Урок освоения новых знаний и способов действий Тема Политико-административная карта России
Конструкт пробного урока «Окружающего мира»
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Устюжаниной Екатерины Васильевны
Дата: 2.12.15
ОУ: МБОУ № 27
Класс: 4 «б»
Программа: «Школа России»
ФИО учителя класса: Калистратова Любовь Владимировна
ФИО методиста: Казанцева Людмила Валерьевна Отметка_______ Подпись_______________
Тема урока: «Наш край»
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.
Цель: Познакомить детей с политико-административной картой.
Планируемый результат:
Личностный: имеют представление о родном крае, местности, городе.
Метапредметный: демонстрируют волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, оценку; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлекают необходимую информацию, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализируют, синтезируют; умеют с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметный: имеют представление о политико-административной карте, оценивать отношение людей к окружающему миру.
Задачи:
Воспитательная: формирование нравственно-этической ориентации, формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир ,привитие навыков делового сотрудничества.
Развивающая: развивать регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль, оценка, формирование умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей); познавательные УУД (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, анализ, синтез, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания); коммуникативные (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.).Образовательная: формировать представление о политико-демонстративной карте, научить находить свою местность(родной край) на карте.
Принципы обучения:
Принципы обучения и воспитания:
Принцип деятельности
Принцип целостности
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Принцип минимакса
Принципы воспитания:
воспитание через взаимодействие
создание положительного эмоционального подъема
Методы обучения:
По источнику получения знаний:
Словесные (объяснение, беседа, работа с книгой)
По дидактическим целям:
Наглядные (демонстрация, иллюстрация)
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: проектор
Индивидуальное: учебник, рабочая тетрадь
Демонстрационное: презентация
Информационные источники:
ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Программа Школа России. Учебник. Окружающий мир. 2 класс. 1 часть. Плешаков А. А.
Рабочая тетрадь. Окружающий мир. Плешаков А. А. 2 класс. 1 часть.
Интернет источники:
http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_okruzhayuschemu_miru_tvoy_rodnoy_kray-403231.htm
2.
3.
Структура (план) урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Решение проблемы.
Первичное закрепление.
Организация самостоятельной работы.
Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока:
Этап, задача этапа Методы и приемы Деятельность учителя и детей Планируемый результат
1. Мотивация к учебной деятельности.
Задача: Мотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку По источнику изложения учебного материала:
Словесный.
Художественное слово. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Васильевна.
Мы сюда пришли учиться,
Не ленится, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-Присаживайтесь.
-Прежде чем начать урок, проверьте всё ли у вас готово:
дневник, пинал, учебник.
Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача: Совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию. По источнику получения знаний:
-словесные (беседа, объяснение)
-наглядные демонстрация. -Ребята для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, я вам прочитаю стихотворение.
-Ребята слушайте меня внимательно.
«Край Родной»
Край родной, родимый край – милая сторонка,
Где лесов зеленых рай, птичье пенье звонко!
Купол неба в вышине, звезд ночных мерцанье;
Шорох листьев в тишине и лугов дыханье;
До рассвета здесь поет петушок не громко;
Чуть качнется и замрет месяц в небе тонко.
Просветлеет небосвод, звездочки погаснут;
Звездой утренней взойдет снова день прекрасный
Солнце яркое встает над горой, над лесом;
Нежный луч его плывет по местам окрестным.
По ложбинкам , над рекой марево тумана –
Словно кто разлил покой, сказку ль без обмана.
Здесь черемух хоровод над рекой гуляет,
Засмотревшись в лоно вод цвет свой осыпает;
Ветерок его несет – легкое порханье,
Испаренье светлых вод и благоуханье!
Край родной, родимый край – милая сторонка,
Где лесов зеленых рай, птичье пенье звонко!
С нами, с нами навсегда родины виденье,
И зовет к себе, зовет – то боготворенье.
О чём говорится в стихотворении?
Так какая же у нас тема урока?
-Какую цель мы с вами поставим на урок?
Тема урока: «Наш край».С чем познакомимся, чему научимся?
Познакомимся с политико-административной картой .Научимся находить свой родной край на карте.
Познавательные УУД:
Демонстрируют:
умение извлекать информацию из текста;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3.Решение проблемы.
Задача: Найти решение проблемы, решить задачи, поставленные в начале урока
Физминутка
Задача: Снять напряжение, увеличить продуктивность работы через смену видов деятельности.
По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация). Методы развития познавательного интереса:
Формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием. -Ребята сегодня мы с вами будем изучать новый раздел.
Откройте учебник на с.135 и прочитайте название раздела про себя. Даша читай пожалуйста вслух название раздела. «Родной край-часть большой страны» (Молодец.)
Открываем с.136 Ребята что перед вами? (Карта)
-Ребята это не просто карта, а политико- административная карта России.
-Ребята давайте узнаем по подробнее что же это за карта.
-Политико-административная карта России – это карта, которая отражает политическое деление и политико-административное устройство какой либо территории. На карте даются границы государств и входящих в них политико-административных единиц (субъекты Федерации, штаты, провинции и.т.п) столицы и административные центры. Площади политико-административных единиц обычно окрашивают в
разные цвета. На карте цветом выделены все субъекты Российской Федерации, отмечены их названия, столицы и центры. Так же под картой изображены условные обозначения.
-Ребята назовите пожалуйста город в котором мы живём? (Каменск-Уральский) Как называют людей проживающих в городе Каменске Уральском? (Каменцы)
А кто знает сколько проживает людей в городе Каменске Уральском? 170т922 человека.
Ка́менск-Ура́льский — город областного подчинения вСвердловской области России, административный центрмуниципального образования «Город Каменск-Уральский»,Каменского городского округа, центр Южного управленческого округа. Крупный промышленный и культурный центр Урала.
Город расположен на восточном склоне Среднего Урала у слияния рек Каменки и Исети, в 96 километрах к юго-востоку отЕкатеринбурга. Река Исеть делит город на два административных района: Синарский и Красногорский. В черте города в Исеть впадает река Каменка, образуя при слиянии небольшой пруд. Кроме того река Каменка выше по течению образует городской Каменский пруд.
-Как называется область в которой находится наш город Каменск Уральский? (Свердловская область)
-Давайте найдём на карте город Екатеринбург. Возьмите в руку карандаш, я пройду и посмотрю, кто нашел похвалю.
-И так кто мне назовёт столицу России (Москва) Найдём Москву на политико - административной карте России.
Москва, город с 11-миллионным населением, — это не только столица России, но и центр европейской культуры.
-Сейчас мы с вами рассмотрим условные обозначения политико-административной карты России.
Кто мне скажет чем обозначены на карте субъекты РФ?(цифрами)
-Ребята что означает слово Федерация?
-И так, Федерация, это «союз» «объединение»
-Федерация – это форма государственного устройства, при котором государство состоит из системы федеральных единиц, субъектов Федерации, обладающих определенными политическими правами.
Рассмотрите Границы Российской Федерации.
-Граница Российской Федерации выделена каким цветом? (красным, по пунктирной линии)
Обратите внимания как выделены полярные владения, субъекты, столица выделена жирным кругом внутри круга точка. Центры РФ выделены просто маленьким кругом.
-Найдите каждый у себя в учебнике государственную границу РФ(она выделена красным цветом) Я прохожу и смотрю .
-Сильно выделенными точками обозначены столицы государств, например- Казахстан-Астана, Узбекистан- Ашхабад.,
- Давайте найдём столицу Казахстан-Астана, прохожу смотрю.
кружочками обозначены города- Киров, Тюмень и т.д.,
Давайте найдём город Киров.
а цифрами обозначены сами государства).
-Посмотрите , сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают?
- В состав РФ входит множество республик, краев, областей - Эстония , Латвия, Белоруссия и др. Они занимают огромные территории ).
-Найдите самые крупные.
(Якутия, Хабаровский край и др.)
- Где, в основном ,находятся эти большие по территории края, республики, области?
(На Западно - Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье)
-А что вы можете сказать о Восточно - Европейской равнине?
( На ней расположено очень много небольших по площади республик и областей)
Ещё мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена.Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.
- Найдите на карте территорию, где мы живем. Покажите на карте.
Где расположен наш край ? ( На юге Российской Федерации)
Здесь отмечен город Екатеринбург, наш город не отмечен, но находится рядом.
Ребята назовите мне наших соседей, кто они?(Пермь, Тюмень, Челябинск, Тюменская область,)и.т.д.
Давайте подробнее познакомимся с картой нашего края.
Перечислите реки которые есть у нас в нашем крае?
(Исеть, Каменка, Каменка впадает в Исеть)
Может кто ни будь ещё знает реки которые у нас протекают в нашем краю?
А теперь все дружно встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели вновь за дело.
- Ребята чем богат наш край? У нас очень много заводов.
-Какие заводы Каменска Уральского вы знаете?
Какая растительность у нас в городе Каменске Уральском? Территория вокруг города входит в лесостепную зону. Преобладают боры, берёзовые рощи и берёзово- HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0" \o "Осина" осиновыеколки, которые сочетаются с луговой степью. При этом весь лес молодой, легкопроходимый. Тайга, окружавшая Каменский завод в XVIII—XIX веках, была вырублена для изготовления древесного угля. Из кустарниковвстречаются калина, можжевельник, боярышник, ракитник, шиповник, а на юге — вишня степная.
Животный мир достаточно разнообразен (встречаются заяц, косуля, бобёр, ондатра, белка, лиса, барсук, ласка, куница, ёж, лось. В окрестностях города насчитывается около 250 видов птиц[4][22]. В городе встречаются голубь,воробей, ворон, сорока, грач, трясогузка, дятел, соловей, ласточка, чайка, синица, щегол, снегирь, утка, цапля, сойка, поползень. Так же посмотрите на климат г.Каменска Уральского.
Климат Каменска-Уральского
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средняя температура, °C −13,5 −12,9 −6,9 2,8 11,9 18,0 19,3 16,2 10,1 2,7 −7,5 −12,7 2,4
Ребята на каком транспорте можно передвигать по нашему городу? (Автобус, машина, так же у нас с вами есть вокзал в котором есть поезда. )4. Первичное закрепление.
Задача:
Закрепить изучений материал.
По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ, работа с книгой), наглядный (демонстрация).
Методы развития познавательного интереса:формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием. -Сейчас вы поработаете в паре. Я каждой паре раздам по карточке. Вы должны выполнить задания.
1. В каком городе ты живёшь? ___К-У_______________________________
2. Как называется область в которой находится город Каменск-Уральский?
____Свердловская обл.______________________________________
3.Назовите столицу России?
________Москва____________________________________
4 Сколько человек проживает в городе Каменске Уральском?
_177922_____________________________________________________
5 Чем богат город Каменск Уральский?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция);
познавательные УУД (логические – анализ, построение логической цепи рассуждения);
коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание)
5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).
Задача:организовать самостоятельную деятельность с помощью тетради на печатной основе. По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация). Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием. -Сейчас открываем рабочие тетради на с.65 №1. Прочитайте задание про себя. Паша что нам нужно сделать в этом задании? Подумать, что значит родной край в твоей жизни. Написать. Напишите пожалуйста хотя бы в 3 предложениях. Например: Я люблю свой родной город Каменск Уральский за то что в нём очень красивая природа. Регулятивные УУД
(контролируют корректируют результаты своей работы, планируют умственные и практические действия)
6.Информация о домашнем задании.
Задача: дать инструкцию о домашнем задании.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Задача: подвести итог урока, оценить свою деятельность и деятельность одноклассников.
По источнику получения знаний:
-словесные объяснение.
По источнику получения знаний:
-словесные беседа -Сейчас откройте пожалуйста свои дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно будет выполнить задание на с. 65 №2, и на с.66 №5.
-Наш урок и подходит к концу.
-Что мы изучили на уроке?(Наш край, поработали с картой)
-Что нового узнали?
-Кому было тяжело работать с политико-административной картой?
-Вы сегодня все молодцы, спасибо вам за урок, мне понравилось с вами работать.
-Ребята, спасибо за урок. До свидания. Регулятивные УУД
(контролируют корректируют результаты своей работы, планируют умственные и практические действия)
Общеучебные УУД:
Демонстрируют умения анализировать способы действий, оценивают результат собственной деятельности.