Статья на тему Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка с применением проектных технологий обучения


Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка с применением проектных технологий обучения
Содержание образования - это король,
а технологии образования – это Бог.
В.П. Тихомиров
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проектов.
Современная ситуация требует не простого фрагментарного использования проектных технологий в обучении, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами.
Всякое знание превращать в деяние.
В.Н. Сорока – РосинскийМетод проекта зародился во второй половине 19-го века в США. Основоположником является американский философ Джон Дьюи (1859-1952).
Метод приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России, где использовался в школьном и вузовском обучении.
Основная идея – организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта.
С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания; направить знания и умения на решение проблемы, поставленной в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер; принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения педагога – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, а именно, учить:
поиску нужной информации
планированию и целеполаганию деятельности
проведению исследования
практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях
умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме
Проектная технология – это последовательная совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Основные принципы проектирования:
добровольность
учёт возрастных, психологических, творческих особенностей
учёт региональной специфики
интеграция учебной и внеклассной деятельности
системность
Цели проектирования в профильном обучении:
развитие творческого потенциала личности учащегося, самостоятельности
развитие интеллектуальных умений делать обоснованные выводы, аргументировать выдвигаемые положения, решать проблему и др.
развитие умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению
В процессе выполнения проекта расширяется понимание, определяются, конкретизируются, углубляются знания социальных явлений и процессов.
Развиваются умения:
анализа ситуации
поиска и отбора необходимой информации
моделирования ситуации
рассмотрения стратегий и вариантов действий
принятия решений
выбора стратегии поведения
коммуникативных навыков
отделения фактов от оценок и мнений
проведения социологических исследований
умения работать с источниками
Оформляется отношение к ценностям:
ответственного принятия решений
терпимости
компромиссу
активности участия в общественной жизни
сознательному отношению к процессам, протекающим в обществе
стремлению к образованию и самообразованию в предметной области
готовности к улучшению общественной жизни
Актуальным является вопрос о типологии проектов. Одна из самых распространённых классификаций проектов основана на области знаний; так, различают монопредметные, межпредметные и надпредметные проекты.
Монопредметный проект осуществляется в рамках одного предмета, укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект предполагает использование знаний по двум и более предметам. Межпредметные проекты решают проблему интегрированного обучения, осознания учащимися межпредметных связей.
Надпредметный проект выходит за рамки школьных предметов. Например, «Роль Интернета в современной жизни человека».
Вторая типология основана на приоритетном виде деятельности: информационные, исследовательские, прикладные, игровые, ролевые.
Основные этапы проектирования:
Изучение общественного мнения
Формулировка актуальной социальной проблемы
Определение целей и задач проекта
Изучение возможностей молодёжной организации
Составление плана работы
Составление рабочего графика
Определение обязанностей и их распределение в группе
Определение ресурсов и источников их получения
Составление бюджета
Разработка системы оценки проекта
Существуют требования к описанию проекта:
название
актуальность
цель
задачи
замысел
формы реализации
ресурсы
результат
календарный план
Основными требованиями к использованию технологии проектирования являются:
наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
самостоятельная деятельность учащихся
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
использование исследовательских методов. Предусматривающих определённую последовательность действий
В процессе обучения иностранному языку использование данного метода, метода проектных технологий, играет огромную роль, поскольку это помогает:
- создать у учащихся мотивацию к познавательной деятельности, к изучению языка
- сформировать, развить и совершенствовать знания, умения и навыки по предмету
- интересно, доступно, понятно излагать, преподносить языковой материал
- дать учащимся возможность проявить свои знания, умения и навыки не только по данной дисциплине, но и по другим предметам
- показать творческие способности
- исключить вероятность разделения учащихся на сильных и слабых, вовлекая в деятельность всех без исключения
Все выше перечисленные факторы способствуют, без сомнения, формированию, развитию и совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся, созданию всесторонне развитой личности, что является главной целью обучения иностранному языку.