Особенности психического развития детей с ОВЗ ЗПР с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий
Особенности психического развития детей с ОВЗ ЗПР с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий
Поскольку в своей педагогической практике мне больше приходилось работать с детьми с ЗПР, в своей работе остановлюсь именно на этой категории детей.
Рассмотрим особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР. Внимание:При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим
Память:Снижена продуктивность запоминания (на 2 года ниже, чем у сверстников), неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, неумение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
Мышление:У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующее задание. Наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Словесно-логическое мышление у большинства детей не развито.
Речь:
Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков, оттенков речи.
Экспрессивной стороне речи характерен бедный словарный запас (речь состоит из существительных и глаголов), нарушено звукопроизношение, небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи (стакан вместо кружка, наличие аграматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.
Основные результаты обучения детей с ЗПР в школе— это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. У детей с ЗПР с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия. В частности, недостаточно формируются личностные, универсальные действия, которые обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся; дети испытывают сложности в формировании и реализации компонентов УУД, связанных с организацией учебной деятельности – регулятивных. Особые трудности вызывает овладение коммуникативными УУД, обеспечивающими социальную компетентность.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД. Рассмотрим приемы и задания, используемые для формирования УУД на примере уроков истории.
Личностные УУД: 1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок. -Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза.
2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.
Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе обсуждения темы занятия, развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Регулятивные УУД: Задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач. Это, пожалуй, наиболее трудный, на мой взгляд, этап урока. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. На уроках проводим оценивание устных ответов. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу ответа. При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ (устно, или карандашом в тетради). Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника и класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы -какая тема урока, виды деятельности, которые присутствовали на уроке, определяют содержание вопросов, которые вызывают наибольшее количество затруднений.
Познавательные УУД: Проблемное обучение. Например, на уроке тема « Политическая раздробленность на Руси». Сравнение двух карт Древнерусского государства в 10 и в 12 веке. В чем разница изображений? Дать детям попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения Педагогические игры. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.( Н-р игра архитектор, законотворец ). В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.
Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса 1)Работа в парах — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища. 2)Групповая работа по одной теме — объяснение материала, обсуждение, выступление, оценка работы. 3)Ученик вместо учителя ( объясняют тему). 4)Подготовка сообщения по теме. Что же должен делать учитель, чтобы материал был доступен и понятен: • Составлять с учениками правила работы по теме. • Предлагать задания, целью которого должно быть решение какой-то проблемы, копилка знаний, взаимопроверка, творческая работа. Учитель должен четко понимать, с какой целью он предлагает детям выполнить то или иное задание. • Должна быть поставлена своя задача, для решения общей проблемы. Как только дети получают разные роли, диалог между ними становится необходимостью. Организация работы учащихся базируется на следующих этапах: а)Ориентировочный: учитель четко формулирует задание , затем распределяет задания случайным образом. б) Исполнительный: обязательно предоставить каждому ученику (это формирует адекватную самооценку); в) Контрольно-оценивающий: на этом этапе важно, чтобы дети понимали критерии оценивания работы каждого ее участника (активность, результат, главный эффект — рефлексия).
В результате обучения у ребёнка с ЗПР должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.
Список используемой литературы:https://infourok.ru/http://studopedia.ru/Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000.