Рабочая программа по элективному курсу Занимательный русский язык 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Российской Федерации Медведева Сергея Юрьевича»
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждено»
«Утверждено»
на методическом
Заместитель директора по УВР
Педагогическим советом
Приказом №
объединении учителей
МБОУ «СОШ № 9 имени Героя Российской Федерации Медведева С.Ю.»
___________/___________
МБОУ «СОШ № 9 имени Героя Российской Федерации Медведева С.Ю.»
Протокол №
от « » августа 20 г.
Директор МБОУ «СОШ № 9 имени Героя Российской Федерации Медведева С.Ю.»
___________/___________
МБОУ «CОШ № 9 имени Героя Российской Федерации Медведева С.Ю.»
Протокол №
« » апреля 20 г.
от « » августа 20 г.
от « » апреля 20 г.
Рабочая программа
по курсу
«Занимательный русский язык»
для 5 «а», 5 «в» классов
на 2016-2017 учебный год
основное общее образование
уровень базовый
Рабочая программа разработана на основе авторской программы, разработанной Л.В. Мищенковой и обеспеченной методическим пособием «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет) / Л.В.Мищенкова, Методическое пособие, 5 класс.- М.: Издательство РОСТ, 2013г
Составитель: учитель русского языка и литературы
Пономарева Юлия Олеговна
Бийск 2016
Планируемые результаты
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание тем учебного курса:
В содержание курса входит закрепление тем, изученных на уроках русского языка по разделам «Орфография», «Фразеология», «Культура речи», а также знакомство с понятиями «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.
С Днем знаний!/ Происхождение слов: "глобус", "шпаргалка", "каникулы".
Русский язык – наше богатство./Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
Ох уж эти небылицы!../Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши.
Игротека./ Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок.
Про –тся и –ться у глаголов./ Правило написания-тся и -ться у глаголов.
Поиграем со словами./ Различные формы игр со словами.
Они такие классные, удвоенные согласные/Правописание слов с удвоенными согласными.
Игротека./ Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами.
Афоризмы о труде./ Что такое афоризмы. Ценность афоризмов.
Пословица не даром молвится./ Отличия пословицы от поговорки. скрытый смысл пословицы.
Про анаграммы и метаграммы./ Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.
Игротека./ Афоризмы. Пословицы. Анаграммы.Метаграммы.
По страницам детской энциклопедии./Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии.
Фразеологизмы./ Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!"
Что за ПРЕлесть эти ПРИставки./ Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения.
Игротека./ Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь.
Буквы З и С на конце приставок./ Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука.
Их следует запомнить./Слова из словаря для запоминания.
О логогрифах и палиндромах./ Понятия "логогрифы"и "палиндромы".
Игротека./ Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.
Что мы пишем после Ц./ Правописание Ы,И после Ц.
Коварные Е-И в корнях с чередованием./ Правописание Е,И в корнях с чередованием.
Разделительные Ъ и Ь./ Употребление Ъ и Ь в словах.
Игротека./ Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах
О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике./ Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.
И вновь словарные слова./ Игры со словарными словами.
И снова о чередовании И-Е в корнях слов./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов.
Игротека./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика".
Библейские фразеологизмы./ Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение.
Поговорим, дружок, о басне./ Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни".
Берегите книгу./ Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой.
Игротека./ Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги.
Повторяем./ Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.
Повторяем, повторяем/ Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде.
Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»./Решение головоломок.
Тематическое планирование
№
Перечень разделов/
перечень тем
Направления работы
УУД
Кол-во часов
Дата проведения
5А
5В
1
С Днем знаний!
Происхождение слов: "глобус", "шпаргалка", "каникулы".
Л9
Р2
П4
К13
1
01.09.16 – 03.09.16
05.09.16 – 10.09.16
2
Русский язык – наше богатство
Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы
Л11
Р1
П3
К10
1
05.09.16 – 10.09.16
12.09.16 – 17.09.16
3
Ох уж эти небылицы!..
Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши
Л4
Р1
П14
К1
1
12.09.16 – 17.09.16
19.09.16 – 24.09.16
4
Игротека.
Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок
Л8
Р2
П2
К8
1
19.09.16 – 24.09.16
26.09.16 – 01.10.16
5
Про –тся и –ться у глаголов.
Правило написания-тся и -ться у глаголов
Л9
Р9
П19
К5
1
26.09.16 – 01.10.16
03.10.16 – 08.10.16
6
Поиграем со словами
Различные формы игр со словами.
Л8
Р3
П16
К1
1
03.10.16 – 08.10.16
10.10.16 – 15.10.16
7
Они такие классные, удвоенные согласные
Правописание слов с удвоенными согласными
Л4
Р6
П7
К8
1
10.10.16 – 15.10.16
17.10.16 – 22.10.16
8
Игротека.
Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами
Л8
Р2
П2
К8
1
17.10.16 – 22.10.16
24.10.16 – 28.10.16
9
Афоризмы о труде
Что такое афоризмы. Ценность афоризмов
Л3
Р2
П7
К3
1
24.10.16 – 28.10.16
07.11.16 – 12.11.16
10
Пословица не даром молвится
Отличия пословицы от поговорки. скрытый смысл пословицы
Л8
Р9
П1
К3
1
07.11.16 – 12.11.16
14.11.16 – 19.11.16
11
Про анаграммы и метаграммы
Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами
Л4
Р8
П5
К1
1
14.11.16 – 19.11.16
21.11.16 – 26.11.16
12
Игротека.
Афоризмы. Пословицы. Анаграммы. Метаграммы
Л8
Р2
П2
К8
1
21.11.16 – 26.11.16
28.11.16 – 03.12.16
13
По страницам детской энциклопедии
Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии
Л6
Р2
П5
К3
1
28.11.16 – 03.12.16
05.12.16 – 10.12.16
14
Фразеологизмы
Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!"
Л5
Р2
П10
К1
1
05.12.16 – 10.12.16
12.12.16 – 17.12.16
15
Что за ПРЕлесть эти ПРИставки
Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения
Л1
Р2
П13
К1
1
12.12.16 – 17.12.16
19.12.16 – 24.12.16
16
Игротека.
Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь
Л8
Р2
П2
К8
1
19.12.16 – 24.12.16
26.12.16 – 28.12.16
17
Буквы З и С на конце приставок
Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука
Л5
Р1
П1
К8
1
11.01.17 – 14.01.17
16.01.17 – 21.01.17
18
Их следует запомнить
Слова из словаря для запоминания
Л2
Р1
П2
К3
1
16.01.17 – 21.01.17
23.01.16 – 28.10.16
19
О логогрифах и палиндромах
Понятия "логогрифы"и "палиндромы"
Л4
Р8
П5
К1
1
23.01.16 – 28.10.16
30.01.17 – 04.02.17
20
Игротека.
Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы
Л8
Р2
П2
К8
1
30.01.17 – 04.02.17
06.02.17 – 11.02.17
21
Что мы пишем после Ц
Правописание Ы,И после Ц
Л2
Р1
П5
К1
1
06.02.17 – 11.02.17
13.02.17 – 18.02.17
22
Коварные Е-И в корнях с чередованием
Правописание Е,И в корнях с чередованием
Л4
Р8
П1
К1
1
13.02.17 – 18.02.17
20.02.17 – 25.02.17
23
Разделительные Ъ и Ь
Употребление Ъ и Ь в словах
Л8
Р2
П4
К8
1
20.02.17 – 25.02.17
27.02.17 – 04.03.17
24
Игротека.
Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах
Л8
Р2
П2
К8
1
27.02.17 – 04.03.17
06.03.17 – 11.03.17
25
О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике
Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.
Л1
Р4
П5
К1
1
06.03.17 – 11.03.17
13.03.17 – 18.03.17
26
И вновь словарные слова
Игры со словарными словами
Л2
Р1
П3
К8
1
13.03.17 – 18.03.17
20.03.17 – 24.03.17
27
И снова о чередовании И-Е в корнях слов
Правописание Е,И при чередовании в корнях слов.
Л4
Р8
П1
К1
1
20.03.17 – 24.03.17
03.04.17 – 08.04.17
28
Игротека.
Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика".
Л8
Р2
П2
К8
1
03.04.17 – 08.04.17
10.04.17 – 15.04.17
29
Библейские фразеологизмы
Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение
Л2
Р1
П2
К3
1
10.04.17 – 15.04.17
17.04.17 – 22.04.17
30
Поговорим, дружок, о басне
Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни".
Л1
Р1
П3
К3
1
17.04.17 – 22.04.17
24.04.17 – 29.04.17
31
Берегите книгу
Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой
Л8
Р4
П1
К3
1
24.04.17 – 29.04.17
02.05.17 – 06.05.17
32
Игротека.
Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги
Л8
Р2
П2
К8
1
02.05.17 – 06.05.17
08.05.17 – 13.05.17
33
Повторяем
Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы
Л8
Р2
П4
К1
1
08.05.17 – 13.05.17
15.05.17 – 20.05.17
34
Повторяем, повторяем
Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде
Л4
Р1
П3
К1
1
15.05.17 – 20.05.17
22.05.17 – 27.05.17
35
Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»
Решение головоломок
Л4
Р1
П3
К1
1
22.05.17 – 27.05.17
29.05.17 – 31.05.17
Всего уроков: 35
15