Урок русского языка Тема Упражнение в постановке орфографических задач на месте опасных сочетаний звуков и их решении(3 класс)
Урок русского языка в 3 классе
Тема Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и их решении
Цель: совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
УУД:
Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова на группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим и этимологическим словарями;
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы
Оборудование: слова с непроизносимыми согласными на отдельных карточках; карточки-схемы; лото с фишками (у каждой группы); карточки с текстами; ИКТ.
Ход урока
I.Организация класса (1 мин)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку « пять».
II. Объявление темы урока. Целевая установка (1 мин)
Итак, начинаем урок. Тема нашего урока …
- А вот тему урока попробуйте определитеь сами:
СЛАЙД Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
(Непроизносимые согласные)
СЛАЙД Тема нашего урока «Непроизносимые согласные».
– Мы с вами и сегодня отправимся в страну «Непроизносимых согласных».
– Как вы думаете, кто живет в этой стране?
СЛАЙД (Слова с непроизносимыми согласными и буквы Л, В, Т, Д.)
– Вот к жителям этой страны мы и отправимся.
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?
(Закреплять правило проверки непроизносимых согласных в слове, подбирать проверочные слова разными способами, играть.)
Цель нашего путешествия: обследовать страну непроизносимых согласных, показать жителям свои знания и умения, умение проверять и писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
- Откройте тетради и запишите дату нашего путешествия: число, классная работа.
III. Актуализация знаний
1. Повторение орфограмм
– Чтобы попасть в эту страну надо знать законы этой страны.
- Какие главные орфограммы корня знаем?
(Безударные гласные, парные согласные по глухости-звонкости и непроизносимые согласные или буква на месте непроизносимого согласного звука.)
– Почему мы не доверяем безударным гласным, парным согласным по глухости-звонкости?
(На их месте можно написать разные буквы.)
- А непроизносимым согласным? Чем они опасны?
(В них могут находиться непроизносимые звуки.)
– Назовите опасные сочетания звуков, в которых может быть непроизносимый согласный.
- Почему они опасны при письме?
(При письме на месте этих звуков всегда нужно выбирать правильную букву.)
- Какими двумя способами приходится доказывать выбор букв в этих сочетаниях?
(Применить правило – подобрать проверочное слово (однокоренное) и когда нельзя применить правило – обратиться к словарю.)
-А почему всё-таки не все согласные произносятся в словах и исчезают при произношении?
(Их много стоит рядом и трудно прочитать.)
- Как узнать, есть ли непроизносимый согласный звук в слове или нет?
Слайд (Надо подобрать проверочные слова, где эти согласные чётко слышатся. Есть непроизносимый согласный звук – нужно писать букву; нет непроизносимого звука – никакой дополнительной буквы быть не должно.)- Когда непроизносимый согласный чётко слышится?
СЛАЙД (Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной.)
Непроизносимые согласные
Л, Т, Д, В.
В проверочном слове звук четко слышится
ЕСЛИ
он в конце слова
он перед гласной
(на доске)
– А теперь, зная законы страны, можно отправляться в путь. Жители для вас приготовили много интересных заданий.
- Как вы думаете, справимся?
IV. Работа по теме урока
1. Первое задание. Подбор слов с непроизносимой согласной -
самостоятельно
– Знаете ли вы кто живет в этой стране?
(Слова с непроизносимыми согласными.)
СЛАЙД - Прочитаем слова: грус.ный
звёз.ный
прекрас.ныйлес.ница
- Попробуйте решить орфографическую задачу. Пиши сначала проверочное слово, затем проверяемое, письменно доказывая выбор букв.
Проверка.
СЛАЙД (Грус.ный. Опасное сочетание [сн].
Применяю правило – подбираю проверочное слово (однокоренное).
Грусть.
Слышу звук [т′].
Значит и в слове грустный пишу букву ТЭ.) и т.д. Корень – груст.
(Нельзя применить правило – помню как писать или обращусь к словарю.)
Молодцы.
2. Второе задание. Р.т., с. 49, № 447 (п.) – самостоятельно
Путешествие продолжается.
- В этой стране живут слова с противоположным значением. Как они называются?
(Антонимы.)
- Они предлагают вам вот такое задание.
- Откройте т.з., с. 49, № 447.
- Прочитайте пары слов.
- Сначала решите орфографические задачи в словах.
Проверим.
В.сна, расска., л.цо.
- Что называют слова?
(названия предметов)
- Прочитайте слова-названия признаков.
- К каждому названию признака подбери его антоним.
- Задание из т.з.
Проверка.
СЛАЙД поздняя
интересный
грустное
радостный
- Вы отлично справились с заданием, а сейчас немного отдохнём.
ФИЗМИНУТКА
4. Четвёртое задание. Игра “Лото”. Работа в группе. Устная работа
(У каждой группы имеется карточка с фишками.)
– В этой стране часто происходит путаница: “писать ли непроизносимую согласную в слове или нет?”Вот жители и хотят вас запутать.
- Возьмите карточки с буквами. Объединитесь в группы по 4 человека.
Они прислали письмо с трудными словами. Я их буду вам читать, а вы кладите фишку на соответствующую букву на вашей карточке, если ее необходимо в этом слове писать.
- Готовы?
СЛАЙД
Вкусный, капустный, здравствуй, поздний, участник, опасность, сердце, устный, солнце, чувствовать, прекрасный, звездный, праздник.Проверка.
СЛАЙД
(Учитель показывает контрольный лист.)
Проверка.
Д – 4, Т – 3, В – 2, Эль - 1
- У какой группы такой же результат?
4. Пятое задание. Деление текста на предложения. Работа в группах
карточки у детей
- Ой, кто это?
(Лесовичок)
- А откуда он?
(из леса)
Лесовичку так хочется рассказать нам, что происходит в лесу.
- А вам интересно?
- Работаем в парах. Прочитайте текст. Всё понятно?
(нет)
- А почему?
(Нет границ предложения и смысла не понять.)
Точки и заглавные буквы потерялись. Наверное, выпали из кузовка, пока Лесовичок к нам добирался.
- Помогите восстановить текст. Внимательно прочитайте задание.
КАРТОЧКИ
Задание
Раздели текст на предложения. Обозначь границы предложений. Подчеркни слова, в которых есть орфограмма «непроизносимые согласные или буква на месте непроизносимого согласного звука».
Был тёплый ясный день ярко светило солнце мы все вместе пошли в лес на ели ребята увидели белку она скрылась в чаще леса хорошо весной в лесу!
Проверка.
- Прочитайте текст, который у вас получился.
- У какой пары удачно? Почему?
(В каждом предложении выражена мысль. В каждом предложении о чем-то и что-то об этом говорится.)
Слайд Проверим, так ли это.
- Читаем по предложению. О чём говорится? Что говорится?
- Дайте характеристику последнему предложению.
(по цели, по интонации)
- Как надо прочитать его?
(с особым чувством - показать радость)
- Какое ещё задание?
- Нашли слова с орфограммой «буква непроизносимого согласного звука»?
- Прочитайте.
- Какие ещё орфограммы встретились в словах текста?
- Переверните карточки с текстом. Запишите слова из текста с опасными сочетаниями звуков - по памяти.
Проверка.
Отлично! Чудесно!
5. Шестое задание. Работа с пословицей
На доске
- Прочитайте предложение. Опять жители устроили проверку нам.
… (Сердце) матери греет лучше … (солнца).
- Каких слов не хватает? Восстановите предложение.
- Запишите его.
Проверка.
- Прочитайте предложение, которое у вас получилось.
- Проговорите орфографически слова, которые вставили.
(открыть слова)
- Какая орфограмма в словах?
- Как проверить?
- А что это за предложение?
(пословица)
- А как вы её понимаете?
- А какие ещё пословицы о маме знаете?
- А часто ли вы маме говорите добрые, тёплые слова?
- Вам предоставляется возможность поздравить ваших мам, бабушек, сестричек с праздником.
6. Седьмое задание. Работа с записью «Поздравление» - самостоятельно
- В это же время года в гостях у жителей побывали ребята 2-х классов. Их попросили составить записи.
- Прочитайте одну из них с разрешения ученицы.
- Как называется такая запись?
(поздравление)
- Понравилось поздравление?
(да)
- Но что портит?
(ошибки)
- Поработайте корректорами. Исправьте ошибки.
Проверка.
Дорагая мамочка!
Поздровляю тебя с празником весны.
Жилаю здоровья и хорошего настроения!
Всегда тебя люблю.
Света
- Какой совет дадите ребятам?
(пользоваться словарём, знать правило)
- Открытки подписали своим мамам? Можно использовать это поздравление, можно дополнить своими предложениями или составить своё.
Прекрасно.
7. Восьмое задание. Самостоятельная работа
- Пора возвращаться.
- Жители этой страны приготовили для каждого из вас испытание.
СЛАЙД
- Возьмите карточку-лесенку.
- Выберите, пожалуйста, кто какую вершину будет покорять. Выбрали?
- Вставьте в слова пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова.
- Сочетания с непроизносимыми согласными подчеркните.
сер . це
мес . ностьсвис .нул
пас . бищеяс . ныйздра .ствуйвес . ник ус . ный чудес .ныйкапус . ныйтрос . ник счас.ливыйПроверка.
СЛАЙД
- Сверьте с образцом.
- Молодцы, ребята! Вы постарались и справились со всеми заданиями.
V. Итог. Рефлексия
- Подведём итог нашей работы.
2. Оценивание работы в тетради
- Оцените свою работу в тетради.
- На полях начертите оценочные линеечки: аккуратность, правильность, каллиграфия.
4. Оценивание работы класса
- Ответьте на вопросы.
Как прошел урок?Какое настроение?Какое правило использовали?При помощи, какой речи общались? ЧудесноИзвестноеПрекрасное Устной Интересно
– Какая орфограмма встречается во всех этих словах?
- Как же поступить, чтобы не допускать ошибок в словах с орфограммой «непроизносимые согласные?
(подобрать такие проверочные слова, чтобы звук в них чётко слышался)
5. Рифмовка «Непроизносимые согласные»
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово должны так подобрать,
Чтоб «ЭЛЬ» и «Т», и «Д» и «В» в них чётко написать.VI. Дома Словарные слова с непроизносимыми согласными.
6. Кроссворд
1 2 3
4
Что обогревает Землю?
(солнце)
Как называется ряд ступенек ведущих вверх? (лестница)
Как называется растение, растущее на болоте?
(тростник)
Как называется человек, который приносит вести?
(вестник)