Литературная игра по произведению А. Толстого Золотой ключик или приключение Буратино
Литературная игра по сказке А.Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино
Цели:
Познакомить с историей создания А.Толстым сказочной повести, обобщить знания по прочитанному произведению.
Расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению к книгам.
Развивать устную речь, память, мышление любознательность, внимание.
Формировать базовые ценности.
Оборудование: книги А.Толстого, К.Коллоди; плакаты с иллюстрациями; детские рисунки, музыкальные композиции ( народная итальянская музыка Тарантелло, музыка А. Рыбникова)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ (мероприятие проходит в районной библиотеке)
Учитель: Здравствуйте, ребята. У меня в руках замечательная книга, которая называется «Золотой ключик, или Приключения Буратино». ( В руках книга А. Толстого). Скажите, а кто ее написал? (После ответа показать портрет А. Толстого).
Сегодня, мы еще раз перелистаем страницы этого произведения и вспомним о приключениях ее замечательных героев.
Но прежде я хотела бы рассказать вам историю создания этого произведения.
(Звучит итальянская музыка)
«Жил-был...
«Король!» – немедленно воскликнут мои маленькие читатели.
Нет, вы не угадали. Жил-был кусок дерева.
То было не какое-нибудь благородное дерево, а самое обыкновенное полено, из тех, которыми в зимнюю пору топят печи и камины, чтобы обогреть комнату».
Так весело и неожиданно начал итальянский писатель К.Коллоди (Показать портрет Коллоди) книгу о многочисленных приключениях деревянного человека по имени Пиноккио, которого однажды вырезал из куска дерева в своей бедной каморке папаша Джеппетто. Эта книга родилась почти сто лет назад в Италии. Но теперь ее знают во всех странах мира, повсюду, где есть дети. В Италии эта книга сразу же стала известна среди маленьких итальянцев, ежегодно ее переиздавали помногу раз!
А. Н. Толстой в предисловии так обращается к своим читателям: «Когда я был маленький, - очень, очень давно,- я читал одну книгу: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Эта книга настолько понравилась А.Толстому, что он
ее рассказывал всем своим товарищам; девчонкам и мальчишкам, но т.к. книга потерялась, то он выдумывал такие похождения, каких в книге совсем не было.
Спустя много – много лет, он надумал рассказать нам необыкновенную историю о веселом деревянном человечке. Так и появилась в 19.. книга «Золотой ключик.»
КТО ЛЮБИМЕЦ ВСЕХ ДЕТЕЙ
ОТВЕЧАЙТЕ ПОСКОРЕЙ?
КТО ДЛИННЫЙ НОС СОВАЛ ВЕЗДЕ
И МСТИЛ КОСМАТОЙ БОРОДЕ? (СТИХИ МОИ)
(Дети БУ-ра-ти-но) (Звучит музыка А. Рыбникова)
Учитель:
Условия викторины: за правильный ответ команда получает – ОДИН БУР.
Сегодня мы с Вами проведем литературную игру.
Для этого нам нужны три команды:
1. «Буратино»
2. «Мальвина»
3. «Пьеро»
1 тур. Знаешь ли ты сказку?
Вопросы команде Буратино
1. Какая книга послужила для Л.Толстого толчком к созданию «Золотого ключика»? («Пиноккио или похождения деревянной куклы» Коллоди.)
2. Почему автор назвал своего главного героя- Буратино? (Деревянная кукла по-итальянски – «буратино».)
3. Кто нашел волшебное полено, из которого потом смастерили Буратино? (Столяр Джузеппе по прозванию «Сизый нос».)
4. Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день рождения? (Мысли были у него маленькие-маленькие, коротенькие- коротенькие, пустяковые-пустяковые.)
5. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения.)
6. Во что был одет Буратино? (В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Туфли из старого голенища и шапочку – колпачок с кисточкой из старого носка.)
Вопросы команде Мальвина
1. Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого городка? (Сольдо.)
2. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? («Девочки с голубыми волосами, или 33 подзатыльника».)
3. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук.)
4. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег? (В страну Дураков на волшебное Поле Чудес.)
5. Кто из героев книги носил серебряные часы? (Пудель Артемон.)
6. Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (Касторку.)
Вопросы команде Пьеро
1. Как звали продавца лечебных пиявок? (Дуремар.)
2. Какую фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? («А роза упала на лапу Азора».)
3. К стволу какого дерева и почему приклеилась борода Карабаса-Барабаса? (Итальянская сосна.)
4. Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (Зеркального карпа.)
5. Что скрывается за потайной дверью? (Кукольный театр чудной красоты.)
6. Какое название имел новый кукольный театр? («Молния».)
2 тур. Кто это? (поочередно задавать вопрос команде)
1. В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло.)
2. Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через пороги и на улицу. (Буратино.)
3. Существо немного похоже на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-кри, глядело выпуклыми, как из стекла радужными глазами, шевелило усиками». (Говорящий сверчок.)
4. Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматам доска. (Арлекин.)
5. На голове у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)
6. Появилась большая, страшная змеиная голова. (Пожилая черепаха Тортила.)
Дополнительный: Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок. (Продавец пиявок Дуремар.)
3 тур. Игра с капитанами команд. Соедини линией и раскрась.
Задание на быстроту реакции. Надо правильно и быстро выполнить предложенное задание.
Расположены числа от 1 до35, соедини их линией и что получится (фигура Буратино)
Тем временем проходит игра со зрителями.
Кому принадлежат эти высказывания? Зарабатываем буры для своей команды.
1. «Не доведет тебя до добра это учение» (Лисе Алисе)
2. «Десять тысяч чертей» (Карабасу-Барабасу)
3. «Пациент скорее мертв, чем жив» (Сове)
4. «Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки» (Мальвине)
5. «Спасаться – так всем вместе, погибать – так всем вместе!» (Буратино)
6. «Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями» (Тopтиле)
4 тур. Кому принадлежат эти предметы?
(презентация)
Полено
Сачок
Костыль
Азбука
Плетка
Черный бант
5 тур. Поэтический конкурс
1. Увидев Буратино на представлении, все куклы обрадовано запели «Польку-птичку»:
Птичка польку танцевала,
Нa лужайке в ранний час...
2. Продолжите две следующие строчки:
Нос – налево, хвост – направо,
Это полька «Карабас».
3. Какое стихотворение посвятил Пьеро Мальвине?
«Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя.
4. Продолжите следующие строчки:
Рыдаю, не знаю куда мне деваться,
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться».
6 тур. Разгадай кроссворд. Выявит самую сообразительную и шуструю команду. Задание на время.
Тем временем проходит игра со зрителями.
Какие стишки бормотал Пьеро, когда шел к потайной двери?
1.Пляшут тени на стене, –
Ничего не страшно мне.
Лестница пускай крута,
Пусть опасна темнота, –
Все равно подъемный путь
.............................
Приведет куда-нибудь...
2. Какими стихами утишал Пьеро Мальвину?
Мы сидим на кочке,
Где paстут ,
Желтые, приятные,
Очень .
Будем жить все лето
Мы на ,
Ах, – в уединении,
Всем на ...
Сценка из произведения А. Толстого. Как Мальвина учила Буратино арифметике и грамоте)
Подведение итогов литературной игры. Награждение команд.
Список литературы:
1. А. Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино.
2. К. Коллоди. Пиноккио, или Похождения деревянной куклы.
3. Б. Галанов. Книжка про книжки.