Сценарий театрализованного мероприятия к 304-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
СЦЕНАРИЙ
Внеклассного мероприятия, посвященного
304- летию со дня рождения М.В. Ломоносова
«Великий сын России».
ВЕДУЩИЙ: Сегодня у нас необычное мероприятие. Завтра весь наш российский народ отмечает юбилей гениального ученого, химика, поэта, реформатора языка, астронома, физика и т.д. – 304 года со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
ВЕДУЩИЙ: Мы увидим некоторые эпизоды из жизни Ломоносова, как он учился, как стремился дать развитие науки, взаимоотношения с начальством и т.д.
ВЕДУЩИЙ: Ну а для начала, давайте вспомним, где родился, как получил первоначальное образование Михаил Ломоносов?
(высказывания из зала учащимися)
ВЕДУЩИЙ: Время было тяжелое, на российском престоле Анна Иоанновна. Наука не развивалась, все было в застое. Тогда ею руководил советник Шумахер. Студент Ломоносов выделялся среди остальных. Предлагаю вам посмотреть, как это было.
СЦЕНА 1
(Ломоносов у Шумахера)
(вопрос в зал, высказывания учащихся)
ВЕДУЩИЙ: 25 июля 1739 года российские студенты Ломоносов и Виноградов в числе лучших были отправлены в Саксонию в город Фрейбург к Бергарту Генкелю. Иоганн Фридрих Генкель был по специальности врач. Но как все врачи занимался минералогией в поисках лечебного снадобья. Он постепенно стал одним из лучших знатоков горного дела. У него учились студенты из разных стран. Обучение было частным да и стоило очень дорого. К моменту приезда студентов Генкель был уже стар, и лучшая пора его деятельности давно миновала.
СЦЕНА 2
(Приезд Ломоносова и Виноградова к Генкелю)
ВЕДУЩИЙ: Да, строгим был этот Генкель. Ломоносов был человеком смелым, он не боялся в лицо высказывать свои мысли и порицал жестко несправедливость. Его не пугало высокое положение господ. Во Фрейбурге они изучали горное дело. В горах Саксонии уже с 16 века добывали серебро и медь.
СЦЕНА 3
(Ломоносов следует из рудника к Генкелю)
ВЕДУЩИЙ: Пройдут годы, время сотрет все обиды и распри. И автор российской минералогии академик Ломоносов не раз с почтеньем и благодарностью помянет Бергарта. Генкель не был кабинетным ученым. Он придавал большое практическое значение работе в шахтах и рудниках.
ВЕДУЩИЙ: Именно во Фрейбурге Ломоносов узнает о великом событии – о взятии русскими крепости Хотин. Это была великая победа. Ломоносов не смог удержаться и написал оду о взятии Хотина. Давайте посмотри, как это было…
СЦЕНА 4
(Ломоносов и Виноградов)
ВЕДУЩИЙ: Дмитрий Иванович Виноградов войдет в историю как создатель русского фарфора. Он сам разработает технологию производства, сам построит фабрику, сам наладит выпуск отечественного фарфора, качеством своим, поразившим Европу. Он умрет 34-х лет от роду.
ВЕДУЩИЙ: Я думаю, есть в зале учащиеся, которые могут продолжить строки оды.
(учащиеся выходят и читают строки оды Ломоносова «На взятие Хотина»)
ВЕДУЩИЙ: Ода Ломоносова произвела в русском обществе впечатление разорвавшейся бомбы. Оду твердили гвардейцы наизусть. О поэте Ломоносове заговорили при дворе. В.К.Тредиаковский написал ответ на его письмо о правилах русского стихосложения.
ВЕДУЩИЙ: Через 100 лет В. Г. Белинский скажет: «Ломоносов – это Петр Великий русской литературы прислал свою знаменитую оду на взятие Хотина из земли немецкой, с которой по всей земле должно считать начало русской литературы.
ВЕДУЩИЙ: Сам Ломоносов говорил, что оды – это лишь средство совершенствования языка нашего.
ВЕДУЩИЙ: А мы возвращаемся Санкт-Петербург. Ломоносов самовольно покидает Фрейбург и возвращается в Россию. В это время в российской академии разогнали всех лучших ученых, а оставили лишь жалких подхалимов. Студенты российские лишались жалованья в течение года. Нарастало недовольство правлением Шумахера.
ВЕДУЩИЙ: октябрь 1740 года – умирает императрица Анна Иоанновна, наступают непростые времена, Анна Леопольдовна не управляет государством. Тогда верные гвардейцы Елизаветы Петровны захватывают власть. Давно Россия ждала этого момента, напрямую родственную связь с Петром Великим.
ВЕДУЩИЙ: Ломоносов счастлив этим переменам. Получив челобитную студента академии Ломоносова, Елизавета без колебаний подписала указ о производстве его в адъюнкты. Указ вступал в силу с 8 января 1742 года. Отныне он получил право преподавать студентам.
ВЕДУЩИЙ: Но не тут-то было. К Ломоносову явился один студент на занятие и тот немец, не говоря ни слова по-русски. Ломоносов был возмущен и направился прямо к Шумахеру.
СЦЕНА 5
(Ломоносов и Шумахер)
ВЕДУЩИЙ: Ломоносов лично составил письмо императрице и изложил истинное положение дел в академии. Елизавета подписала указ о создании следственной комиссии по делу Шумахера. Он был арестован в собственном доме под караул. Андрей Константинович Нартов – любимец Петра, изобретатель, токарь, назначен исполняющим обязанности заведующего канцелярии академии наук.
ВЕДУЩИЙ: 28 июня 1743 года строптивый адъюнкт Ломоносов был заключен под караул, но и после этого он отказался дать следствию показания. В тюрьме он пишет несколько научных статей, работает над книгой «Риторика», создает магические, чарующие строки допушкинской эпохи:
«ОТКРЫЛАСЬ БЕЗДНА ЗВЕЗД ПОЛНАЗВЕЗДАМ ЧИСЛА НЕТ
В БЕЗДНЕ ДНА…»
ВЕДУЩИЙ: Василий Кириллович Тредиаковский предложил спор Ломоносову: перевести псалмы Давидовы, никогда не переведенные никем, а читатель сам рассудит, чей перевод лучше. Читатель предпочел перевод Ломоносова.
ВЕДУЩИЙ: Пушкин через 90 лет скажет: « Они навечно останутся памятником русской словесности. По ним долго будем изучаться стихотворному языку нашему.»ВЕДУЩИЙ: Новый 1761 год – Россия встречала под гром своих побед в 7-летней войне. Причиной войны явилась растущая агрессивность Пруссии. В 1757 году Россия вступила в войну. В 1760 году пал Берлин. Король Фридрих чудом избежал плена. Поражение сломили его дух. В честь побед русского народа в новогоднюю ночь в Санкт-Петербурге был зажжен гигантский фейерверк.
ВЕДУЩИЙ: Грандиозный замысел надгробию Петру Великому в Петропавловском соборе из черного мрамора с колоннами, скульптурой из мозаики, прославляющие его свершения.. Проект был одобрен Елизаветой.
ВЕДУЩИЙ: Одно из 12 мозаик было посвящено Полтавской битве. Секрет мозаичной смальты был известен в 18 веке только итальянским мастерам. Химик Ломоносов продела более 4-х тысяч опытов и получил собственную смальту самых разнообразных тонов и оттенков.
ВЕДУЩИЙ: После следствия Шумахер был оправдан и вновь вернулся в академию на прежнее место. Для Ломоносова это был огромный удар, но он не прекращал борьбу против иноземных прихвостней.
ВЕДУЩИЙ: Началась упорная и многолетняя борьба ученого за становление отечественной науки, за создание подлинно научных центров в Петербурге и Москве, за открытие университета.
ВЕДУЩИЙ: Ломоносову получено смотрение гимназий и университета. Открытие Московского университета – история России. Сам Ломоносов говорил: «Без Шувалова я не смог бы этого сделать!». В гимназиях были отменены розги. Он указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей сын, в том нет нужды." 12 января 1755 год – Елизавета подписала указ об учреждении в Москве университета.
ВЕДУЩИЙ: Ломоносов верил в благосклонность императрицы, ведь она дочь Петра, прямая наследница Великого императора престола российского. Им была написана хвалебная ода Елизавете. Ломоносов возлагал огромную надежду на нее, что она продолжит заветы отца. Ломоносов был приглашен во дворец лично на аудиенцию к императрице.
СЦЕНА 6
(Елизавета, учитель танцев и Ломоносов)
ВЕДУЩИЙ: А каким был Ломоносов в семье?
СЦЕНА 7
(Ломоносов и его жена)
ВЕДУЩИЙ: Ломоносов торопился работать, боялся не успеть. В России тоже случились перемены: смерть Елизаветы, свергнутый Петр 3, начало эпохи Екатерины 2.
ВЕДУЩИЙ: Ну а теперь нужно пригласить Елизавету и Ломоносова. Наступило время опытов ( «Ломоносов» на сцене показывает опыты по химии и физике, изученные им).