Рабочая программа по элективному курсу Русский язык в формате ЕГЭ. 10 класс.
МБОУ «Нижнегорская школа-гимназия»
Нижнегорского района
Республики Крым
Рассмотрена
на заседании ШМО
руководитель ШМО _________Новак В.Е.
Протокол №_____
от «___» ______ 2015 г.
Согласована
ЗДУВР
__________ Н.В. Иванцова
«___» _________ 2015 г.
Согласована с изменениями
__________ Н.А. Возгрина
«____» ___________2015 г.
Утверждена
Директор МБОУ «Нижнегорская ШГ»
___________С.С. Пацай
Приказ №___
от «____» _____2015 г.
Утверждена
с изменениями
__________ С.С. Пацай
«____»___________2015г.
Рабочая программа
по элективному курсу
«Русский язык в формате ЕГЭ»
10-А класс
(1 час в неделю, 35 часов в год)
2015/ 2016 учебный год
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией Н.Г. Гольцовой. К учебнику «Русский язык 10-11 классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2008 г.)
Составитель:
Новак Виктория Евменовна,
учитель русского языка и литературы,
специалист
п. Нижнегорский, 2015Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией Н.Г. Гольцовой. К учебнику «Русский язык 10-11 классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2008 г.)
Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 10 классе не ориентирована (или частично ориентирована) на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь десятиклассникам организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса.
Планирование составлено на 35 учебных часов.
Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ»
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку с целью подготовки к ЕГЭ. Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Формы и методы обучения
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса. Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д. Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок. Итоговая контрольная работа данного курса потребует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
писать сочинения разных видов;
читать текст и анализировать его содержание;
выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение создавать текст-рассуждение, выявлять проблему текста, позицию автора, собственное отношение к проблеме и приводить аргументы.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена (в форме ЕГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи факультативного курса:
систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ЕГЭ;
совершенствование умения излагать учебный текст;
совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы.
Знать: нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические) и др.
Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
Оценка знаний, умений и навыков. Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
текст как речевое произведение;
смысловая и композиционная цельность, связность текста;
функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
средства связи предложений в тексте;
звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
лексическое значение слова и фразеологического оборота;
морфемно-словообразовательный анализ слова;
основные способы словообразования;
морфологический анализ знаменательных частей речи;
морфологический анализ служебных частей речи;
Учебно-тематический план
№
Содержание курса
Кол-во часов
1
Культура речи. Нормы ударения и произношения. Лексические нормы. Грамматические нормы. Нормы в морфологии и орфографии. Синтаксические нормы. Трудные вопросы и комплексное повторение орфографии и пунктуации. Решение заданий ЕГЭ (части А и В)
22 часа
2
Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Вступление. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий. Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения в сочинении ЕГЭ. Заключение (часть С). Написание итоговой контрольной работы в форме ЕГЭ.
13 часов
Содержание программы курса
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов
Синтаксические нормы. Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Извлечение информации из различных источников
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.
Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену, М.: Экзамен, 2005.
Головин Б.Н. Основы культуры речи, М.: Просвещение, 1988.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы; Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений, М.: Просвещение, 2009.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М.: Просвещение, 2009.
Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2010 .
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2010.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2009.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2008.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2007.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2009.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2009.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2006.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2008.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
ч.
Содержание образования
Основные виды деятельности
Планируемый результат
Вид контроля
План
Факт
Знакомство с содержанием курса «Подготовка к ЕГЭ». Структура ЕГЭ. Орфография. Пунктуация. Синтаксис. Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Нормы ударения и произношения. Трудности современного русского произношения и ударения.
1
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения.
Устные высказывания, чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации.
Знать: орфоэпия,
орфоэпические
нормы.
Уметь: ставить ударение в словах.
Составление схемы и рассказа по данной схеме, выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.
01.09
Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы . Лексические нормы.
1
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Устные высказывания, чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации.
Знать: лексика,
лексические нормы,
паронимы.
Уметь: работать со словом.
.
Составление схемы и рассказа по данной схеме, выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.
08.09
Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора.
1
Нормы в морфологии и орфографии.
Морфологический разбор.
Устные высказывания, чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации.
Знать: морфологические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм.
Морфологические упражнения и тесты.
15.09
Трудности современной русской фразеологии. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.
1
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Устные высказывания, выполнение заданий
Знать: фразеологизм.
Уметь: находить фразеологизмы
Выполнение заданий, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.
22.09
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности.
1
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Устные высказывания, выполнение заданий
Знать: средства выразительности речи.
Уметь: строить устные высказывания.
Выполнение заданий, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.
29.09
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
1
Выбор и организация языковых средств. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения
Устные высказывания, выполнение заданий
Знать: средства выразительности речи.
Уметь: строить устные высказывания.
Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.
Выполнение заданий.
04.10
Орфография и пунктуация. Правописание корней. Правописание приставок. Трудности современной русской орфографии.
1
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов
Синтаксические нормы. Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Устные высказывания, выполнение письменных тестовых и творческих заданий, заданий с ключом
Знать: орфографические и пунктуационные нормы. Уметь: применять орфографические правила на практике.
Составление схемы и рассказа по данной схеме, выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.
13.10
Правописание суффиксов. Трудности современной русской орфографии.
1
20.10
Правописание окончаний и приставок. Трудности орфографии.
1
03.11
Комплексное повторение орфографии.
1
10.11
Морфемика. Словообразование. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора.
1
Правописание корней, приставок, суффиксов
Словосочетание. Виды словосочетаний.
Морфемные и словообразова-тельные упражнения и тестовые задания.
Устные высказывания.
Знать: прядок морфемного разбора
Уметь: применять правила на практике.
Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.
Выполнение заданий.
17.11
Синтаксис и культура речи. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Словосочетание.
1
Синтаксические нормы. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом,
Сложноподчинённом, бессоюзном предложениях. Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные предложения с разными видами связи
Устные высказывания.
выполнение письменных тестовых и творческих заданий, заданий с ключом.
Морфолого-синтаксический разбор предложений.
Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях.
Знать: предложение простое, осложнённое, сложное.
Уметь: находить обособленные члены предложения и вводные конструкции.
Знать: пунктуация, пунктуационные нормы.
Уметь: применять пунктуационные правила на практике.
Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.
Выполнение заданий.
Разбор предложений.
24.11
Предложение. Грамматическая основа предложения. Грамматические нормы.
1
01.12
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
1
08.12
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
1
15.12
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
1
22.12
Синтаксический анализ сложного предложения.
1
Сложные бессоюзные предложения.
1
Сложные предложения с разными видами связи.
1
Комплексное повторение пунктуации.
1
Комплексное повторение пунктуации.
1
Решение заданий ЕГЭ
(части А и В).
1
Выполнение тестовых и творческих заданий из сборников по ЕГЭ
Устные высказывания.
выполнение письменных тестовых и творческих заданий, их комментирование
Знать: теоретический материал.
Уметь: применять полученные знания на практике
Выполнение заданий.
Решение заданий ЕГЭ
(части А и В).
1
Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий. Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении. Заключение.
1
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Смысловая и композиционная целостность текста. Извлечение информации из различных источников
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Написание сочинения-рассуждения.
Знать: теоретический материал. Правила построения и написания сочинений различных видов и типов
Уметь: применять полученные знания в процессе написания сочинений.
Написание сочинений на заданную тему.
Сочинение-рассуждение. План сочинения. Структура, композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод.
1
Как начать сочинение-рассуждение. Речевые клише, используемые во вступлении сочинения. Роль вступления. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
1
Формулировка основной проблемы исходного текста. Виды проблем. Как прокомментировать проблему. Виды комментария. Клише.
1
Формулировка авторской позиции. Выражение собственной позиции.
1
Аргументация собственной позиции. Клише при изложении аргументов.
1
Алгоритм написания сочинения – рассуждения (часть С). Речевые клише для подготовки к написанию сочинения.
1
Критерии оценки сочинения. Фактологическая точность в фоновом материале. Этические нормы.
1
Написание сочинения части С ЕГЭ.
1
Повторение изученного материала.
1
Повторение теоретического материала, применение полученных знаний на практике
Устные высказывания.
выполнение письменных тестовых и творческих заданий, их комментирование
Знать: теоретический материал. Правила построения и написания сочинений различных видов и типов
Уметь: применять полученные знания в процессе выполнения заданий.
Постановка учебных цели и задач.
Выполнение заданий.
Повторение изученного материала.
1
Итоговый урок за год.
1
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15