План-конспект открытого занятия «Сигналы светофора. Основные типы светофоров. Значение сигналов светофора»


План-конспект открытого занятия по теме:
«Сигналы светофора. Основные типы светофоров. Значение сигналов светофора»
Дата проведения: 16.09. 2012 г.
Цель проведения занятия: показать направления работы объединения «Юный инспектор движения», пробудить интерес к занятиям объединения.
Цели занятия:
Обучающие:
- обучить детей системе функционирования сигналов светофора на перекрёстках дорог;
- научить учащихся различать сигналы светофора и сигналы.
Развивающие:
- обучить детей умениям моделировать простейшие макеты светофора;
- продолжить процесс развития логического мышления посредством решения ситуативных задач и экстремальных ситуаций на дороге.
Воспитывающие:
- продолжить процесс воспитания культуры безопасного поведения пешехода и водителя на дорогах;
- мотивация учащихся на устойчивую жизненную позицию и гражданственность.
Задачи по достижению целей:
Обучающие:
- создать благоприятные условие в аудитории для знакомства и усвоения учащимися нового материала;
- обеспечить установление обучающимися внутрипредметных и межпредметных связей;
- обеспечить учащихся необходимым материалом и наглядными пособиями для быстрого усвоения нового материала.
Развивающие:
- создать комфортные условия в аудитории для использования игровых технологий и практикоориентированной деятельности учащихся посредством аппликации и современных ИКТ;
- продолжить развитие умений учащихся пользоваться информационно-справочной литературой.
Воспитывающие:
- мотивировать учащихся на игровую деятельность путем использования ролевых ситуационных игр;
- использовать дополнительный литературный и правовой материал для мотивации учащихся к культуре безопасного поведения на улице.
Оборудование: наглядный раздаточный материал, презентации с использованием ИКТ, справочная и правовая литература.
Ход занятия
1. Организация занятия.
Приветствие обучающихся.
2. Организационно-мотивирующий этап
2.1. Зачитываю стихотворение «Лесной светофор» поэта Николая Дика:
У дороги возле леса появился светофор.
Тут завел зайчонок Вася с дядей Мишей разговор:
- Кто его сюда поставил и зачем он нужен нам?
Светофор теперь помеха бегать быстро по кустам.
- Ты не прав, Васек, послушай, - дядя Миша говорит Пробегать через дорогу светофор нам не велит.
Посмотри, глазок мигает. Дать готов он нам ответ:
под зеленый - нам дорога, а машинам ходу нет.
Видишь, снова глаз мигает. Желтый свет, немного ждем.
Красный нас не пропускает, ждем зеленый мы вдвоем.
А второй глазок зеленый в это время для машин -
каждый глаз у светофора вовсе даже не один. Очень просто и понятно: если красный нам горит,
то стоим, а по дороге только транспорт вдаль спешит.
Желтый всех предупреждает, а зеленый – проходи
по размеченной дорожке, что видна нам впереди.
Светофор у нас глазастый, с ним не спорят малыши.
Просто бегать по дороге ты, зайчонок, не спеши.
- Все я понял, дядя Миша, светофор - наш верный друг.
Он спасает от несчастья и зайчат и их подруг.
По размеченной дорожке на зеленый мы пойдем,
загорится красный глазик – мы спокойно подождем.
- Молодец, зайчонок Вася! Про веселый светофор
получился и полезным, и серьезным разговор.
2.2. Далее приемом собеседования мотивирую учащихся на самостоятельное определение целей и порядка проведения занятия
- Почему разговор дяди Миши с зайчонком Васей о светофоре получился серьезным и полезным? (Ответы ребят)
- Как вы думаете, а зайчонок действительно все сразу понял, или немного слукавил?
- Что, по вашему мнению, необходимо знать и понимать, чтобы различать сигналы светофора?
- Как всего это можно достичь?
- Как вы думаете, о чем тогда пойдет речь на нашем занятии, и почему именно так звучит тема сегодняшнего занятия? (Ответы ребят)
3. Основная часть занятия
3.1. Далее в ходе беседы-диалога разъясняю основные понятия нового учебного материала (с использованием ИКТ – проекций на экран):
• Определение понятия «Светофор» - средство регулирования дорожного движения.
• Назначение дорожных светофоров – служат для регулирования очередности пропуска транспортных средств.
• Классификация светофоров – пешеходные, транспортные.
• Применение пешеходных светофоров.
• Типы транспортных светофоров - трехсекционные с круглыми сигналами, расположены горизонтально или вертикально;
- трехсекционные светофоры с дополнительными секциями в виде зеленой стрелки на черном фоне и контурная черная стрелка на зеленом фоне.
• Горизонтально расположенные светофоры с красным мигающим сигналом светофора.
• Светофоры, регулирующие движение маршрутных транспортных средств, следующих по обособленной полосе.
• Светофоры, для обозначения нерегулируемых перекрестков или пешеходных переходов.
3.2. После объяснения нового учебного материала предлагаю учащимся самостоятельно смастерить простейший макет светофора с использованием бумаги и клея (из приготовленных заготовок или вырезают кружки самостоятельно, наклеивая их на лист). Обсуждением работы с комментариями учеников.
3.3. Тестирование в форме настольной игры – анализ степени усвоения нового учебного материала. Учащиеся получают карточки с тестовыми заданиями по решению дорожных ситуаций на перекрестке.
3.4. Игровая часть. Учащимся дается задание «сфотографировать пешеходов», игнорирующих знаки светофора; объяснить, почему в данном случае произошло нарушение ПДД, и придумать под снимками интересные надписи.
В ходе игры мотивирую ребят на использование учебно-справочной литературы, с указанием страниц необходимого текста:
- По данным учебным пособиям докажите, что ваш случай был уникальным или, наоборот, характерным нарушением ПДД.
- Какие последствия влекут за собой нарушителей знаком сигнала светофора для водителей, и для пешеходов. Найдите ответ в литературе и обоснуйте его правовую силу.
3.5. Повторное закрепление знаний методом анализа ситуаций. Подвожу учеников к мысли, что данная тема занятия стоит в общей системе знаний ПДД и культуры безопасного поведения на улицах:
- Ребята, вспомните наше стихотворение, что мы обсудили в начале занятия, и скажите – так слукавил ли зайчонок, ответив, что все сразу понял?
- Следовательно, чтобы усвоить знания, надо не только услышать и увидеть, но и применять эти знания на практике.
- Почему надо неоднократно обращаться к данной теме, чтобы усвоить материал окончательно?
- Кого, по вашему мнению, можно назвать культурным человеком на улице?
- Почему от культуры поведения на улице одного человека зависит жизнь многих?
- Почему за нарушение ПДД законодательными актами определено не только гражданская, но и юридическая ответственность?
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на следующем занятии? (Ответы ребят)
4. Подведение итогов занятия.
4.1. Вместе с ребятами определяем критерии оценки усвоения учебного материала:
- Ребята, а по каким критериям вы можете сделать вывод, что тот или иной из вас сегодня усвоил или не усвоил материал?
- Можно ли определить у нас лучших знатоков сигналов светофора и почему?
4.2. Подведение итогов занятия совместно с учащимися.
- А что нашим знатокам надо еще знать и уметь, чтобы мы смогли назвать «Юные инспектора движения»?
- Как вы думаете, кому мы теперь присудим звание «Будущий ЮИДовец»?
Поощряю активистов занятия и предлагаю задание:
- Ребята, мы попросим наших активистов на следующем занятии доказать, как вы поняли, кто может стать ЮИДовцем, а мы вместе с вами проконтролируем – правильно ли они усвоили цели и задачи работы отряда ЮИД.
4.3. Завершение занятия. Поощрение ребят, уборка рабочих мест.