Доклад на тему Развитие познавательной творческой активности через систему коллективных дел


  ГБОУ "Актюбинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"


ДОКЛАД
На тему «Развитие познавательной и творческой активности через систему коллективных дел»
Подготовила: воспитатель
Фомичева Ольга Н.

Дата: 22 марта 2016 года
- Развитие познавательной и творческой активности учащихся через систему коллективных дел открывает широкие возможности для развития принципиально нового процесса воспитания, позволяющим сделать это более эффективным, управляемым, контролируемым способом.
. Бедность словарного запаса ,трудность в саморазвитии ребенка, проблемы в семье не дающие должного тепла и поддержки трудновоспитуемым детям ,проблемы на фоне снижения общей культуры, переоценки ценностей наблюдается слабое владение коллективными творческими умениями и навыками.
Использование информационно-коммуникационных и других современных образовательных технологий; применение проектно-исследовательской деятельности учащихся; чередование различных видов мероприятий, развивающих познавательные и творческие способности учащихся в процессе воспитания складываются в определенную систему коллективных дел и является определенным путем решения проблемы с которыми сталкиваются и педагоги и учащиеся.
Формирование у воспитаников потребности к самостоятельному приобретению знаний через развитие творческих способностей, активизация познавательной деятельности. желание приобретать определенные знания в процессе трудового коллективного творчества, и ощущать поддержку и помощь при выполнении той или иной задачи, как со стороны своих сверстников так и со стороны воспитателя. Является определенной проблемой в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность проблемы для воспитателя заключается в следующем:
Освоения учащимися новой познавательной внеклассной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
Огромное значение для развития познавательно-интеллектуальных способностей детей с проблемами в здоровье является уровень развития памяти, внимания, воображения,  мышления,  восприятия, речи. Именно эти качества являются основой продуктивного мышления и творческих способностей учащихся
 Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только в школе, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления. .Основной формой работы на занятии является игровая коллективная деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы,загадки а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений.
Организация внеурочной коллективной деятельности является неотъемлемой частью образовательного и творческого процесса. Она позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей.
Задачи поставленные перед педагогом:
способствовать развитию познавательной сферы детей;
ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;
способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии.
учить методам и приемам познания себя и одноклассников;
формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития;
развивать самостоятельность детей.
стимулировать активность учащихся на желание выполнять заданную перед ним задачу до конца
активироватьь детей на проявление собственной инициативы творчества при выполнении коллективной работы, выявляя знания самого учащегося
В результате коллективных занятий по предложенной творческой работе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Но внеурочная деятельность по данному направлению «должна быть составлена с учетом запросов и интересов участников коллективного творческого процесса, а также их психического и физического здоровья и развития.
 Развивая интеллект и творческие способности через систему коллективных дел мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на занятии, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления, умением работать без конфликтно с другими людьми в коллективе..
Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Она позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей.
Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:  
Принцип  системной дифференциации. Когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: 1) имеют разноуровневую и иерархическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно-абстрактных (Н.И. Чуприкова, 2003); 2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний,умений. Полученные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождает потребность в новых конкретных впечатлениях.
Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя, и учеников.
Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет  построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия педагогом– полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.
Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.
Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий воспитатель должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми  участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и длявоспитателя, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал.    
Принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, сложно структурированной и четко иерархизированной.  
Принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, воспитатель должен позаботиться о том, чтобы «боль самопознания» не оказалась для них разрушительной, травмирующей. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие и творческий потенциал.
 
Учащиеся  должны получить знания в процессе проведения коллективных дел:
о значимости для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций;
иметь представление о том, что такое память, мышление, воображение;
об особенностях эмоциональной памяти;
о способах эффективного запоминания»;
о способах развития  мышления, внимания, памяти;
о способах выражения эмоций.
умения:
устанавливать закономерности;
уметь выделять существенные признаки и несущественные;
уметь анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;
распознавать анаграммы и самим их составлять;
уметь задавать вопросы, видеть ситуацию глазами собеседника, понимать других;        
осознавать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
осознавать и называть собственные переживания;
осознавать в себе задатки и способности;
выражать эмоции через творчество;
10.вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих работ
11.научиться работать в коллективе.
  ГБОУ "Актюбинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"


ДОКЛАД
На тему «Развитие познавательной и творческой активности через систему коллективных дел»
Подготовила: воспитатель
Фомичева Ольга Н.

Дата: 22 марта 2016 года