Личностно-ориентированная модель обучения английскому языку на основе технологии развития критического мышления


Личностно-ориентированная модель обучения английскому языку на основе технологии развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Критическое мышление- это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
ЦЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В настоящее время приоритетной целью обучения ИЯ в общеобразовательной школе является овладение коммуникативной компетенцией (т.е. практическое овладение иностранным языком). Целью данной модели обучения является развитие критического мышления учащихся в процессе практического овладения иностранным языком.
Цель педагогического действия: обеспечить сознательное выполнение самостоятельной работы учащихся. Построение модели педагогических действий по уровням самостоятельной работы учащихся схематично можно представить следующим образом:

ЗАДАЧИ ДАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Организация практики по формированию ориентировочной основы действий (ООД).
Развитие навыков самостоятельной работы
Развитие у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений в индивидуальном режиме.
Развитие творческих способностей учащихся посредством критического мышления.
Технология действий:
Разрабатывается модульная программа, которая начинается с формулировки комплексной дидактической цели (КДЦ). КДЦ распадается на цели дидактическую (цель большого учебного раздела) и цель на перспективу(использование этого учебного содержания в перспективе). Дается название программе (тема урока-модуля).
Выделяется содержание модулей, то есть КДЦ распадается на интегрирующие дидактические цели.
Выделяются частные дидактические цели модуля.
Обозначаются этапы разработки структуры проекта и проведения его.
Организуются группы для обучения в сотрудничестве (сообща).
Определение критериев успешности.
Цель данной педагогической модели будет достигнута при соблюдении следующих условий:
А.1. Диагностика учебных возможностей учеников.2. Диагностика познавательных интересов.3. Соответствие содержания возможностям и склонностям учеников.
В.1. Сформированность у учеников мотивов учения.2. Наличие необходимого уровня знаний и специальных умений.
С.1. Использование учителем целостной системы средств поддержки мотивации учения.2. Использование разработанной системы получения обратной информации о ходе усвоения знаний (рефлексия).3. Наличие системы оценки и анализа результатов процесса обучения.4. Наличие разработанной методики рефлексии.5. Уровневый подход к содержанию, темпу, оценке знаний учащихся.
Каков результат?
Для ученика:1. Ученик овладевает навыками самостоятельной работы.2. Осуществляется индивидуализация и дифференциация по темпу, технологии, содержанию учебного материала, контролю, самоконтролю.3. Обеспечивается возможность усвоить стандарт образования.4. Самостоятельная деятельность ученика в условиях выбора способствует максимальному саморазвитию и адекватной (критической) оценки своего субъективного опыта.5. Ученику предоставляется возможность для самореализации
Для учителя:1. Учитель имеет возможность для саморазвития.2. Меняется подготовка учителя к уроку.3. Меняется роль учителя в учебном процессе; он –
мотивирует;
организует;
консультирует;
контролирует.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
оценка деятельности (Где ошибка?);
диагноз (В чем причина?);
самоконтроль (Каковы результаты?);
критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы );
прогноз (Постройте прогноз).
Базовая модель построения уроков в технологии развития критического мышления.
Дидактический цикл урока (или блока уроков) состоит в данной технологии из трех взаимосвязанных частей или этапов: вызов – осмысление – рефлексия (размышление). Технология КМ предлагает определенные методы и стратегии, объединяющие приемы учебной работы по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Как видно из приведенной ниже таблицы, для каждого этапа свои методы и приемы. Каждый же прием и стратегия в критическом мышлении имеют своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, сознание вновь приобретенной информации. Представим модель построения уроков в технологии развития критического мышления в виде таблицы:
Продуктивное чтение информационных и художественных текстов способствует развитию информационной культуры школьников, учит их работать с различного рода информацией. Учитель приобретает новую для учебного процесса роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения.