Урок русского языка Стили речи. Официально-деловой стиль речи


«Развитие функциональной грамотности на уроках гуманитарно-эстетического цикла»
Урок русского языка
3 класс
Учитель начальных классов
КГУ «СШЛОД №34» УО ВКО
Г.Усть-Каменогорска
I категории
высшего уровня квалификации
Юрочкина Виктория Анатольевна
Тема: Стили речи. Официально-деловой стиль речи.
Цель: Ознакомление с понятием "официально-деловой стиль речи".
Задачи:
Закрепить понятие «стили речи»; научить работать с текстами разных стилей речи.
Развивать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивационный компонент урока.
-Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику и гостям. Пожелайте друг другу успехов в работе.
2. Актуализация знаний.
Наш урок начнем с поэтической минутки. Послушайте стихотворение  и определите, в чём заключается его основная тема? (учащийся читает стихотворение):
Диана: Нужно ясно понимать,Что задача не простая.Мысль словами выражать -Суть стилистики такая.Диссертация, беседа,Речь, статья или роман?Заявление на соседа,Что устроил балаган.В языке во всём система.Не к чему же нам гадать,Чтоб не мучила дилемма, -Нужно стили речи знать!
- Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.
- А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?
- Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.
3. Целеполагание
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Стили речи)
-Эту тему мы уже начали рассматривать на прошлом уроке, сегодня продолжим.
-Какую цель поставим? ( Научиться определять стили речи)
4. Повторение изученного материала о стилях речи.
- Сегодня на уроке будем работать по группам. У каждого из вас лежит карточка №1. Прочитайте и дополните. Встаньте со своих мест, пообщавшись друг с другом объединитесь в группы по общему признаку.
1.Артисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой –
Стиль это просто________________________
А не какой-нибудь иной.
2.Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу –
Знай, в них________________________ стиль,
Стиль очень интересный.
3. А вот в словарике статья
И правила когда мы учим,
Употребляем стиль _________________________
-  По какому признаку вы объединились в группы? ( по стилю речи). Прочитайте хором свой стих.
У каждой стиля речи свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты.
- В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? ( Работа со схемой)
-470535251460

- Вспомним особенности каждого из названных вами функциональных стилей речи.
Задание №1: Вы получили карточки (см. Приложение 1), в которых перечислены особенности стилей речи. Выберите определение своего стиля речи.сначала каждый работает самостоятельно, затем обменявшись мнением приходите к единому решению. Когда группа будет готова, поднимите вверх сигнальную карточку. (читают карточку, называют стиль).
1. Цель – обменяться впечатлениями, сведениями, мыслями и чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Уместен в домашней или дружеской неофициальной обстановке, в дружеских письмах и посланиях.
2. Цель – точная передача научных знаний (научной информации). Используется в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях. Характерно использование терминов. Как правило, письменная форма. Строгость, точность.
3. Цель – воздействовать на читателя или слушателя. Для этого писатель рисует словами картины и образы. Используется в произведениях художественной литературы (стихи, рассказы, повести, романы и т.д.). Характерно широкое использование изобразительно-выразительных средств (метафор, эпитетов, гипербол, сравнений)
Задание №2: А теперь задание несколько сложнее. Перед вами несколько текстов.ваша задача определить стиль каждого и выбрать текст подходящий к вашему стилю. Доказать.(Сначала работа в паре, потом единое мнение группы)
Текст №1
- Слышь, прикинь завтра у нас в лицеи клевое мероприятие будет!
 - Да? А где?
 - Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?
 - Не знаю, а во сколько?
 - Вроде в три дня. Так мне наши сказали.
Текст №2
Лице́й  — учебное заведение. Слово «лицей» пришло в русский язык через немецкий, в немецкий из латыни, а в латинский из древнегреческого.
Текст №3
Уважаемые лицеисты!
25 мая в 15.00 в актовом зале нашего лицея состоится торжественная линейка, посвященная окончанию учебного года.
Текст №4
Мы лицей всем сердцем любим:Он для нас как дом родной!Лицеисты, скажем дружно:«С днём рожденья, дорогой!»
5. Изучение нового материала
- У всех ли текстов вы смогли определить стиль? Какой текст вызвал затруднение?
-Сравним два текста №1 и №3. Что заметили? В чем разница передачи информации?( В разговоре учащихся информация не точная, много эмоций.А в объявлении - информация передана точно и с отсутствием эмоциональности, сухо и кратко).
-Приходилось ли вам встречаться с такими текстами? А что еще можно было бы отнести к этому виду? (заявления, справки, рассмотрите приложение на своих столах)Это иной стиль речи, официально-деловой.
Как вы думаете, каковы цели использования этого стиля речи?
-Основная цель официально-делового стиля речи – это точная передача деловой информации.
Где он используется?
Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль, который функционирует в письменной форме. Официально-деловой стиль обслуживает официальную сферу отношений (между государством и населением, между странами, между предприятиями и т.д.). Это очень точный и лаконичный стиль речи.
Из истории возникновения. (Сообщение учащегося).
Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век). Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».
«Деловое письмо должно убедить и победить», – так говорит автор пособия по деловой переписке. Очень важно уметь правильно составлять деловые документы.
6. Закрепление материала.
-А сейчас, внимание! Эксперимент! Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой.
- Вам будут даны речевые ситуации, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в Объявление.
Текст №1
-Ой, Петенька! У нас конкурс будет! Классненький такой!
- Что за конкурс?
- На лучшую кормушку для птиц!
- А когда?
- Кажется чрез неделю, ребята сказали.
Текст №2
-Давай в столовую быстренько заскочим за булочками.
- Давай. Только надо снять куртки.
-Да зачем? И так сойдет.
- Ты что, не читал предупреждение на дверях столовой?
Текст №3
- Ты перчатки и маску себе уже купил?
- Нет! А зачем?
- Так ребята сказали , что у нас скоро субботник!
- А когда именно?
- Пойдем прочитаем!
Группы инсценируют ситуацию и зачитывают к ней объявление.
-Молодцы!
7. Итог.
- Сегодня мы говорили о стилях речи. Какие стили есть еще? (плаванья, одежды). Я предлагаю вам подобрать нашим стилям соответствующую одежду.
-У каждой группы набор картинок. Распределите относительно стилей речи и поместите на нашу схему.
Молодцы, ребята! Итак, наша схема «Стили речи» почти заполнена! Осталось только одно пустое окно. А это значит, что вам предстоит еще много узнать о стилях речи.
Давайте подведем итог нашему уроку:
 - Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?
( для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.)
 - Что нового вы сегодня узнали?
(Новый стиль – официально-деловой, его характерные признаки.)
8.Рефлексия
-Молодцы, ребята. Вы отлично поработали. Предлагаю вам теперь побыть экспертами. Оценить свою работу на уроке. В каждой группе есть мишень. Она разделена на 4 сектора. Вы должны оценить каждый с помощью приклеивания кругов.
Свободное высказывание об итогах работы групп.