Методические рекомендации по выполнению ВСРС студентов по дисциплине ОП.07 Основы проектирования баз данных для студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «ОМСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ» Шаркова О.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН ДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУД ИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБО ТЫ по дисциплине ОП.07 Основы проектирования баз данных для студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) (по отраслям) г. Омск, 2014 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «ОМСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ» Шаркова О.В . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН ДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУД ИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБО ТЫ по дисциплине ОП.07 Основы проектирования баз данных для студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) О мск, 201 4 3 Шаркова О.В . Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП.07 Основы проектирования баз данных для студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) / а втор О.В. Шаркова ; БОУ ОО СПО «Омский АТК» , 2 издание. – Омск: БОУ ОО СПО «ОАТК», 201 4 . – 3 3 с. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП.07 Основы проектирования баз данных предназначены для студентов первого курса специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям). Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются: – овладение знаниями, общими и профессиональными компетенциями по профилю специальности; – формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности; – развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Автор – О.В. Шаркова , преподаватель БОУ ОО СПО «Омский АТК» Рецензент: В.В. Граустин, начальник учебно - методического отдела, преподаватель информационных дисциплин высшей квалификационной категории БОУ ОО СПО «Сибирский профессиональный колледж» Рецензент: О.Р. Яковлева , метод ист, преподаватель информационных технологий высшей квалификационной категории БОУ ОО СПО «Омский АТК» Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП.07 Основы проектирования баз данных для студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) рекомендованы к использованию в учебном процессе и тиражированию решением научно - методического совета БОУ ОО СПО «Омский АТК», протокол № 1 от 01.10.2014 г. © Шаркова О.В ., 201 4 © БОУ ОО СПО «Омский АТК» , 2014 4 Содержание В ведение ................................ ................................ ................................ ................................ ......... 5 1 В иды ВСРС и распределение времени на их выполнение ................................ ..................... 8 2 С одержание внеаудиторной самостоятельной работы ................................ ........................... 9 2.1 Рекомендации по выполнению самостоятельных работ ................................ ................ 9 2.2 Задания к выполнению самостоятельных работ ................................ ............................. 9 Самостоятельная работа №1. Подготовка сообщений о СУБД ................................ ...... 9 Самостоятельная работа №2. Изучение законодательной базы по защите данных в БД ................................ ................................ ................................ ................................ ......... 10 Самостоятельная работа №3. Сбор информации для создания базы данных «Библиотека» ................................ ................................ ................................ ...................... 11 Самостоятельная работа №4. Сравнительный анализ СУБД ................................ ........ 14 Самостоятельная работа №5. Выполнение теста. Подготовка к контрольной работе 15 Самостоятельная работа №6. Подготовка к контрольной работе ................................ . 16 Самостоятельная работа №7. Работа над проектом: проектирование и разработка базы данных ................................ ................................ ................................ ........................ 16 2.3 Требования к отчету по проекту БД ................................ ................................ ............... 18 2.4 Требования к подготовке презентации ................................ ................................ ........... 19 3 О ценка достижений обучающегося по результатам выполнения ВСРС ............................ 21 Л итература ................................ ................................ ................................ ................................ ... 23 П риложение А . Т итульный лист отчета ................................ ................................ .................... 24 П риложение Б . С одержание отчета по проекту «Р азработка базы данных » ........................ 25 П риложение В . Л ист самооценки проекта БД ................................ ................................ .......... 28 П риложение Г . П ример презентации по проекту базы данных ................................ .............. 29 5 В ведение Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, так как она способст вует развитию познавательной активности. При выполнении самостоятельной работы у студента формируются новые мысли, происходит приобретение нового практического опыта на основе полученных знаний и формируемых умений , и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать учебные и научные задачи. Самостоятельная работа оказывает положительное воздействие на развитие вну тренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения. Последнее особенно актуально в связи с переходом на новые образовательные ст андарты третьего поколения. В соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) дисциплина «Основы проектирования баз данных» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла (рабочая программа утвер ждена 0 3. 10 .201 4 года) и способствует формированию профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности по дисциплине : – ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы. – ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. – ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения. – ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ. – ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией. Решение этих задач требует повышения роли само стоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Поэтому, в неауди торная самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом, и составляет 50% от общего объема часов. Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы студента (ВСР С ) по дисциплин е ОП.07 Основы проектирования баз данных содержат задания для самостоятельного выполнения студентами учебных и творческих задач ( табл . 6 1) . Таблица 1 - Распределение видов и объема в неаудиторной самостоятельной работы Разделы дисциплины Объем часов на раздел Вид ВСР Объем ВСР (час) Раздел 1. Основные понятия базы данных 5 7 Изучение законодательной базы, подго товка сообщений, решение задач, сбор информации для создания базы данных «Библиотека» , сравнительный анализ СУБД, составление сравнительной таблицы , выполнение теста , подготовка к контрольной работе 9 Работа над проектом: определение направления для создания БД , анализ предметной области, сбор информации для проектирования, разработка концептуальной модели предметной области, построение модели, EC - диаграммы 10 Раздел 2. Организация реляционных баз данных в СУБД >D Access 69 Работа над проектом: создание реляционной модели данных, нормализация таблиц, построение схемы данных, заполнение таблиц данными, разработка и создание запросов в БД , выполнение сортировки, поиска и фильтрации, разработка форм, разработка отчетов, разработка главной кнопочной формы 2 2 Подготовка к контрольной работе 1 Раздел 3. Режим DB= 51 Работа над проектом: разработка запросов на языке DB= для БД , подготовка отчета по работе с БД , подготовка проекта БД к защите 1 7 Общий объем часов по дисциплине 17 7 Общий объем ВСР 59 Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются: – овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности; – формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности; – развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Выполнение студентами ВСР способствует формированию не только профессиональных , но и общих компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности по дисциплине : – ОК 1. Проявлять к будущей профессии устойчивый интерес 7 – ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество – ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность – ОК 4. Осуществл ять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач – ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности – ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями – ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий – ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального развития, заниматься самообразованием – ОК 9. Ориентироваться в ус ловиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 8 1 Виды ВСР С и р аспределение времени на их выполнение Виды, тематика и время внеаудиторной самостоятельной работы студентов определены согласно программе дисциплины и отражены в таблице 2. Выполнение заданий самостоятельных работ направлено на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций. Таблица 2 - Виды ВСРС и распределение времени № п/п Тема Наименование самостоятельной практической работы Формирование ОК и ПК Время на выполнение (час) 1 1.1 Подготовка сообщений о СУБД ОК 1 ,2, 4 ,5 ,7. ПК 1.1. 2 2 1.1 Изучение законодательной базы по защите данных в БД ОК 1,2,4 , 5. 2 3 1.2 Сбор информации для создания базы данных «Библиотека» ОК 1,2,4 , 5. ПК 1.1. 2 4 1.4 Сравнительный анализ СУБД ОК 1 ,2,4, 5,7. ПК 1.1. 2 5 1.4 Выполнение теста. Подготовка к контрольной работе ОК 2,5, 7, 8. 1 6 2.6 Подготовка к контрольной работе ОК 2,5, 7, 8. 1 7 1.2 - 1.3 , 2.1 - 2.6, 3.2 Работа над проектом: определение направления для создания базы данных, постановка целей и задач создания БД, анализ предметной области, сбор информации для проектирования БД, разработка концептуальной модели предметной области, построение модели, ER - диаграммы, создание реляц ионной модели данных, нормализация таблиц, построение схемы данных, заполнение таблиц данными, разработка и создание запросов, выполнение сортировки, поиска и фильтрации, разработка форм, разработка отчетов, разработка главной кнопочной формы, разработка з апросов на языке DB=, подготовка отчета по работе, подготовка проекта к защите ОК 1 - 9 . ПК 1.1, 1.2, 1.3, 1. 7 , 1. 9 . 4 9 Итого: 59 9 2 Содержание в неаудиторной самостоятельной работы 2 .1 Рекомендации по выполнению самостоятельных работ Самостоятельные практические работы выполняются студентами индивидуально на домашнем компьютере или в компьютерном классе в свободное от занятий время . Результаты выполнения самостоятельных работ сохраняются в виде файлов в электронном виде и размещаются для проверки преподавателем в системе Educon . Имя файла следует задавать по примеру «ОПБД_СР_1_Фамилия». Студент обязан: – перед выполнением самостоятельной работы, повторить теоретический материал, пройденный на аудиторных занятиях; – повторить приемы обрабо тки информации, освоенные на аудиторных практических занятиях; – выполнить задания для самостоятельной работ ы ; – представить преподавателю отчет в виде результирующего файла на внешнем носителе или на ресурсе ; – защитить работу у преподавателя и ответить на пост авленные вопросы . Большая часть времени ВСРС (83%) отводится на выполнение проекта по разработке базы данных и подготовку его к защите . Представление индивидуальных проектов студентами осуществляется на последних занятиях по дисциплине. Защита проекта БД проводится на экзамене. При выполнении проекта студент должен сам остоятельно определить тему проекта, принять решение о б оптимальном использовании возможностей программного обеспечения для разработки и защиты проекта . Если по ходу выполнения самостоятельно й работы у студентов возникают вопросы и затруднения , он может консультироваться у преподавателя . К ажд ая самостоятельная практическ ая работ а оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки самостоятельных работ приведены в каждой работе. Подготовка о бучающихся к контрольным точкам оценивается ими самостоятельно. Общая оценка достижений обучающегося по результатам выполнения ВСРС свидетельствует об уровне сформированности общих и профессиональных компетенций и приведена в таблице 7 . 2. 2 Задания к выполнению самостоятельных работ Самостоятельная работа №1 . Подготовка сообщений о СУБД Цель работы: познакомиться с системами управления базами данных, найти материал и подготовить сообщение о СУБД. Задание 1: Ознакомьтесь со списком предложенных СУ БД: – MySQL , – MS SQL Server , – Oracle , – DB2 , – FoxPro , – dBase, – Informix , – Clipper , – Paradox , – PostgreSQL , – MS Access, – OpenOffice.org Base . – 10 Задание 2: Найдите материал в сети Интернет об одной из систем управления базами данных, предложенных в задании 1. Результаты поиска материала занесите в табл. 3. Сделайте вывод о целесообразности разработки базы данных в выбранной СУБД. Отчет по выполнению подготов ьте в текстовом документе. Таблица 3 – Характеристика СУБД № п/п Название СУБД Разработчик СУБД, время создания Тип СУБД ОС Преимущества СУБД Недостатки СУБД Сфера применения Задание 3 : Составьте электронный каталог в алфавитном порядке для найденных материалов , например: Системы управления базами данных [Электронный ресурс]: обучение в интернет . URL : http :// www . lessons - tva . info / edu / e - inf 2/ m 2 t 4. html ( дата обращения: 20.01.2014). Задание 4 : На основании отобранных материалов подготов ьте сообщение о выбранной СУБД . Результат выполнения работы – текстовый файл « ОПБД_СР_1_Фамилия » : 1) характеристика СУБД; 2) каталог найденных материалов. Критерии оценки работы: – «отлично» - выполнен поиск материала по конкретной СУБД, на основании которого составлен электронный каталог в соответствии с требованиями ; электронный каталог содержит не менее трех источников Интернет - ресурсов ; полная характеристика СУБД представлена в таблице; сообщение о СУБД представлено на занятии; представлен файл - отчет по ВСР С; – « хорошо » - выполнен поиск материала по конкретной СУБД, на основании которого составлен электронный каталог в соответствии с требованиями ; электронный каталог содержит два - три источник а Интернет - ресурсов ; характеристика СУБД представлена в таблице; пред ставлен файл - отчет по ВСРС; – « удовлетворительно » - выполнен поиск материала по конкретной СУБД, на основании которого составлен электронный каталог в соответствии с требованиями ; электронный каталог содержит один - два источник а Интернет - ресурсов ; характерист ика СУБД представлена в таблице частично; представлен файл - отчет по ВСРС. Самостоятельная работа №2 . Изучение законодательной базы по защите данных в БД Цель работы : ознакомиться с правовой документацией по защите баз данных , выявить способы защиты информации в базах данных . Задание 1 : В СПС «Консультант+», «Гарант» выполнить поиск правовых документов по защите информации в базах данных . Задание 2: Подготовить список документов, регламентирующих способы защиты и ответственность за нарушения в сфере пользования информаци и в базах данных . 11 Задание 3: По материалам подготовить мини - реферат (до 3 страниц ) по защите баз данных , например : – защита паролем, – шифрование данных и программ, – разграничение прав доступа к объе ктам БД, – защита полей и записей таблиц БД . Результат выполнения работы – текстовый файл « ОПБД_СР_2_Фамилия »: 1) список документов законодательной базы, 2) мини - реферат по одному из направлений. Критерии оценки работы: – «отлично» - выполнен поиск материала по защите баз данных , на основании которого сформирован список документов , регламентирующих способы защиты и ответственность за нарушения в сфере пользования информаци и в базах данных (не менее трех источников); составлен мини - реферат с описанием способов защиты баз данных (описаны все способы защиты) ; представлен файл - отчет по ВСРС; – « хорошо » - выполнен поиск материала по защите баз данных , на основании которого сформирован список документов , регламентирующих способы защиты и ответственность за нарушения в сфере пользования информаци и в базах данных (два - три источника); составлен мини - реферат с описанием способов защиты баз данных (все способы защиты описаны частично); представлен файл - отчет по ВСРС; – « удовлетворительно » - выполнен поиск материала по защите б аз данных , на основании которого сформирован список документов , регламентирующих способы защиты и ответственность за нарушения в сфере пользования информаци и в базах данных (один - два источника); составлен мини - реферат с описанием способов защиты баз данных (способы защиты описаны частично, не в полном объеме); представлен файл - отчет по ВСРС. Самостоятельная работа №3 . Сбор информации для создания базы данных «Библиотека» Цель работы: изучить предметную область «Библиотека» . Задание 1: Ознакомиться с общим описанием предметной области «Библиотека». Процессы внедрения средств современной вычислительной техники и новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности в России интенсивно продвигаются, несмотря на недостаточно стабильную экономик у страны и другие проблемы, связанные со становлением государства. Однако, оперативность и результативность внедрения указанных средств в разных странах далеко не одинаковы. Особенно следует подчеркнуть тот факт, что развитие современных компьютерных техно логий наиболее активно проявляется в таких сферах деятельности, как управление, банковское дело, экономика, библиотечное и информационное обслуживание. В ходе происходящих преобразований в России библиотеки, как хранилища знаний и информации, являющ ие ся ва жнейшими факторами развития экономики, неуклонно повышают свою значимость. Сегодня библиотеки в первую очередь ориентируются на пользователя, а не только занимаются формированием своих фондов. Это весьма 12 показательная переориентация центров тяжести во внут рибиблиотечной деятельности. Тем самым библиотека в ходе своей деятельности выполняет множество функций, такие как регистрация, хранение, выдача книг и обратное их принятие в библиотеку. Задание 2: Изучить по описанию информационные процессы, про ис ходящие в предметной области «Библ и отека». Определить цели создания БД «Библиотека» . В связи с тем, что программа рассчитана на использовании ее в библиотек е , она должна реализовывать ряд процессов для эффективной работы библиографа с карточками читателей и соста вления отчетов о наличии книг. Производимые базой данных процессы основываются на данных, используемых в деятельности библиотеки таких как: – наличие книг в библиотеки с указанием авторов и названия книг; – информация о зарегистрированных читателях. На основе этих данных в разработанном программном обеспечении реализуются ряд основных процессов: 1. Регистрация читателей. Этот процесс основывается на добавлении нового читателя в базу данных читателей, путем занесения фамилии, имя, адреса и телефона и создания ин дивидуальной карточки читателя, используемой для взятия и возвращения книг. 2. Поступление новых книг. В этом процессе библиограф регистрирует новые поступившие книги с указанием написавших их авторов, для последующего хранения в базе данных и использовани я другими процессами программы. 3. Выдача книг читателям. Здесь отмечается факт получения книги читателем на определенный период времени в личное пользование. Для этого процесса отмечается дата выдачи книги читателю, также название и автор выданной книги и соответственно какому читателю была выдана книга. 4. Возврат книг. Этот процесс предназначен для возвращения книги взятой читателем обратно в библиотеку. Здесь отмечается, что книга возвращена в библиотеку на хранение и готова к дальнейшему использованию. Так же в карточке читателя фиксируется, что книгу читатель вернул, и запись о ее взятии удаляется. 5. Составление отчетов. В этом процессе формируются отчет о количестве взятых книг всех читателей и отчет выдающий информацию о книгах у конкретного читател я на руках на текущий момент времени. Эти процессы полностью отражают деятельность библиотеки, которые и подвергаю тся автоматизации с помощью разрабатываемого проекта. Задание 3: Дать обоснование необходимости автоматизации с учетом ее цели . Автоматизация понимается как применение программно - технических средств, экономико - математических методов и систем управления, частично или полностью освобождающих человека от выполнения рутинных операций в процессах сбора, преобразования, передачи и использования инфо рмации. Целью автоматизации является повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества информационной продукции и услуг, устранение однообразных трудоемких и монотонных операций. Как и в других сферах человеческой информационной деятел ьности, библиотечной практике присущи все основные преимущества автоматизации: – устранение рутинных ручных операций, неизбежных при обработке 13 информации; – существенное ускорение процессов обработки и преобразование данных; – повышение точности учетных и отчетн ых данных; – расширение возможностей организации и разностороннего использования информационных ресурсов за счет, в частности, использования высокоорганизованных структур данных и систем управления ими; – высвобождение времени работников для решения творческих задач. Однако , в библиотечные технологии автоматизация вносит также ряд дополнительных преимуществ, хорошо известных всем работникам автоматизированных библиотек : поиск в электронном каталоге . Без автоматизации невозможно развитие библиотек и библиотечной деятельности в целом. Библиотека представляет собой учреждение, содержащее интеллектуальные ценности общества и обеспечивающая использование этих ценностей для целей образования, научных исследований и культурного развития личности. Автоматизация и механи зация библиотеч но - библиографических процессов призваны решать такие задачи, как облегчение библиотечного труда, повышение его производительности, улучшение обслуживания читателей. Задание 4: Выделить объекты и их свойства для БД «Библиотека», взаимоотнош ения между ними . Произвести сбор данных для формирования БД «Библиотека». Результат выполнения работы – текстовый файл « ОПБД_СР_ 3 _Фамилия »: 1) название предметной области, 2) цель и задачи автоматизации, 3) объекты и их свойства, 4) виды связей между объектами, 5) инфологическая модель. Критерии оценки работы: – «отлично» - по результатам выполнения заданий выявлена предметная область; выделены цели и задачи ее автоматизации; определены объекты и их свойства, связи между объектами; построена инфологическая модель БД «Библиотека»; произведен отбор данных для заполнения БД «Библиотека» (более 20 записей) ; представлен файл - отчет по ВСРС; – « хорошо » - по результатам выполнения заданий выявлена предметная область; выделены цели и задачи ее автоматизации; определены объекты и их свойства, связи между объектами; построена инфологическая модель БД «Библиотека»; произведен отбор данных для заполнения БД «Библиотека» (10 - 20 записей); представлен файл - отчет по ВСРС; – « удовлетворительно » - по результатам выполнения заданий выявлена п редметная область; выделены цели и задачи ее автоматизации; не в полном объеме определены объекты и их свойства, связи между объектами; инфологическая модель БД «Библиотека» содержит неточности ; произведен отбор данных для заполнения БД «Библиотека» (менее 10 записей); представлен файл - отчет по ВСРС. 14 Самостоятельная работа №4. Сравнительный анализ СУБД Цель работы: провести сравнительный анализ систем управления базами данных . Задание 1: Пользуясь Интернет - ресурсами, найдите определение СУБД, укажите источник. Задание 2 : Ознакомьтесь с класс ификацией СУБД, представленн ой на рисунке. Пользуясь Интернет - ресурсами , найдите примеры и характеристики СУБД по каждой классификации. Задание 3 : По результатам поиска состав ьте сравнительную таблицу для вышеуказанных в классификации СУБД (табл. 4) . С делайте вывод о целесообразности использования конкретной СУБД для разработки базы данных. Таблица 4 – Классификация СУБД № п/п Тип классификации Пример СУБД Особенности СУБД Сфера применения 1 По модели данных – иерархические – сетевые – реляционные – объектно - ориентированные 2 По архитектуре организации хранения данных – локальные – распределенные 3 По способу доступа к БД – файл - серверные – клиент - серверные – встраиваемые Задание 4 : С делайте вывод о целесообразности использования конкретной СУБД для разработки базы данных. Дайте обоснование выбору СУБД. • иерархические • сетевые • реляционные • объектно - ориентированные по модели данных • локальные • распределенные по архитектуре организации хранения данных • файл - серверные • клиент - серверные • встраиваемые по способу доступа к БД 15 Результат выполнения работы – текстовый файл « ОПБД_СР_ 4 _Фамилия »: 1) определение СУБД, 2) классификация СУБД, 3) обоснование выбора СУБД для создания базы данных. Критерии оценки работы: – «отлично» - дано определение СУБД с указанием нескольких источников (три источника); приведены все примеры указанных в классификации СУБД; составлена таблица по классификации СУБД, выявлены особенности СУБД и сфера применения; сделан и обоснован выбор конкретной СУБ Д для разработки БД; представлен файл - отчет по ВСРС; – « хорошо » - дано определение СУБД с указанием нескольких источников (два источника); приведены все примеры указанных в классификации СУБД; составлена таблица по классификации СУБД; сделан и частично обос нован выбор конкретной СУБД для разработки БД; представлен файл - отчет по ВСРС; – « удовлетворительно » - дано определение СУБД с указанием одного источника; приведены примеры указанных в классификации СУБД; составлена таблица по классификации СУБД; сделан выбо р конкретной СУБД для разработки БД; представлен файл - отчет по ВСРС. Самостоятельная работа №5. Выполнение теста. Подготовка к контрольной работе Цель работы: повторить пройденный материал, подготовиться к контрольной работе по разделу 1. Задание 1: Пользуясь лекционным материалом, электронным курсом «Основы проектирования баз данных» и литературой, повторите изученный материал по раздел у 1 « Основные понятия базы данных »: – виды баз данных, – ключи, – модели данных и их интерпретации, – нормализация базы данн ых, – объекты базы данных, – особенности реляционной базы данных, – системы управления базами данных, – операции реляционной алгебры, – этапы проектирования баз данных, – типы связей между сущностями, – элементы и их обозначения в ER - диаграмме, – конструктивные элементы инфологической модели. Задание 2: В системе Educon выполните тренировочный тест по разделу 1 . Задание 3: Проанализир уйте полученный результат тестирования, выданный системой, выполнит е работу над ошибками. Сделайте вывод о готовнос ти к выполнению контрольной работы. Результат выполнения работы - файл с данными о выполнении тренировочного 16 теста в системе Educon . Самооценка результатов тестирования. Самостоятельная работа №6. Подготовка к контрольной работе Цель работы: повторить пройденный материал, подготовиться к контрольной работе по разделу 2. Задание 1: Пользуясь лекционным материалом, электронным курсом «Основы проектирования баз данных» и литературой, повторите изученный материал по разделу 2 «Организация реляционных баз да нных в СУБД >D Access»: – особенности работы в СУБД MS Access 2007 , – организация хранения данных в таблицах , – виды запросов и способы их создания , – выполнение поиска в баз е данных, – организация пользовательского интерфейса с помощью форм , – формирование и вывод отчетов. Задание 2: По материалам выполненных практических работ подготовьтесь к выполнению практических заданий контрольной работы: – созда ние файл а баз ы данных в MS Access 2007 , – созда ние та блиц по образцу , – определ ение пол ей таблиц и типов данных , первичн о го ключ а , составно го ключ а , – создание связ ей между таблицами, – разработ ка пользовательской формы данных для таблиц БД (оформление, кнопки, добавление подчиненной таблицы) , – созда ние запрос ов на вычисляемое поле, на выборку и помещение данных в новую таблицу, на обновление данных, – на основе запроса сконструировать отчет с подведением итогов. Результат выполнения работы : готовность к выполнению практических заданий контрольной работы №2 (самооц енка). Самостоятельная работа №7. Работа над проектом: проектирование и разработка базы данных Цель работы: определить предметную область (направление) для разработки проекта базы данных, разработать проект базы данных , подготовить проект к защите. Задание 1: Определить предметн ую област ь для разработки проекта БД . Задание 2: Привести краткое описание предметной области, определить цели и задачи проекта. Задание 3: Построить информационную модель предметной области . Задание 4: Определить основные су щности (объекты) будущей БД и их атрибуты . Задание 5: Построить ER - диаграмму . 17 Задание 6 : Выполнить нормализацию отношений . Задание 7: Создать таблицы в СУБД MS Access 2007 (каждая таблица должна иметь название, ключевое поле, в полях определены типы данных, для каждого поля определены свойства согласно заданного типа данных: размер, формат, мастер подстановок, маска ввода, условие на значение и др.) . Задание 8: При со здании зависимых таблиц использовать подстановку данных из таблиц - справочников . Задание 9: Создать схему данных, указав тип отношения ( « один ко многим » , « один к одному » ). Определить объекты, связанные по типу «многие ко многим». Задание 10: Заполнить таблицы тестовыми данными (достаточными для выполнения запросов и отчетов) . Задание 11: Разработать запросы на выборку данных из таблиц: простой, с условием отбора, с параметром, на вычисляемое поле, с использованием группировки, перекрестный, модификацию данных (изменение в записи, добавление записи, обновление записи, удаление записи. При создании запросов использовать мастер запросов, конструктор запросов, режим SQL . Результаты запросов должны содержать смысловую информацию и отражать тематику предметной области . Задание 12: Определить пользовательский интерфейс для работы с БД. Создать необходимые формы для просмотра и добавления записей в таблицы. Добавить элементы управления (по смыслу работы с формой). Применить оформление . Задание 1 3 : Разработать от четы по данным, хранящимся в базе. Информацию в отчетах предоставить с использованием группировки, сортировки, подведения итогов (по смыслу отчета). Выполнить редактирование отчетов . Задание 1 4 : Создать макросы, которые могут быть использованы для работы с базой данных . Задание 1 5 : Создать главную кнопочную форму, с которой будет запускаться база данных. На ней разместить информацию о предметной области, разработчике (специальность, группа, ФИО, дата разработки), необходимые кнопки для работы с БД. Выполнит ь оформление главной кнопочной форме согласно тематике предметной области . Задание 1 6 * : Рассмотреть вопрос о защите данных в проекте БД . Описать способы защиты данных в проекте БД. Задание 1 7 ** : Упаковать файл базы данных при помощи программного продукта Access 2007 Runtime . Задание 1 8 : По проекту базы данных подготовить отчет в электронном виде. Титульный лист отчета представлен в приложении А, образец отчета – в приложении Б. Задание 1 9 : К защите проекта БД подготовить презентацию (приложение Г) . Задание 20 : Распечатать и заполнить лист самооценки проекта базы данных (приложение В). Перевод баллов в оценки производится по шкале (табл. 6). 18 Таблица 6 – Шкала перевода баллов в оценку Диапазон оценки в баллах Описание оценок � 90 Отлично 75 - 90 Хорошо 54 - 74 Удовлетворительно 5 4 Условно неудовлетворительно 2.3 Требования к отчету по проекту БД 1. Титульный лист (образец см. приложени е А). 2. Содержание отчета (выполняется через автоматическое оглавление «Ссылки – Оглавление - Автособираемое оглавление 1» после задания уровней заголовков разделов и пунктов отчета ) . 3. Текст отчета соответствует следующим требованиям:  поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – по 2 см;  шрифт : Times New Roman, размер 12 - 14 пт .,  начертан ие обычное,  выравнивание абзацев – по ширине,  междустрочный интервал – 1,15,  цвет текста – черный,  интервал перед и после абзацами – 0,  первая строка абзаца – отступ 1,25 см,  использование маркированных, нумерованных, многоуровневых списков . 4. Заголовки разделов оформляются с указанием уровня 1, заголовки пунктов разделов – уровня 2 жирным шрифтом, размещаются по левому краю с отступом первой строки. Каждый новый раздел (введение, проектирование базы данных, заключение, список используемых источников) размещается на новой странице при помощи разрыва страницы. 5. Рисунки (скрины объектов БД) размещаются в тексте, по центру. Подпись рисунка размещается под рисунком по центру без отступа первой строки с указанием номера и названия рисунка. В тексте должны быт ь ссылки на рисунки. 6. Схема и диаграмма обозначаются как рисунки. 7. Таблицы размещаются в тексте, по ширине. Подпись таблицы размещается перед таблицей слева с указанием номера и названия таблицы. В тексте должны быть ссылки на таблицы. Размер текста в таблиц е 12 пт., междустрочный интервал – одинарный . 8. Список используемых источников составляется по алфавиту, сначала перечень книг, затем перечень Интернет - ресурсов (указывается FC= - адрес ресурса и дата обращения к нему) . 9. Объемные графические объекты и таблицы в ыносятся в приложение. Приложения обозначаются заглавными русскими буквами (Приложение А, Приложение Б и т.д.) 10. Нумерация страниц отчета размещается внизу страницы по центру, на титульном листе номер страницы не ставится. 19 11. Отчет предостав ляется в текстовом файле, разработанн ая БД – в электронном виде. Критерии оценки отчета : – « отлично » – отчет составлен в электронном виде в полном соответствии с требованиями к электронным текстовым документам. – « хорошо » – отчет составлен в электронном виде в соотв етствии с требованиями к электронным текстовым документам, имеются частичные замечания по оформлению документа. – « удовлетворительно » – отчет составлен в электронном виде, имеются неточности и замечания при оформлении документа. – « условно неудовлетворительно » – отчет не соответствует требованиям к оформлению электронного документа. 2.4 Требования к подготовке презентации 1. Презентация для защиты проекта базы данных создается в программе PowerPoint . 2. На титульном слайде указываются сведения об учебном заведении специальности, дисциплине, студенте, тема проекта. 3. Содержание презентации отражает основные моменты защиты проекта, где осуществляется переход по гиперссылкам к нужному слайду. 4. Слайды о проекте должны содержать основные сведения о проектировании и разработке базы данных по предметной области. 5. Оформление и графическая часть должны соответствовать тематике предметной области. 6. В презентации должен быть организован логический переход по слайдам, а также возможность запуска файла базы данных. Критерии оценки презентации: – « отлично » – презентация проекта выполнена средствами AowerAoint, есть содержание, информация на слайдах и оформление соответствуют тематике проекта, анимация является уместной и способствует лучшему восприятию материала, организован ло гический переход между слайдами, предусмотрена возможность демонстрации файла БД из презентации, имеются выводы по проекту. – « хорошо » – презентация проекта выполнена средствами AowerAoint, есть содержание, информация на слайдах и оформление соответствуют те матике проекта, анимация является уместной и способствует лучшему восприятию материала, предусмотрена возможность демонстрации файла БД из презентации, имеются выводы по проекту. – « удовлетворительно » – презентация проекта выполнена средствами AowerAoint, и нформация на слайдах и оформление соответствуют тематике проекта, предусмотрена возможность демонстрации файла БД из презентации, имеются выводы по проекту. – « условно неудовлетворительно » – презентация проекта выполнена средствами AowerAoint, оформление н е соответствуют тематике проекта, нет перехода между слайдами и ссылки на файл БД, заключительный слайд не соответствует требованиям. Результат выполнения работы над проектом – папка с файлами « ОПБД_Проект_Фамилия_Группа »: 1) файл базы данных « ОПБД_ БД _Фамилия »: 2) текстовый файл - отчет по проекту базы данных « ОПБД_ Отчет _Фамилия » , 20 3) файл - презентация по проекту базы данных « ОПБД_ Проект _Фамилия » . 21 3 Оценка достижений обучающегося по результатам выполнения ВСРС При выполнении самостоятельной работы студенты должны стараться максимально самостоятельно выполнять задания, своевременно представлять отчеты по работе и уметь отвечать на поставленные вопросы. Оценка сформированности общих и профессиональных компетенций при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы проводится на основании показателей , представленны х в таблице 7 . Таблица 7 - Оценк а достижений обучающегося по результатам выполнения ВСРС № п/п Наименование компетенции Основные показатели оценки результ атов 1. ОК 1. Проявлять к будущей профессии устойчивый интерес Обоснование актуальности выбранной предметной области, необходимости автоматизации деятельности и практической значимости 2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Постановка задач выполнения проекта, своевременное выполнение заданий ВСР, соответствие выводов поставленным целям при выполнении проекта БД 3. ОК 3. Принимать решения в станд артных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Возможность автоматизации действий пользователя с учетом созданных объектов БД (модификация данных в базе) 4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Подбор разносторонней информации, достаточность ее для работы с БД 5. ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Разработка пользовательского интерфейса посредством СУБД 6. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Представление проекта, ответы на вопросы по проекту , участие в обсуждении проектов 7. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за рез ультат выполнения заданий Самооценка результатов выполнения проекта 8. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального развития, заниматься самообразованием Возможность модернизации выполненного проекта БД 9. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Создание базы данных средствами СУБД, подготовка текстового отчета и презентации по проекту, создание приложения 10. ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на Полнота описания предм етной области , сбор информации для разработки проекта БД, определение автоматизируемых функций, разработка ER - диаграммы 22 модификацию информационной системы 11. ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессио нальной деятельности Описание рекомендаций для пользователя приложения БД 12. ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения Создание запросов на модификацию данных в БД, описание их в отчете 13. ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ Создание макросов для функционирования пользовательской формы, создание приложения средства ми Access 2007 Runtime 14. ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией Описание способов защиты данных в базе, выгрузка данных БД в случае их дальнейшего изменения и обращения к ним при необходимости 23 Л итература Основная литература : 1. Голицына О.Л. Базы данных: учеб. пособ . для СПО спец. 2202, 2203, 2204/ О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум: Инфра - М, 2009. - 400 с.: ил. - (Профессиональное образование). 2. Кириллов В.В. Основы проектирования реляционных баз данных . Санкт - Петербургский Государственный инст итут точной механики и оптики (технический университет) . 3. Кузин А. В. Разработка баз данных в системе >icrosoft ACCED S : учебник. - М.: Форум: Инфра - М, 2009. - 224 с. Дополнительная литература: 4 . Боуман, Джудит, С., Эмерсон, Сандра, Л., Дарновски, Марси . Практическое руководство по DB=. 3 - е издание. Уч. Пос. – М.: 2008. 5 . Горев А., Ахаян Р., Макашарипов С. Эффективная работа с СУБД. СПб: Питер, 2007. 6 . Грабер М. Введение в DB=. – М.: Лори, 2008. 7 . Диго С.М. – М. : Финансы и статистика, 2009. – 592 с. Электронные лекции по базам данных: global - july.com. 8 . В.Е. Кошелев. Access 2007. - М.: ООО "Бином - Пресс", 2008. - 592 с. 9 . Дж.Л. Харрингтон. Проектирование реляционных баз данных. Просто и доступно. – Издательство «Лори», 2008. 10 . Федоров А., Елм анова Н. Базы данных для всех. - М.: КомпьютерПресс, 2009. 1 1 . Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных. Учебное пособие. Учебник для высших учебных заведений. С. - Петербург: Корона, 2007. Интернет - источники: 1 2 . Защита баз данных на примере MS ACCES . ( http://5fan.ru/wievjob.php?id=35031 ) 1 3 . Защита базы данных Access 2007 . ( http://office.microsoft.com/ru - ru/access - help/HA001230187.aspx ) 1 4 . Ладыженский Г.М. "О сравнительном анализе СУБД". ( http://stud24.ru/inform ation/sravnitelnyj - analiz - sistem - upravleniya - bazami/124950 - 367182 - page1.html ) 15. Основы проектирования баз данных. ( http://itmu.vsuet.ru/Subjects/Upr - dan/Osnovy - bas - dan.htm ) 24 Приложение А Титульный лист отчета МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «ОМСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ» Специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) Дисциплина « ОП.07 Основы проектирования баз данных» ОТЧЕТ по проекту: разработка базы данных « Название базы данных » Выполнил: студент группы номер ФИО студента Фамилилия, имя, отчество Оценка проекта: содержание оформление Проверил: преподаватель Шаркова Оксана Владимировна Дата проверки: Омск, 2014 25 Приложение Б Содержание отчета по проекту «Разработка базы данных» Введение Приве дите краткое описание предметной области, по которой проектируется база данных; ука жите цели создания БД, решаемые задачи; обосн уйте актуальность и необходимость автоматизации деятельности по выбранной предметной области. Проектирование базы данных 1 Модель б азы данных 1.1 Информационная модель данных Опи шите создание информационной модели данных. Выделит е основные объекты, определит е связи между ними. 1.2 Инфологическая модель БД Определит е свойства объектов БД (структуру таблиц: имя поля, тип данных, свойств а поля, ключевые поля). Определит е связи между таблицами Выполните нормализацию предложенных в п.1.1 таблиц, постро йте ER - диаграмму. 2 Создание базы данных в СУБД >D Access 2007 2.1 Работа с таблицами Да йте определение объекту Таблица . Опи шите назначение т аблиц для своей БД. Созда йте таблицы в СУБД >D Access 2007, при создании таблиц уч тите возможность подстановки данных в зависимые таблицы из главных через мастер подстановок. Созда йте схему данных, заполнит е таблицы тестовыми данными. В отчете отразит е работу с таблицами согласно структуре (табл. 1):  название;  имя поля, тип данных, свойства;  скрин заполненной таблицы. Таблица 1 – Структура таблицы БД Название таблицы признак ключа имя поля тип данных свойства поля Схему данных представ ьте в отчете в виде скрина. Выполнит е анализ быстродействия таблиц. 2.2 Работа с запросами Да йте определение объекту Запрос . Предварительно состав ьте список запросов по выбранной предметной области, которые необходимо выполнить для решения поставленных задач. 26 В проекте созд айте :  простые запросы на выборку данных,  запросы на выборку данных по условию (условиям),  запросы с параметром,  вычисляемые запрос ы,  перекрестные запросы,  запросы на модификацию данных. Для более наглядного отображения данных по результатам запросов используйте сортировку. При создании запросов продемонстрир уйте работу с конструктором, в режиме SQL . В отчете отразит е работу с запро сами согласно структуре:  задание для запроса;  режим конструктора (режим SQL ) - скрин;  результат выполнения запроса – скрин. Будьте внимательны при выполнении запросов на обновление, изменение и удаление данных в таблицах! 2.3 Работа с формами Да йте определение объекту Форма . Продумайте оформление для форм в соответствии с предметной областью. В проекте созд айте :  простые формы к таблицам для просмотра данных,  подчиненные формы. Для более удобной работы с формами разместите на них элементы управлени я. Редактирование форм выполняйте в режиме конструктора. В отчете отразит е работу с формами в виде скринов созданных форм. 2.4 Работа с отчетами Да йте определение объекту Отчет . В проекте созда йте :  простые отчеты,  итоговые отчеты. При создании отчетов используйте группировку и сортировку для более удобного представления данных. Редактирование отчетов выполняйте в режиме конструктора. Предусмотрите возможность вывода отчетов на печать. В отчете отразит е работу в виде скринов созданн ых отчетов. 2.5 Работа с макросами Да йте определение объекту Макрос . В проекте созда йте несколько макросов. Макрокоманды в дальнейшем использ уйте для назначения элементам управления. В отчете отразит е работу с макросами в виде скринов созданных макросов . 3 Разработка пользовательского интерфейса для работы с БД При организации работы с базой данных разработа йте пользовательский 27 интерфейс: созда йте главную кнопочную форму. На главной кнопочной форме поместит е информацию о теме предметной области проекта Б Д, сведения о разработчике, изображения по тематике БД. Работа с приложением БД должна осуществляться по кнопкам:  переход к формам, созданным для таблиц или запросов,  переход к отчетам. 4 Защита БД Опи шите способы защиты базы данных. Каким образом орган изована защита в разработанном проекте БД? Если файл базы данных упакован в приложение при помощи программного продукта Access 2007 Cuntime, опишите способ упаковки , дайте рекомендации пользователю по работе с готовым приложением . Заключение В заключении сделайте вывод о достижении целей и задач проектирования. Оцените соответствие проекта базы данных поставленным целям. Рассмотрите возможность модернизации БД. Список используемых источников Список используемых источников составляется по алфави ту, сначала перечень книг, затем перечень Интернет - ресурсов (указывается FC= - адрес ресурса и дата обращения к нему). 28 Приложение В Лист самооценки проекта БД ФИО студента _____________________________________________________ Группа _________ Специальность _____________ Предметная область ________________________________________________ Оцениваемые показатели min max Оценка проекта 1 Предметная область 3 6 1) описание предметной области 2) постановка целей разработки БД 3) определение задач по проекту БД 1 1 1 2 2 2 2 Проектирование базы данных 5 10 1) построение информационной модели данных 2) определение сущностей и их атрибутов 3) построение EC - диаграммы 4) нормализация отношений 1 1 1 2 2 2 3 3 3 Создание БД в СУБД MS Access 50 90 1) работа с таблицами:  создание таблиц  определение типов данных  определение свойств типов данных  определение ключевых полей  заполнение таблиц тестовыми данными  анализ данных в таблице 10 1 1 3 1 3 1 19 2 3 5 2 5 2 2) построение схемы данных 3 5 3) работа с запросами  простые запросы на выборку данных  выборка данных по условию (условиям)  запросы с параметром  вычисляемые запросы  перекрестные запросы  запросы на модификацию данных 15 3 3 3 3 1 2 26 5 5 5 5 3 3 4) работа с формами  создание простых форм  создание подчиненных форм  редактирование форм с помощью Конструктора  наличие элементов управления форм  главная кнопочная форма 11 1 2 3 2 3 18 2 3 5 3 5 5) работа с отчетами  создание простых отчетов  создание итоговых отчетов  использование группировки в отчете  использование сортировки в отчете  вывод отчета на печать 9 1 3 1 1 3 17 2 5 3 2 5 6) работа с макросами  создание макросов  использование макросов в БД 2 1 1 5 2 3 Общее количество баллов: Предполагаемая оценка: _______ ________ _____ / ____________ / ___ ___ _______________ оценка подпись Фамилия, инициалы 29 Приложение Г Пример презентации по проекту базы данных Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 30 Слайд 4 Слайд 5 31 Слайд 6 Слайд 7 32 Слайд 8 Слайд 9 33 Оксана Владимировна Шаркова МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН ДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУД ИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБО ТЫ по дисциплине ОП.07 Основы проектирования баз данных для студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) Компьютерный набор автора Дизайн обложки В.В. Сарыгин Подписано к печати Формат 60х84 1 \ 16 Уч. изд. л. 1, 92 Тираж 40 экз. Печать оперативная БОУ ОО СПО «Омский АТК» 644024, Омск, ул. Гагарина, 10