Описание опыта работы по организации коллективных творческих дел в школьной театральной студии «Этюд» в МБОУ СОШ № 5 г. Пушкино


Описание опыта работы по организации коллективных творческих дел в школьной театральной студии «Этюд»
в МБОУ СОШ № 5 г. Пушкино
Театральную студию «Этюд» в своей школе я организовала в 1997 году. За это время накоплен большой опыт, которым хочу поделиться.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Цель создания театрального коллектива заключается в приобщении ребят к творчеству, развитие их индивидуальных способностей, воспитании чувства коллективизма, ответственности за совместно начатое дело, развитии чувства прекрасного, а также организации досуга учащихся во внеурочное время.
Занятия в театральной студии способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формирования убеждений и идеалов, они помогают в воспитании гражданской позиции учащихся. Ребята, занимающиеся в театральной студии, станут лучшими помощниками для воспитателей, классных руководителей при проведении разных школьных мероприятий: концертов, праздников, вечеров, торжественных линеек. В театральную студию могут входить все желающие учащиеся независимо от возраста (кроме того, выпускники и учителя). В этом случае моей задачей становится предоставление каждому желающему раскрыть свои творческие способности, испробовать свои силы в том или ином жанре, в течение года дать возможность каждому желающему выступить на сцене.
Репертуар студии подбирается таким образом, чтобы заинтересовать всех участников студии. Вовсе не обязательно, чтобы это было на одном концерте. Возможно разделение на возрастные группы или какие-то другие группы, и у каждой группы своё творческое дело. Кроме того, может быть и индивидуальное задание, словом, решение этого вопроса будет зависеть от того, над чем будут работать ребята. Объединение ребят, обладающих разными способностями, навыками, умениями, непременно создаст атмосферу, которая так необходима при синтетическом характере театрального искусства. Кроме того, это даёт возможность с самого начала распределить обязанности: кто хорошо рисует, тот делает эскиз декораций и костюмов; у кого умелые руки – создаст по этим эскизам необходимые детали оформления; кто умеет шить – займётся костюмами (здесь часто привлекаются и родители). Наша театральная студия «Этюд» - живой, активный, творческий коллектив. Это 20 девочек и 10 мальчиков, чьи способности нужно узнать, проявить и развить; это личности, в которых следует воспитать трудолюбие, товарищество, уважение к людям, ответственность. Этому способствует система коллективных творческих дел, разработанная И.П. Ивановым, профессором, академиком, замечательным педагогом.
Учитывая особенность коллектива, мы после долгого обсуждения вместе с учащимися решили в течении учебного года работать над созданием одного спектакля. В прошлом году был поставлен спектакль по мотивам сказки Оскара Уайльда «Звездный мальчик». Работая над спектаклем, ребята помогали друг другу, с удовольствием занимались изготовлением декораций, костюмов, подбором музыкального и светового оформления. Коллективное творческое дело сплотило ребят.