1-2
04.09
18.09


1 ур. Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность.
2
Выполнение упражнений по культуре речи
Индивидуально-групповая форма
Терминологический диктант по нормам русского языка

Нормативный аспект культуры речи (10 ч.)

3-4
02.10
16.10

Наличие норм -важнейший признак литературного языка. Виды норм. Орфоэпические нормы ударения в русском языке.
2
Работа с текстом
Практикум в группах
Орфоэпический диктант

5-6
30.10
20.11

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
2
Практическая работа в группах по устранению лексических ошибок (лишних слов в речи, тавтологии, неуместного повторения слов и т.д.)
Практическая работа в группах
Анализ текста

7-8
04.12
18.12

Грамматические нормы. Нормативное употребление норм слова, построение словосочетаний, правильное употребление предлогов, предложений
2
Выполнение упражнений
Урок-практикум
Анализ грамматических ошибок

9
15.01

Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи, роли интонации в передаче смысла речи и подтекста.
1
Работа с текстами
Индивидуально-групповая форма
Чтение текстов

10-11
29.01
20.02

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания.
2
Выполнение упражнений
Групповой практикум
Диктант

12
26.02
11.03

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Система правил
1
Работа с текстами
Индивидуально-групповая форма
Анализ текста

Этический аспект культуры речи (5 часов)

13
25.03

Речевой этикет как компонент культуры речи, языковые средства выражения речевого этикета
1
Редактирование
Семинар-практикум
Создание речевых ситуаций

14
15.04

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя
1
Создание проектов
Практическая работа в группах
Защита проектов

15
29.04

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного, особенности речевого этикета при дистанционном общении
1
Редактирование и составление собственных текстов
Урок-практикум
Создание речевых ситуаций

16
13.05

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении, их этикетная функция
1
Выступления учащихся
Лекция с использованием коллективной формы работы
Анализ ситуации

17
20.05

Зачетная работа. Контрольный тест по курсу «Культура речи»
1
Зачетная работа
Контроль знаний
Тестирование


 Негрубые ошибки - не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.









13PAGE \* MERGEFORMAT14415




15