Рабочая программа по Гражданско-патриотическому воспитанию Я — Человек, Ученик, Гражданин
Пояснительная записка.
Гражданско- патриотическое воспитание — один из приоритетов воспитательной работы, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
Память — важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю своего района, города, Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа.
Память определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину.
В целях ознакомления школьников с основными правами и свободами граждан, а также с основными законодательными документами, воспитательная работа спланирована на основе изучения Всеобщей Декларации Прав человека, Конвенции ООН, Конвенции о правах ребенка.
Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы в воспитании гражданина.
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому; формирование в нем чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания выделяются:
- гуманизм, демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Цель программы: - корректировка поведения через формирование гражданских ценностей (уважение к закону и права других людей; уважение мнения других людей, идей, образов жизни, религий) и патриотических чувств.
Основные задачи:
- создавать условия для формирования духовно и социально-активного гражданина;
-развивать у учащихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
- формировать чувства ответственности за свои действия; знание своих обязанностей;
- формировать навыки здорового образа жизни, невосприимчивость к негативным привычкам, ведущим к правонарушениям и преступлениям;
- снижать уровень правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания.
Программа рассчитана на один учебный год, 32 часа по 1 часу в неделю.
По своему значению программа занятий примыкает к кругу предметов и занятий (таких как «СБО», «ЗОЖ», история, «Творческий час»).
Основные направления программы:
Связь поколений.
Цель:
Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Растим патриота и гражданина России.
Цель:
формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Мой край родной.
Цель:
Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Я и семья.
Цель:
осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
В программу включены различные формы занятий: дискуссии, беседы, наблюдения, экскурсии, разбор ситуаций, размышления, обсуждения прочитанных текстов, чтение стихов, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми. Методы обучения:
Словесный
Теоретический
Репродуктивный
К концу учебного года учащиеся должны:
знать:
название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;
понимать:
назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, наказание, обязанность, ответственность, потребность; право на жизнь, на имя и гражданство, на образование; преступление, равноправие граждан, ребенок, семья, триколор.применять:
правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализировать ситуации, давать положительную и отрицательную оценку поступкам, ситуациям; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.
Литература
Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе №7 2010г.
Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: — Казань, РИЦ «Школа», 2003
Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
Страничка интернета/ Rambler/Образование/@. ruСтраничка Интернета/Rambler/Пед. наука/@. ruСтраничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. RuСтраничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое воспитание
/@. кuКалендарнор-тематическое планирование
№ п/пТема занятий Дата К-вочасов Цели занятий
I. Вводное занятие. 1 1. «Я – Человек, Ученик, Гражданин». Знакомство с темами занятий.
1 - расширение кругозора;
- воспитывать у ребят позицию – «Я- гражданин России»,
- рассказать о значении гражданско-патриотического воспитания.
II. «Отношения ребенка с миром»
13 1. «Учение и труд рядом идут» 1 - формирование положительного отношения к учебе;
- привитие чувства ответственности.
2. «Моя малая Родина»:
3 - «Экскурсия на природу» 1 - формирование экологического поведения,
- воспитание чувства прекрасного,
- привитие любви к своему родному краю;
- «Час поэзии» 1 - развитие речи,
- привитие любви к своему родному краю
- «История моего края» - изучение истории нашего края,
- воспитывать у ребят позицию «Я – гражданин России»
3. «Страна, в которой мы живем»: 2 - «Россия» 1 - расширение кругозора,
- знакомство с историей России.
- «Культура и традиции России» 1 - знакомство с историей и традициями России,
- формирование общечеловеческих ценностей,
- воспитание любви к Родине.
4. «Взаимоотношения с окружающими людьми» :2 - «Уважение человека к человеку- обязанность гражданина?» - формирование культуры проявления гражданской позиции,
- воспитание доброжелательных, бесконфликтных отношений в коллективе.
- «Формы проявления уважения к окружающим» - формирование общечеловеческих ценностей,
- воспитание порядочности и культуры поведения
5. «Моя семья»:
2 - «Взаимоотношения в семье» - воспитание культуры семейных взаимоотношений,
- формирование у ребят чувства сострадания, заботы о ближних, уважения.- «Моя родословная» - знакомство с родословной и традициями своей семьи;
- формирование чувства сопричастности к семье.
6. «Понятие «сильного» человека, помогающего «слабому»: 2 - «Сильный человек» - кто он?» - формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми,
- воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
- «Виды помощи» - воспитание умения сочувствовать другому, мысленно ставя себя на его место,
- прививать стремление помогать окружающим.
III. «Настоящий гражданин – культурный человек» 5 1. «Кого называют гражданином?» 1 - формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и уважения к представителям других национальностей;
- формирование чувства сопричастности к культурному наследию и природе своей малой родины,
- развитие мышления, в ходе обсуждений.
2. «Культурный человек – законопослушный человек»: 2 - «Что такое Закон? Зачем его нужно соблюдать» - формирование гражданской направленности личности,
- знакомство с Законом,
- развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.
.
- «Твое поведение в ситуациях: «один на улице», «в драке», «животному плохо», «звонок другу». - формирование чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей;.- воспитание чувства ответственности за жизнь «братьев меньших»,
- привитие культуры общения.
3. «Культура обращения с «вещами» и предметами» 1 - формирование ответственного отношения за свой внешний вид, за сохранность своих вещей,
- привитие аккуратности,
- воспитание трудолюбия.
4. «Культура поведения в общественных местах»
1 - формирование культуры поведения,
- привитие внимательного, заботливого отношения к старшим.
IV. «Человек, государство, общество»: 5 - «Главный закон государства» - формирование гражданской и правовой направленности воспитанников,
- развитие мышления.
- «Символы России» - формирование у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России,
- развитие памяти, мышления.
- «Я – Человек, у меня есть права» - формирование гражданской и правовой направленности воспитанников,
- воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
- «Что такое общество?» - формирование гражданской и правовой направленности воспитанников,
- развитие мышления.
- «Уход за памятниками – добрая память о людях» - формирование у воспитанников чувства причастности к судьбе Отечества, его прошлому,
- привитие чувства ответственности за сохранность исторических памятников.
V. «Никто не забыт, ничто не забыто» 8 - «От сердца к сердцу» - способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны,
- воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
- час поэзии. Чтение стихов о войне. - развитие речи,
- воспитание патриотических качеств и чувств.
- «Мы помним их имена». Беседа. - развитие речи и мышления в ходе беседы,
- формирование познавательного интереса.
- встреча с ветеранами - формирование познавательного интереса,
- воспитание уважительного, внимательного отношения к старшему поколению, к ветеранам.
- «Солдаты Победы». Открытое занятие. - воспитание патриотических чувств: любовь к Родине, уважительное отношение к ветеранам войны;
- развитие речи, памяти;
- привитие чувства долга хранить память о войне и
людях, отдавших жизнь за мир на Земле;
- час поэзии. Обсуждение прочитанного рассказа. - развитие речи, мышления, памяти,
- воспитание патриотических качеств и чувств.
- «Я только слышал о войне». Беседа. - развитие речи и мышления,
- воспитание патриотических качеств и чувств.
- «Герои и подвиги». Обсуждение просмотренного фильма. - развитие внимательности, мышления, речи,
- воспитание патриотических чувств: любовь к Родине, уважительное отношение к ветеранам войны.
VI. Итоговое занятие 1 - «Память жива». Конкурс чтецов и рисунков. - закрепление полученной информации,
- привитие у воспитанников позиции «Я –гражданин России».