Конспект урока А.П.Чехов. Чайка — первая пьеса русской новой драматургии.


Тема занятия:
А.П.Чехов. "Чайка" - первая пьеса русской новой драматургии. Тема служения искусству, выбора жизненных целей, творческого успеха, назначение человека. Мировое значение творчества писателя.
Цель занятия:
Обучающая: формировать представление студентов о личности и творчестве Чехова - драматурга; познакомить с историей создания "Чайки", проследить сценическую судьбу пьесы; отразить особенности драматического конфликта в пьесе; помочь студентам осознать идейно - художественные особенности произведения, драматического конфликта и развития сценического действия в пьесе;
Развивающая :
развивать образное и аналитическое мышление, вырабатывать навыки анализа драматического произведения, умение характеризовать героев и драматический конфликт; анализировать развитие сценического действия в пьесе; выражать свои мысли по поводу прочитанного, обосновывать их; развивать интерес ко всему творчеству А.П.Чехова.
Воспитательная: воспитывать целеустремленность, гуманизм, порядочность, эстетический вкус.
Методическая: совершенствовать методику преподавания нового материала с элементами новейших технологий.
Вид занятия: практическоеФорма проведения занятия:
словарная работа, доклады студентов, проблемная беседа, работа с текстом, литературный диктант, инсценировка отрывков из пьесы, мозговой штурм.
Межпредметные связи:
обеспечивающие: история, география, этика, украинская литература;
обеспечиваемые: всемирная литература, культурология, русский язык.
Методическое обеспечение:
рабочая программа, методическая разработка, план занятия, методическая доклад, опорные конспекты для студентов, хронологическая таблица, портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.Литература:
Базовая:1 Зарубежная литература XIX в. под. ред. Н.Л. Ковалевой - Донецк, 1998 г.
2 Зарубежная литература 10 кл. под. ред. Л.М.Дудка, Л.В.Нежурка - Запорожье , 1998 г.
3 Исаева А.А, Куцевол А.Н. Зарубежная литература 11 класс. - Донецк: ПКФ, БАО , 2001.
4 Чиркова А.С. Зарубежная литература. Киев. Башня, 1998 .
Дополнительная:1 Молиенко Н.М. Русская литература 11 кл., 1990.
2 Качурин М.Г. «Русская литература . 9 кл». М. Просвещение , 1998.
3 Хрестоматия. Литература 10 кл. Центр подготовки абитуриентов , 2004.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор
Ход занятия
1Организационный момент (1 мин.)
1.1 Перекличка студентов.
1.2 Подготовка студентов к занятию.
2 Ознакомление студентов с ходом занятия (1 мин.)
Сегодня мы проводим открытое практическое занятие по творчеству великого русского писателя, драматурга - А.П.Чехова.
СЛАЙД 1
На предыдущем занятии мы рассматривали жизненный и творческий путь писателя и отметили, что он пришел в литературу сразу после Достоевского, когда еще был жив Л.Н.Толстой. Потеряться среди них ничего не стоит. Чехов не затерялся, а стал рядом с великими писателями.
Цель нашего занятия:
- вначале выяснить ваши возможности самостоятельной подготовки к раскрытию проблем, связанных с жизненным и творческим путем писателя;
- отразить связь писателя с Украиной;
- раскрыть литературное наследие Чехова-драматурга на примере пьесы «Чайка»;
- подвести итог всего творчества писателя.
3 Мотивация обучения (1 мин.)
Как-то А. П. Чехов сказал: «Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как и в жизни. Люди обедают, лишь только обедают, а тем временем строится их счастье и разбивается их жизнь».
Сегодня на занятии мы и попробуем разобраться, в чем же заключается, по Чехову, человеческое счастье, а в чем - причина несчастий людей, их разбитой жизни.
Его творчество призывает нас и сегодня думать над коренными вопросами человеческой жизни: «Как жить достойно?», «В чем смысл жизни?», «К чему стремиться?», «Что надо любить, а что ненавидеть?», «Что такое счастье?».
Для проведения практического занятия подготовлена наглядность:
- хронологическая таблица;
- опорные конспекты;
- тексты произведений;
- выставка произведений;
- мультимедийная презентация.
Эпиграфом к нашему занятию послужат слова М. Горького про А.П.Чехова: «Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям картину их жизни».
СЛАЙД 2
4Актуализация опорных знаний (30 мин.)
- Как же вам запомнился этот великий человек?
СЛАЙД 3
4.1 Фронтальный опрос по биографии А.П.Чехова.
- Где, когда, в какой семье родился А.П.Чехов?
- Как складывалась жизнь писателя?
- Что дал Чехову первый опыт самостоятельной жизни?
- Чем же примечательны конец 70-х и начало 80-х г.г? Расскажите о жизни Чехова в этот период?
- Назовите ранние произведения писателя. Под какими псевдонимами он печатается?
- Первые литературные опыты Чехова?
- А какие еще произведения писателя вам известны?
- Бывал ли Антон Павлович на Украине?
4.2 Выступление студента с опережающим заданием-сообщением «Чехов и Украина».
Послушаем сообщение студента «Чехов и Украина».
СЛАЙД 4,5
Оказывается, что Чехов по-своему видел назначение и идеал человека. Как? Откройте опорные конспекты и давайте познакомимся с афоризмами писателя. Спишите афоризм, наиболее вам понравившийся. (студенты записывают афоризмы)
Действительно, свой идеал человека писатель нарисовал так: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
СЛАЙД 6
Параллельно с ростом известности формируется мировоззрение писателя. Он всегда относился к любому делу, за которое брался, серьезно и ответственно: работал по ночам, во многом себе отказывал.
90-е г...В этот период он совершает путешествие на о. Сахалин (на этом мы говорили на предыдущем занятии), а в 1892 г. писатель покупает имение в с. Мелехово, в 60-ти километрах от Москвы и живет там с семьей.
СЛАЙД 7
Он неустанно трудится, оказывая населению бесплатную медицинскую помощь и заботясь о распространении среди него грамотности. На личные средства он строит в селе больницу, школу.
О Чехове можно рассказывать еще долго и много. Мужественный и до конца честный, добрый и отзывчивый – таким человеком был и остался Антон Павлович.
Ребята, представьте, что писатель рядом с нами, приехал к нам в гости и мы с удовольствием пообщаемся с ним.
СЛАЙД 8
4.3 Интервью с писателем:
Преподаватель: Здравствуйте, ув. Антон Павлович. Мы очень рады, что вы согласились к нам приехать. Присаживайтесь, пожалуйста.
А.П.Чехов: Приветствую вас всех, дорогие друзья. Я слышу, что вы ведете беседу о моей жизни. Что вас еще интересует? Отвечу с удовольствием.
Преподаватель: Нам уже известно, что вы создали много произведений (преподаватель обращается к хронологической таблице):
в 1892 г. – «Палата № 6»,
1896 – «Дом с мезонином»
1897 – «Мужики»
1898 – «Человек в футляре», «Ионыч».
А какова центральная тема этих произведений?
А.П.Чехов: В рассказах я изображал пошлость и обывательщину, раскрывал жизнь русской интеллигенции.
Преподаватель: Как прогрессивный писатель Вы не могли не откликнуться на злободневную тему о положении крестьян в царской России?
А.П.Чехов: А как же! Это и «Дом с мезонином», повести «Мужики», «В овраге».
Преподаватель: Нам известно, что Вы бывали у нас, на Украине. Что Вы можете сказать о нашей стране?
А.П.Чехов: Да, действительно, я часто посещал Украину. Бывал на Сумщине, в Миргороде. Путешествовал по Донецкой степи. Я всегда интересовался культурой и бытом украинского народа, бывал на ярмарках, изучал характеры людей, особенности их языка. Украина дорога и близка моему сердцу. Я люблю ее литературу, музыку, прекрасные украинские песни. В конце-концов, мне всегда нравился украинский народ.
Преподаватель: Зная Вашу любовь к украинским песням, мы Вам сейчас споем одну из них.
(звучит украинская песня «Двічі в одну річку»)
А.П.Чехов: Большое спасибо!
Преподаватель: Ув. Антон Павлович, что бы вы хотели пожелать нашим юным читателям?
А.П.Чехов: Ребята! Берегите в себе человека. Будьте отзывчивы, добры к людям. Следите за своим телом, здоровьем. Развивайте талант, ум. Благодарю вас за встречу.
Преподаватель:
Из беседы с писателем мы заметили, что своё творчество он посещает главной теме – теме Человека. А ведь кроме рассказов, новел, повестей писатель создавал и более крупные произведения – пьесы.
Первыми драматическими произведениями, поставленными на сцене, были пьеса «Иванов» (1887) и пьеса «Чайка» (1896 г.), с которой мы сегодня познакомимся поближе.
5 Изложение и изучение нового материала (50 мин).
5.1 Запись темы, плана и проблемного вопроса занятия.
Тема: А.П.Чехов. Пьеса «Чайка» - первая пьеса русской новой драматургии.
План
1 Драматургия писателя.
2 Пьеса новой драматургии.
3 Образы и развитие действий в« Чайка » - первая пьеса русской пьесе. Особенности драматического конфликта.
4 Художественные особенности пьесы.
5 Последние годы жизни А.П.Чехова.
6 Значение творчества писателя.
Проблемный вопрос:
Что такое чайка в одноименной пьесе Чехова, какое место этот образ занимает в произведении?
СЛАЙД 9,10,11
5.2 Объяснение преподавателя.
1 Драматургия писателя.
Рассмотренные ранее произведения писателя имели дело с небольшим количеством действующих лиц («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Душечка» и др.)
У Чехова появилась потребность раскрыть такой жанр, который давал бы возможность поднять широкие обобщения, изобразить быт и настроение целых социальных слоев. Этим жанром явилась для писателя драма. С понятием «драма» мы познакомимся из опорного конспекта: Драма – род литературных произведений, записанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене.
Автор задумал написать драму о судьбе провинциальной интеллигенции, лишенной серьезных жизненных задач и перспектив.
Антона Павловича Чехова принято называть «Шекспиром ХХ века». Действительно, его драматургия сыграла в истории мировой драмы огромную поворотную роль. В чем же состояло открытие Чехова-драматурга? Прежде всего в том, что он вернул драму к самой жизни, т.е он хотел показать жизнь такой, какова она есть. Драматическое наследие писателя составляет более 20 пьес. Это и ранние пьесы: «Безотцовщина», «Иванов», «Леший». Это были годы: конец 1880-начало 90-х г.г2 Пьеса « Чайка » - первая пьеса русской новой драматургии.
Но наступали новые времена. Уходила вспять эпоха реакции, полоса насилия над личностью. Середина 90-х г. – пора общественного подъема, оживления, освободительного движения. Писатель чувствовал, что Россия стоит на разломе эпох, на грани крушения старого мира и что необходимо все это отразить в новой драме. Такою и явилась пьеса «Чайка», которая вызывает впечатление света, возможного близкого счастья. Но все это позже, а пока из исследований литературоведов познакомимся со сценической историей пьесы «Чайка».
СЛАЙД 12
Выступление литературоведов.
1 литературовед:
Работая над пьесой «Чайка» (1896г.), Чехов признавался в одном из писем: «Пишу ее не без удовольствия, хотя страшно против условий сцены, много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». Писатель дерзко нарушил привычные для массы зрителей драматургические законы. Пьеса требовала от зрителей внутренней сосредоточенности, внимания к звучанию каждого слова, напряженной работы мысли, умения чувствовать настроение спектакля и незримое присутствие автора. Чехов писал: «На сцене – самые обыкновенные люди. Они плачут, удят рыбу, играют в карты, смеются и сердятся, как все…»
«Чайка» называлась еще комедией, это тоже было необычным, т.к в пьесе смешного не больше, чем бывает в жизни. И как в жизни, радость, любовь, успех достаются героям очень скупо или вовсе не достаются, жизненные пути их не гладки, характеры сложны.
2 литературовед:
Впервые «Чайка» была поставлена в 1896 г. в Петербурге на сцене Александрийского театра. Тогда еще знаменитая актриса великого таланта, глубоко понимающая чеховское творчество, блестяще сыграла героиню пьесы Нину Заречную. Однако не все зрители правильно поняли пьесу и мало кто ее одобрил. Даже актриса не смогла спасти весь спектакль. К тому же зал наполняла не та публика, на которую рассчитывал Чехов. Первое представление окончилось грандиозным провалом.
«Театр дышал злобой, воздух сперся от ненависти, и я – по законам физики – вылетел из Петербурга, как бомба», - писал Чехов вскоре после спектакля.
Нашлись журналисты, которые стали отрицать у Чехова какой бы то ни было талант… Говорилось о слабом знании ролей актёрами, о слабости пьесы как таковой, о пренебрежительном отношении автора к публике, об опасности и, естественно, наказуемости такого отношения и так далее. Однако этот провал означал лишь то, у рождается новая, необычная драматургия. Он нашел в себе мужество снова дорабатывать пьесу и готовиться к следующей постановке. Это, безусловно, обошлось автору очень дорого: здоровье его резко ухудшилось.
3 литературовед:
Актеры Александрийскогом театра продолжали играть пьесу.
И вот А.П. Чехов получает письмо от актрисы Комиссаржевской: «Антон Павлович, голубчик, наша взяла. Успех полный, единодушный, какой должен был быть!»
Но все-таки в Александрийском театре пьеса не удержалась, сборы от спектакля были невелики, и дирекция сняла «Чайку» с репертуара.
Но Чехова стали уговаривать поставить пьесу в Московском Художественном театре (МХАТе). Театр был еще слишком молод и не имел пока прочного положения. Писатель тогда поехал на лечение на юг - в Ялту. Однако руководители театра и артисты настаивали на премьере и добились постановки пьесы. И вот закончился первый акт. Занавес закрылся при гробовом молчании. Актеры пугливо прижались друг к другу и прислушивались к публике. Молчание. Кто-то заплакал. Актеры молча двинулись за кулисы. И в этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами. В публике успех был огромный, а на сцене была настоящая пасха. Целовались все, не исключая посторонних, которые ворвались за кулисы. Кто-то валялся в истерике. Многие, и я в том числе, от радости и возбуждения танцевали дикий танец.
Преподаватель:
Чехов в Ялте получил телеграмму от постановщика пьесы В.И Немировича-Данченко: «Мы сумасшедшие от счастья». При встрече Чехов подарит режиссеру медальон с надписью: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!»
Но и «Чайка» дала жизнь новому театру. С тех пор на занавесе и программах этого прославленного театра МХАТ зрители видят его эмблему: широко раскинутые крылья летящей чайки.
СЛАЙД 13,14
3 Образы и развитие действий в пьесе. Особенности драматического конфликта.
Преподаватель:
Накануне вам было дано опережающее задание: прочитать пьесу. Давайте вспомним образы пьесы.
Студенты зачитывают действующие лица из текста.
Преподаватель:
Читая пьесу, вы успели заметить, что в пьесе изображены обыкновенные люди – старшее поколение, молодежь. В ней нашли отражение судьбы людей, близких к Чехову. Многие близкие ему люди узнавали себя в героях. И когда писатель создавал своих героев, ему казалось, что все они выхвачены прямо из знакомой и близкой ему жизни. У каждого героя своя жизнь. Они любят, ненавидят, отдыхают, встречаются. И, кажется, здесь нет судеб главных и побочных, то один, то другой герой выходят на первый план. В их беседах и действиях раскрывается их судьба. Заметно, что все симпатии Чехова на стороне молодого ищущего поколения, тех, кто только входит в жизнь.
- Назовите молодое поколение в пьесе.
Константин Треплев, сын АркадинойНина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика.
MaшаБоpис Тpигоpин, беллетрист
- Среди героев вам встретилось новое лицо – беллетрист. Зачитайте с опорного конспекта, что означает это понятие.
(Беллетрист – автор беллетристических произведений. Беллетристика – повествовательная художественная литература.)
- А теперь давайте охарактеризуем образ беллетриста Бориса Тригорина.
СЛАЙД 15
Ответ студентов (приблизительный):
Это известный писатель, любовник Аркадиной. Треплев так характеризует его еще в первом действии: «Человек умный, простой, чуточку... меланхолический». Пишет он «...талантливо... но... после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина».
Тригорин, бесспорно, талантливый, но к сочинительству относится как к ремеслу и как к увлечению, которое утомляет и от которого он не может избавиться. Все записывает в записную книгу, ничего поэтического не усматривает в своей профессии, жизнь рассматривает как материал к своим книгам. Часто недоволен собой, понимает, что необходимо бы писать о народе, «о его страдании, о его будущем, говорить о науке, правах человека...».
Тригорин влюбляется в Нину, которая искренне увлечена им, но не имеет своей воли, поэтому Аркадина его не отпускает от себя, слезами, лестью и хитростью сводит на нет его старания построить свое счастье с Заречной.
Но у Тригорина все-таки проявляет подловатый характер - он встречается с Ниной (у них был даже ребенок, которого они потеряли), а потом бросает ее, разлюбив. При этом Тригорин не оставлял своей связи и с Аркадиной. Он потерял жизнь девушки просто так, из скуки.
Преподаватель:
- Но не потерял чувство любви к Нине сын Аркадиной - Константин Треплев. Расскажите о судьбе этого юноши.
СЛАЙД 16
Ответ студентов (приблизительный):
Это молодой мужчина лет 25-ти, уволенный из университета, очевидно, за неимением денег в уплату обучения, нигде не служит, киевский мещанин», а по определению дяди - «нахлебник». Он сын актрисы Аркадиной и племянник Сорина, в имении которого происходят события. Треплев вырос в атмосфере поклонения сцене, поэтому захотел создать собственный театр, в котором бы отразились его новые взгляды на искусство.
Спектакль Константина без декораций, с мистическими образами, фактически без действия не воспринимают ни мать, ни ее друг, писатель Тригорин.
Для Кости это драма, ведь он замечает, что к его матери приходят «все знаменитости, артисты и писатели», и только он в этом обществе - «никто». Треплев по-настоящему влюблен в Нину Заречную - дочь соседского помещика: «Я слышу ее шаги... Я без нее жить не могу... Даже звук ее шагов замечательный... Я счастлив невыразимо...». Константин обожествляет девушку,а она ведет себя довольно сдержанно, так как влюблена в Тригорина, считая того талантливым писателем.
Треплева поддерживает лишь врач Дорн. Вот как он говорит о нем: «Впечатление сильное... Вы талантливый человек».
В самом деле, Треплев стал неплохим беллетристом, его печатают и читают, хотя мать и не воспринимает занятия сына серьезно, даже не интересуется им совсем.
У юноши доброе сердце, он все равно любит мать, говорит: «Я люблю маму, сильно люблю; но она ведет бессмысленную жизнь, во всякое время носится с этим беллетристом». Сорину он дает довольно объективную характеристику своей матери: «Безусловно талантливая, умная, способна рыдать над книжкой, охватит всего Некрасова наизусть, за больными присматривает, как ангел; но попробуй-ка похвалить при ней Дузе. Ого-го! Нужно хвалить только ее...». «Она уже и против меня, и против спектакля, и против моей пьесы, так как не она играет, а Заречная. Она не знает моей пьесы, но уже ненавидит ее».
Более всего разногласий между Треплевым и Аркадиной в вопросах театра. Он против традиционного театра, а она любит его в старых формах: «...Ей все кажется, что она служит человечеству, святому искусству, а по-моему, современный театр - это рутина, предрассудок».
Влюбленный в Нину Треплев не замечает сильных чувств к нему другой девушки, Маши, и грубо ее отталкивает: «Не ходите за мной!».
Более всего несчастным, отброшенным Треплев чувствует себя из-за неразделенной любви к Нине. Он даже стреляется из-за нее (правда неудачно). В последнем действии Заречная, которая стала-таки актрисой и испытала большую личную трагедию из-за Тригорина, снова отвечает отказом Треплеву, и это убивает его окончательно - он кончает жизнь самоубийством.
Как видим, талантливый, добрый, романтический, но слабый духом человек пострадал из-за неразделенный любви.Преподаватель:
Действительно, у каждого героя своя судьба. Как вы заметили, автор много внимания уделяет любви. На первый взгляд, кажется, что все любят, однако здесь безответная любовь. Многие из героев пьесы нелюбимы, несчастны.
Через большие страдания проходит и молодая девушка Нина Заречная. Кто же она такая? Какова ее роль в пьесе?
СЛАЙД 17
Ответ студентов (приблизительный):
Нина Михайловна Заречная - одна из центральных фигур пьесы. Отец Нины против ее увлечения театром, поэтому девушке приходится убегать из дома, чтобы сыграть в пьесе Треплева. Произведение Константина ей не очень нравится, но играет она с чувством, что свидетельствует о ее таланте. Нине, очевидно, нравился Треплев, но после знакомства с Тригориным все свои чувства она отдает известному поэту. Ее интересует, «как чувствует известный талантливый писатель», считает, что знаменитостям «пришлось на судьбу жизни интересное, светлое, полное значение», и говорит: «За такое счастье я перенесла бы нелюбовь близких, бедность, разочарование, я бы жила под крышей и ела бы лишь... хлеб..., тем не менее, я бы уже попробовала славы... настоящей, говорливой славы...». Нина Заречная действительно становится актрисой, правда, провинциальной, пережив любовь и измену Тригорина, смерть собственного ребенка.
Родители не пускают ее в свой дом, и она ходит окраинами, чувствуя себя бездомной, чайкой. Да и артистическая жизнь оказывается не такой романтической.
Но все-таки она смогла выстоять благодаря упорному труду, терпению, силе воли. Нина все время повторяет: «Умей нести свой крест и веруй! Я верую, и мне так больно, и когда я думаю о своем призвании, то я не боюсь жизни».
Преподаватель:
Посмотрим и мы на небольшие эпизоды из ее жизни и увидим ее стремление к полету, подобно чайке. Она старается победить мелочность, грубость, тьму жизни. Она чувствует, что за лучшую жизнь нужно бороться, и что она должна расправить плечи и лететь, как чайка – к воле, к свету, к свободе.
Сценка «Любовный треугольник: Треплев – Заречная – Тригорин»)Преподаватель:
Как видим, на протяжении пьесы произошло перерождение Нины Заречной из мечтательной, экзальтированной девушки в настоящую актрису, которая несет людям счастье общения с высоким искусством.
Преподаватель:
Мы рассмотрели основных героев. Но второстепенные образы Аркадиной, врача Дорна, Маши, Медведенко, Сорина и другие имеют тесную связь с нашими персонажами.
Сейчас я предлагаю закрепить ваши знания о героях пьесы. Вам необходимо узнать персонажа по цитате.
Интерактивное упражнение «Мозговой штурм» (устно).
«…Человек он умный, простой, немного меланхолический. Очень порядочный. 40 лет ему будет еще не скоро, а он уже талантлив, беллетрист. (Тригорин).
«Бесспорно, талантливая, умная, способная рыдать над книжкой, прочитает тебе всего Некрасова наизусть, за больными присматривает как ангел, но попробуй при ней кого-нибудь похвалить. Необходимо хвалить только ее одну, писать о ней, кричать, восхищаться ее игрой» (Треплев об Аркадиной).
«Отец и его жена не пускают меня сюда… Говорят, что здесь Богема, боятся, как бы я не пошла в актрисы, а меня тянет сюда, к озеру, как чайку» (Нина Заречная).
«Я одинок, не согрет ничьей привязанностью, и, что бы я ни писал, все это сухо, черство, мрачно» (Треплев).
«Я прослужил по судебному ведомству 28 лет, но еще не жил, ничего не испытал, а жить мне очень хочется…» (Сорин)
«Скучный ты стал. Прежде, бывало, хоть пофилософствуешь, а теперь все ребенок, домой, ребенок, домой, – и больше от тебя ничего не услышишь» (Маша о Медведенко)
«За тридцать лет практики, мой друг, беспокойной практики, когда я не принадлежал себе ни днем, ни ночью, мне удалось скопить только две тысячи, да и те я прожил недавно за границей» (Дорн)
«По-вашему, нет большего несчастья, как бедность, а, по-моему, в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать, чем... тем не менее, вам не понять этого...» (Маша)
Преподаватель:
Почему же столько действующих лиц, столько конфликтных ситуаций, а пьеса названа «Чайкой»? Скорее всего потому, что символ чайки расшифровывается, как мотив вечного тревожного полета, стимул движения порыва вдаль. Автор верил в лучшую жизнь, в то, что ее нужно заслужить только через страдания, через терпение.
Вернемся к проблемному вопросу, поставленному в начале занятия:
Что такое чайка в одноименной пьесе Чехова, какое место этот образ занимает в произведении?
СЛАЙД 18
Ответ студентов (приблизительный):
1 студент
Чайка – это убитая Треплевым из ружья птица и записанный Тригориным сюжет для небольшого рассказа.
2 студент
Мне кажется, что чайка - это Нина Заречная, сначала соединившая себя с образом убитой чайки, а затем нашедшая свою дорогу.
3 студент
По-моему мнению, это Треплев, вначале мечтавший о большой любви и славе, а в конце застреливший себя из того же ружья, из которого он когда- то убил чайку.
Преподаватель:
Все ваши ответы свидетельствуют о том, что образ чайки является обобщающей идеей пьесы - порыв в будущее. Таким образом, чайка проходит лейтмотивом через всю пьесу, соединяет в себе все образы произведения, дополняя их или окончательно зашифровывая.
4 Художественные особенности пьесы.
Преподаватель:
Следует несколько слов сказать о художественных особенностях пьесы. Какие же художественные особенности пьесы вы заметили при чтении?
Ответы студентов (приблизительные):
- Чехов использует ремарки (сноски). Например, Богема – беспорядочный артистический образ жизни.
- Такая особенность пьесы, как использование диалога, при помощи которого автор раскрывает поступки, чувства героев.
- Антон Павлович Чехов использует в пьесе простые и точные по смыслу слова, предложения. Это помогает читателю легко понять сюжет.
- Герои пьесы используют богатую разнообразную лексику.
- События развиваются напряженно, но естественно, как в жизни: герои плачут, смеются, удят рыбу, играют в карты, стреляются.
- Писатель широко вводит в пьесу пейзаж, который помогает выразить настроения и переживания персонажей. Например, запущенный сад, шум деревьев, вой ветра.
5 Последние годы жизни А.П.Чехова.
Преподаватель:
Кроме пьесы «Чайка» писатель создал пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры». Может быть, были бы созданы произведения и других жанров, но, к сожалению, Антон Павлович продолжал тяжело болеть. О последних годах жизни писателя нам расскажет литературовед.
Выступление литературоведа.
В 1897 г. у Чехова обнаруживается туберкулез. После двухнедельного пребывания в одной из московских клиник он едет для лечения на юг Франции. Пролечившись там, он возвращается в Россию. Чехов продает имение в Мелехове и строит в 1899 г. дачу в Ялте, в Крыму.
Здесь Чехов встречается с Максимом Горьким, с Л.Н. Толстым, Куприным, Буниным и другими выдающимися людьми.
СЛАЙД 19
Пьесы Чехова идут с громадным успехом во МХАТе.
Между коллективом театра и Чеховым устанавливается тесная связь. В 1900 г. театр в полном составе выезжает в Ялту – показать больному писателю его пьесы. Чехов влюбляется в актрису - Ольгу Книппер, которая занимает одно из выдающихся мест в труппе.
СЛАЙД 20
У писателя открылось стремление к творчеству.
Однако в мае 1904 г. он тяжело заболевает туберкулезом брюшины и едет для лечения в Германию. По свидетельству жены, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и громко сказал доктору по-немецки, а потом повторил по-русски: „Я умираю“. Потом взял бокал, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: „Давно я не пил шампанского…“, спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».
Гроб с телом писателя был доставлен в Москву. 9 июля 1904 года состоялись похороны. Погребён Чехов был на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой своего отца.
СЛАЙД 21
6 Значение творчества писателя.
Преподаватель:
Антон Павлович Чехов еще при жизни был признан мировым писателем. Значение его творчества состоит в том, что он обогатил русскую и мировую литературу не только новым содержанием, художественной правдой, но и новыми изобразительными средствами. Он ввел в литературу новый жанр – лирическую драму.
Имя Чехова популярно и любимо во всем мире. Его произведениями (преподаватель обращается к выставке книг писателя) зачитываются миллионы читателей. Его фразы стали крылатыми словами и выражениями.
Имя А.П.Чехова увековечено в его произведениях, а со двора его дома-музея в Ялте «мраморный» Антон Павлович с грустной улыбкой посматривает через дорогу – там, в городском сквере, стоит галерея бронзовых фигур созданных им героев: человек в футляре, Дама с собачкой, злоумышленник и летящая ввысь чайка. СЛАЙД 22
И до сих пор с успехом на сценах театров и кино идут спектакли по произведениям писателя.
СЛАЙД 23
6 Закрепление знаний студентов (8 хв.)
Преподаватель:
Закрепить знания о творчестве и биографии А.П.Чехова поможет литературный диктант.
Литературный диктант
1 Раскройте черты характера А.П.Чехова.
2 Какие произведения Чехова вам известны?
3 Какие проблемы поднимает автор в пьесе «Чайка»?
4 Назовите черты характера Нины Заречной.
5 Как вы понимаете слова героини: «Умей нести свой крест и веруй»?
6 Какие афоризмы писателя особенно вам понравились?
7 Что нового вы узнали о писателе?
8 Какой след оставила в жизни Чехова Украина?
9 В чем состоит новаторство Чехова-драматурга?
10 В каком году была написана пьеса «Чайка»?
11 Как расшифровывается в пьесе символ чайки?
12 О чем мечтал великий русский писатель?
7Коментарий ответов и работы студентов (1 мин.)
Оценка результатов работы студентов, которые принимали участие в обсуждении темы.
8. Домашнее задание (1мин.)
Записать самостоятельно вывод о значении творчества А.П.Чехова.
Подготовить биографию Б.Шоу – английского писателя-драматурга.