Чехов и театр. Истоки чеховской драматургии. Урок-экскурс

экскурс

Тема: Чехов и театр. Истоки чеховской драматургии.

Цели урока:
расширить знания обучающихся о чеховском мастерстве, его связи с театром, выяснить истоки чеховской драматургии;
помочь уловить чеховское восприятие жизни, почувствовать художественное своеобразие пьес, поставленных на сцене МХАТ, выявить взаимосвязь творчества и судьбы писателя;
мотивировать изучение русской драматургии.
Оборудование:
изображение чайки, как символа союза писательского и драматургического мастерства;
шаржи – карикатуры на чеховских персонажей;
книги о чеховском творчестве;
презентация о МХАТЕ.
Тип урока: урок – экскурсия
Структура урока
I. Организация класса.

II. Вступительное слово учителя
Мы закончили изучение творчества А.П. Чехова. За эти 7 уроков познакомились с лучшими его рассказами и вершиной его творчества – пьесой «Вишневый сад». Вы уже знаете, что сегодня у нас необычный урок и название у него не совсем обычное: урок – экскурс, т.е.своеобразная виртуальная экскурсия в последнее десятилетие19 века и первое десятилетие 20 века, когда в литературу пришел Чехов-драматург, Чехов-новатор.
Сегодня мы немножко отвлечемся от традиционного изучения литературного курса и поговорим о театре, сценическом искусстве, для того, чтобы шире представить себе А.П. Чехова, его талант и мастерство. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня увидели истоки чеховской драматургии, т.е. поняли, как случилось, что этот непревзойденный мастер короткого рассказа, обладавший неиссякаемым даром юмора, от своей «мелочовки», как он называл свои рассказы пришел к серьезному и ответственному жанру – драматургии.
Мы узнаем, что Чехов вошел в историю русского и мирового театра, как великий демократ и гуманист, смелый новатор, создавший по словам Горького «новый вид драматического искусства».
В свое время Константин Семенович Станиславский писал «Глава о Чехове еще не кончена, ее еще не прочли как следует. Пусть ее раскроют вновь, изучают и дочтут до конца».
Давайте попробуем открыть для себя знакомого и незнакомого Чехова, а помогут мне, те кто работал и исследовал вместе со мной эту тему. Пожалуйста, ребята.
(Звучит мелодия Шопена «Фантазия»)
На фоне музыки звучат слова критика, историка, современника, читателя.
Ученик – историк
- Знакомясь с творчеством А.П. Чехова, я узнал, что Чехов вошел в литературу в трудное время 80 –х годов прошлого века, неслучайно. Их называли годами «малых дел» и « безвременья». Злейшая реакция, откровенный террор и беспощадное подавление свободной мысли. Растерянность и пессимизм царили в стране. Все это нашло свое отражение и в искусстве. Еще звучал голос Щедрина, но как могуч он ни был, даже ему он казался одиноким и бессильным. К голосу великого сатирика прислушивалось молодое поколение демократических писателей, к числу тех, кто не хотел мириться с окружающей действительностью принадлежал и Чехов.
Конечно, годы безвременья не могли не сказаться и на других видах искусства.
Учитель
- А что же представлял собой русский театр 80 – х годов.
Ученица – критик.)
- Положение в театре 80 – х годов было трудным. Реакция сказалась здесь потому, что правительство, имея в руках императорские театры и театральную цензуру, делала все, чтобы уберечь сцену от опасных мыслей и следов каких бы то ни было свежих веяний. Идейное убожество штатных драматургов было очевидным.
Учитель
- А как отражалось такое положение с репертуаром, на актерской игре и сценическом искусстве?
Ученик -современник
- Пагубно. Даже лучшие талантливейшие русские актеры были поставлены в трудные условия. Об этом процессе упадка русского театра свидетельствовал Немирович - Данченко в газете «Театр и жизнь» за 1885 год № 86 он писал: «К концу века знаменитое русское слово, провозглашенное Гоголем и Щепкиным, все более обрастало штампом, условностями, сентиментализмом и становилось неподвижным, как броненосец, облепленный ракушками от долгого стояния в бухте.»
Учитель
- Как видим в конце XIX в. В театре происходил тот же процесс, что и в литературе. Новое, талантливое, реальное настоящее искусство не пропускалось цензурой. Теперь понятно, почему именно к концу 80 – х годов слились воедино усилия сблизившихся выдающихся реформаторов русского театра Станиславского и Немировича – Данченко с одной стороны и великого русского писателя Чехова с другой.
- А случайно ли Чехов обратился к театру?
Ученик-историк:
- Нет. Любовь к сценическому искусству зародилась у Чехова рано. Пожалуй самые яркие впечатления гимназических лет.
Таганрог был городом театральным. Театральная жизнь была довольно разнообразна и богата. Иногда на гастроли приезжали актеры из Ростова на Дону, Харькова, Одессы.
В Таганроге любили музыку. Здесь были не только любители оперетты, но и ценители оперы. Гимназист Чехов был одним из ревностных театралов, но настоящей страстью его был драматический театр, где ставилась и классика Островский, Гоголь, Лермонтов, Грибоедов, Шекспир.
Чехов не только любил театр, но и пробовал себя как актер. Он был участником кружка театрала Дросси и с успехом выступал в роли городничего из «Ревизора».
Переезд в Москву углубил его знания о театральной жизни. Высоко ценил Чехов творчество Савиной, Комиссаржевской, Ермоловой, Садовского, Шумского.
Учитель
- Но говоря об истоках чеховской драматургии нельзя забывать о том, что подготовило талант будущего драматурга. Мне кажется это внимательное отношение писателя к жизни, быту, поступкам людей; что и стало темой его «мелочовки» как он выражался из чего появились первые опыты в сценическом искусстве.
Ранний Чехов – фельетонист, юморист, водевилист. Его ранние пьесы – миниатюры высмеивали общественные нравы эпохи реакции. И это имело уже определенный успех. Давайте посмотрим раннего Чехова. Сцена – миниатюра «Язык до Киева доведет», где он смеется над несуразностями поведения.
(Сценка)
Ученица – читатель
- А я бы хотела рассказать о Чехове – водевилисте. Среди драматургического наследия особое место занимает его одноактные пьесы – водевили. Среди них « Нашла коса на камень».» О вреде табака»
(Сценка «О вреде табака»)
Учитель
- Как видим Чехов обновил и водевиль, открыл его широкие возможности. , но он понимал, что и водевиль и рассказ (который он считал основным своим жанром) имели свои рамки, что иногда сильно ограничивало замыслы и возможности писателя. Между тем как у Чехова уже была потребность в широких художественных обобщениях, стремление к обобщению быта и нравов целых социальных слоев нужен был жанр, который раскрывал бы возможности этих широких обобщений.
Таким жанром и стала для Чехова драма.
Ученик – историк
- Первой пьесой Чехова, поставлена на сцене была драма « Иванов» (1887 г.). Тема ее – трагический надлом интеллигента 80–х годов, строившего широкие жизненные планы и в бессилии склонившегося перед препятствиями, который ставил перед ним реакционный строй.
Ученик
- Далее Чехов создает ряд драм «Леший», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» и т.д.
Ученица – современник
- Новаторская драматургия Чехова не сразу была понята зрителями.
(Чтение отрывка-монолога из «Чайки»)
Например первая постановка «Чайки» в Александрийском театре ознаменовалась провалом, о котором с шумным злорадством писали буржуйские газеты. Но затем пьесы Чехова получили не менее шумное признание и прочно утвердились в репертуаре театров. Признанию Чеховских пьес во многом способствовал МХАТ (1898 год).
Коллектив театра глубоко понял особенность чеховской драматургии и первым показал, как надо играть его пьесы.
Постановка «Чайки» в этом театре стала триумфом новой драматургии.
В ознаменовании этого события эмблемой театра стало изображение на его занавесе чайки, символизирующего тесную связь театра с творчеством А.П. Чехова.
Учитель. Вот мы и подошли к ответу на главный вопрос,как Чехов-мастер короткого рассказа, стал драматургом-новатором. Знание жизни и желание её изменить требовало широкого художественного обобщения ,стремление обобщить быт и нравы широких слоев общества требовало нового жанра. Так от маленьких одноактных зарисовок, водевилей, сценок-монологов автор приходит к серьезным драматическим произведениям
- А теперь нам бы хотелось, чтобы и вы поделились с нами своими знаниями о Чехове. С этой целью мы приготовили небольшую викторину «Что мы знаем о Чехове» и небольшое анкетирование
III.ВИКТОРИНА
Какими литературными псевдонимами подписывался Чехов?
В каких юмористических журналах он печатался?
Сколько братьев и сестер было у Чехова? Кто они?
Кто была жена Чехова?
С какими видными деятелями искусства был дружен А.П. Чехов?
Что послужило материалом для рассказа «Человек в футляре»?
Какое образование получил Чехов, кто он по профессии?
Какое литературное произведение Чехова вызвало восторг у известных русских писателей и кто этот писатель?
 Заключительное слово учителя
В. Плучек писал: «Чехов оказался автором, которого ставят во всем мире. Он становится самым репертуарным драматургом, оспаривая это право у Шекспира и Брехта. В Париже люди плачут на «Вишневом саде» Питера Брука, в Италии плачут на «Вишневом саде» Стрелера. «Вишневый сад» идет в Токио, Хельсинки, Дели». Как видим Чехов   драматург -новатор ,чьи произведения способствовали обновлению и обогащению мирового театра: его репертуара и сценического искусства. В завершение, предлагаю оставить несколько отзывов о нашей экскурсии.
Анкетирование учащихся:
Что нового вы узнали о Чехове-драматурге из нашей экскурсии?
Считаете ли вы актуальными пьесы Чехова сегодня?
Хотели бы вы посетить постановку пьесы А.П. Чехова?

IV. Обзор литературы. (перечень использованной лит-ры)
- Вот и закончился наш разговор. И конечно же он тоже не мог дать полного представления о мастерстве Чехова. Но вам смогут помочь эти книги.



Информационные источники

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.
2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2008.
3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.
Рынкевич В. Вершины драматургии Чехова. - М.: Изд. «Просвещение», 1982.
Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П.Чехова. -Л.: «Детская литература», 1989.
Топалер Е. Театр Чехова. - М.: «Просвещение», 1993.

 




15