Конспект урока по русскому языку (9 класс): Развитие речи №1. Обобщение изученного о тексте тема, основная мысль текста. Стили речи. Официально-деловой стиль.
№ 4. Тема: Развитие речи №1. Обобщение изученного о тексте: тема, основная мысль текста. Стили речи. Официально-деловой стиль.
9 класс 16.09
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цели урока:Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Ход урока.
Вводно-мотивационный этап.
Фронтальный опрос.
Учитель:
-Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.
(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
-Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)
-Проверьте, все ли стили вы назвали?
2. Работа по теме урока
Слово учителя.
Стили речи можно разделить на две большие группы: разговорный стиль и книжные стили; стили реализуются в жанрах речи. Каждый жанр использует свой стиль речи. Существуют и межстилевые жанры: статья, очерк, эссе могут быть научными или публицистическими, интервью может быть как публицистическим, так и официально-деловым.
Разговорный стиль мы используем в бытовой устной речи. Он употребляется в неофициальной обстановке, когда вы разговариваете с одним человеком (или группой приятелей). Цель – обмен впечатлениями, общение. И речь у вас будет непринужденная, неподготовленная, с использованием мимики и жестов. Слова могут быть уменьшительно-ласкательные, глагольные формы – усеченные, лексика стилистически сниженная, предложения неполные, форма речи, чаще всего, – диалог. В последнее время разговорный стиль стал чаще использоваться в публицистике
.
Книжные стили речи – этонаучный, официально-деловой, публицистический, художественный (или стиль художественной литературы) стили.
Научный стиль речи. Используется в официальной обстановке, его задача – сообщить, объяснить множеству людей сведения научного характера. Поэтому используется специальная лексика, термины. Предложения строятся на основе логики, и в них используются вводные слова, указывающие на порядок мысли; сложноподчиненные предложения. Главное для научного стиля – точное выражение мысли, четкость, логичность изложения, практически полное отсутствие эмоциональности. Жанры научного стиля – статья, доклад, выступление на научной конференции, диссертация.
Официально-деловой стиль речи. Используется в официальной обстановке, его цель – сообщить о чем-либо, проинструктировать кого-либо. Так же, как и для научного стиля, для него характерны точность, термины, но он отличается стандартизированными словосочетаниями типа: мы, нижеподписавшиеся; во исполнение решения и т.д. Эмоционально окрашенные слова и конструкции в официально-деловом стиле речи неуместны. Жанры официально-делового стиля речи – это приказ, инструкция, докладная, заявление, резюме и т.д.
Публицистический стиль речи – стиль СМИ, выступлений. Несмотря на официальность обстановки, в этом стиле очень важна эмоциональность, призывность, т.к. его задача – воздействовать на множество людей, убедить их в чем-либо. Поэтому здесь уместны шутки, ирония, торжественность, негодование, фразеологизмы, крылатые слова и выражения, пословицы и т.д., но и общественно-политическая лексика. Жанры публицистического стиля речи – это статья, интервью, очерк, репортаж, хроника, ораторская речь и т.д.Художественный стиль иногда рассматривают как книжный, а иногда – как самостоятельный стиль. Задача текста этого стиля – воздействие на воображение множества людей, на их чувства. Поэтому он должен быть изобразительным, а сделать его таким можно при помощи конкретности, образности, эмоциональности. Поэтому в художественном произведении мы можем увидеть все стили языка. Характеристика эпохи требует своей лексики, изображение бытовых сцен, речевые характеристики героев возможны с использованием разговорного стиля, описание жизни и деятельности ученых, их выступления на конференциях и т.д. требуют научного стиля.
На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:
Разговорный Научный Официально-
деловой Публицистический Художественный
Цель
(зачем?) Обмен мыслями, впечатлениями, общение Сообщение, передача научной информации Точная передача деловойинформации Сообщение, воздействие на слушателей или читателей Воздействие на мысли и чувства
Сфера применения
(где?) Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги Официальная обстановка;
деловые бумаги Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях Художественная литература
Особен-ностиПреобладание разговорной и просторе-чной лексики; интонация, мимика, жесты Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность,
официальность Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей
Самостоятельная работа ( в группах) Инструктаж перед с/р.:
Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы,
которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.
-На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 1:
«Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай - увидишь».
Задание для группы № 2:
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
Задание для группы № 3:
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово «Коломна» относится к финно – угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало «место около кладбища».
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет «географическое» происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
Задание для группы № 4:
Коломна - город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно – угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
Задание для группы № 5:
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.
Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.
Вопрос к другой группе:
-Вы согласны?
4. Подведение итогов.
Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.
Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.
Самопроверка (открывается доска со словами).
5. Домашнее задание: Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите
данный материал