Конспект Географическое положение и границы России
Технологическая карта урока.
Предмет – география. Класс – 9.
Тема урока: «Географическое положение и границы России».
Планируемые образовательные результаты: после окончания урока, учащиеся смогут:
предметные метапредметные личностные
-показывать на политической карте мира границы Российской Федерации;
-называть государства, граничащие с РФ;
- давать определения понятиям «географическое положение», «геополитическое положение» и терминам мезоположение, микроположение и макроположение;
-классифицировать виды и уровни географического положения;
-сравнивать государственную границу РФ с пограничными государствами. - работать с рисунком, таблицей и географической картой, и атласом;
- анализировать статистический материал таблицы;
- делать выводы;
- работать с тестовым материалом;
-работать с тетрадью;
-участвовать в пресс-конференции. -высказать своё мнение о геополитической обстановке на основе информации СМИ о событиях, происходящих в Украине.
Словарь урока: географическое положение, геополитическое положение, мезоположение, микроположение, макроположение, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Япония, США, КНДР, Норвегия, Монголия, Китай, Финляндия, Польша, Казахстан, Абхазия, Южная Осетия. Молдова.
Ресурсы урока: учебник «География России. Население и хозяйство». Авторы :В.П.Дронов, В.Я.Ром; географический атлас для 9 класса; политическая карта мира; учебные тексты; интернет – ресурс; контурная карта, цветные карандаши.
Организационная структура урока.
1-й этап: Оргмомент.
2-й этап. Мотивация. Деятельность учителя:
Ребята. Сегодня утром я ехал на работу в трамвае и услышал спор двух пассажиров. Один из спорщиков утверждал, что с Россией граничит Молдова, а его оппонент доказывал, что Молдова не граничит с Россией. Как вы считаете, кто из них двоих прав? Что нам необходимо знать, чтобы справедливо рассудить спор? Какую тему курса географии следует изучить, чтобы знать наверняка: граничит ли Молдова с Россией или нет?
Деятельность учащихся:
-слушают информацию;
- высказывают свои мнения;
- проговаривают предполагаемые темы урока.
3-й этап. Актуализация знаний. Деятельность учителя.
-записывает тему урока на доске;
-предлагает записать тему урока в тетрадь учащимся;
-проговаривает цель урока;
-задает вопросы:
1) Изучали ли мы такую тему в предыдущих классах?
2) Что вам известно по данной теме?
3) Граничит ли Молдова с Россией? Деятельность учащихся.
-записывают тему урока в тетрадь;
-отвечают на вопросы;
4-й этап. Целеполагание. Деятельность учителя:
Цель урока: Сформировать у учащихся целостное представление о географическом и геополитическом положении России. Деятельность учащихся:
-поставили цели к уроку.
5-й этап. Планирование. Деятельность учителя:
Ребята, мы определили с вами тему урока. Увидели, что у нас есть пробелы в знаниях по данной теме. Давайте с вами определим план наших совместных действий по ликвидации пробелов. Какие методы и приемы работы вы хотели бы использовать на уроке? Деятельность учащихся:
-слушают информацию;
- представляют варианты работы
6-й этап. «Открытие» нового знания. Деятельность учителя:
Предлагает работу с понятиями «географическое положение» и геополитическое положение».
Учебный текст: учебник географии с.9 , 1-й абзац и с.10, 3-й абзац.
Задания:
1. Прочитать понятия.
2. Проанализировать и дать краткое изложение понятиям.
3. Найти общее и особенное в данных понятиях.
4. Записать в тетрадь.
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Показывает презентацию «виды и уровни географического положения» и предлагает задания к ней.
Задания:
1. Рассмотреть рисунок и изучить условные обозначения.
2. Сопоставить термины и их определения: микроположение, мезоположение, макроположение; положение по отношению к группам стран (регионам) Европы и Азии; место России на глобальном уровне-по отношению к другим материкам, Мировому океану, миру в целом; положение России по отношению к пограничным, соседним государствам.
Предлагает таблицу «Протяженность государственной границы в РФ» и задания к ней с использованием атласа. Сопровождает таблицу информацией о соседстве с Россией, Абхазии и Южной Осетии.
Сравнить протяженность границ государств, граничащих с Россией;
Сделать вывод о государственной границе РФ.
Определить с каким государством у России наибольшая протяженность границ, с каким наименьшая.
Предлагает провести пресс-конференцию по политической обстановке в Украине.
Вопросы:
1. Что вам известно о политической обстановке в Украине?
2. Какие территориальные изменения произошли в России в связи с этими событиями?
3. Какова ваша оценка происходящим событиям?
4. Ваше мнение по поводу присоединения Крыма к России.
Деятельность учащихся:
-читают учебный текст;
- осмысливают текст, дают собственное определение понятиям;
-сравнивают;
-записывают.
-смотрят презентацию;
-анализируют рисунок и условные знаки;
-сопоставляют термины и определения;
-слушают информацию;
-изучают и анализируют таблицу;
-сравнивают протяженность границ России с границ других государств.
-делают выводы;
-определяют;
-участвуют в пресс-конференции;
-высказывают свою точку зрения.
7-й этап.
«Включение нового знания в систему знаний». Деятельность учителя:
Раздает тестовые задания каждому ученику.
Определяет критерии оценивания данного этапа урока.
Представляет вариант правильных ответов для самопроверки учащимися выполненных заданий.
Критерии оценивания: за каждое правильно выполненное задание по 1 баллу.
Задание №1: Сколько государств граничат с Российской Федерацией: а) 18; б)16; в)17?
Задание №2: Какие государства не граничат с Россией: 1) США, 2) Эстония, 3) Молдова.
Задание №3: В задании № 2 красным цветом подчеркнуть государство, имеющее только сухопутную границу с Россией, а синим – морскую.
Предлагает практикум и критерии оценивания к нему. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Задания:
1. Нанести на контурную карту государства, граничащие с Россией.
2. Выделить красным цветом государства, которые создают угрозу для России, а синим дружественные страны.
Деятельность учащихся:
-знакомятся с критериями оценивания;
-выполняют тестовые задания;
-оценивают себя;
-выполняют практикум;
-оценивают
себя
8-й этап.
Рефлексия и оценивание. Деятельность учителя:
Предлагает вопросы:
1. Какую тему урока сегодня мы изучили?
2. Действительно ли Молдова граничит с Россией?
3. Достигли ли мы планируемых результатов?
4. На каком из этапов урока у вас были затруднения?
Система оценивания: критериальная. Деятельность учащихся:
-отвечают на вопросы.
9-й этап.
Домашнее задание. Деятельность учителя:
Предлагает всем записать в дневник параграф 2.
Акцентирует внимание на наиболее сложных вопросах.
Предлагает индивидуально подготовить сообщения о государствах, соседствующих с Россией (творческое задание). Деятельность учащихся:
-записывают домашнее задание в дневник;
-задают вопросы;
-уточняют алгоритмы выполнения работы.