Статья на тему Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России в ходе коррекционной логопедической работы.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности, основные формы и методы духовно-нравственного развития личности в процессе учебной и внеучебной деятельности, в семье, в институтах гражданской общественности.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Традиционные источники нравственности -это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
- патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
- гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картинамира;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
-искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
-природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи всех основных видов деятельности: учебной; внеучебной; семейной; общественно- полезной.
Учебная деятельность формирует преимущественно когнитивный компонент российской идентичности. Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач должны быть встроены в содержание учебных предметов. Важными принципами являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности.
В содержание коррекционной системы работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи я обязательно, на каждом занятии, ставлю перед собой задачи, позволяющие эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Во-первых, отбор содержания учебного материала и составление годового учебного плана осуществляется с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.
Средствами разных видов продуктивной и непродуктивной деятельности в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания занятий по развитию связной речи. Учитывая особенности учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
В процессе учебной и внеучебной деятельности огромное внимание уделяется семье. Формированию этой ценности помогает тема «Моя семья», в процессе реализации которой дети должны рассказать о составе своей семьи, увлечениях каждого члена семьи, о семейных традициях. А также различные виды совместной проектной деятельности на тему «Мой дом», «Моя семья». Иллюстрации и задания способствуют осознанию ценности семьи, необходимости укрепления семейных связей, отношений между членами семьи.
Проекты предполагают совместную работу дошкольников и родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.
В разделе «Связная речь » и «Развитие лексико-грамматических категорий» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, подвигами отечественных героев во время ВОВ.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского и коренного нанайского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для дошкольников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. Произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.
Также мною ведётся активная внеучебная деятельность. Праздники, викторины, выставки, игры, деятельность кружка. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Моя работа по формированию духовно - нравственной культуры дошкольников включает:
- сочетание учебной коррекционной и внеучебной работы;
- развитие творческой деятельности детей в процессе коррекционного обучения ; - установление взаимодействия с родителями воспитанников;
Моя работа по формированию духовно - нравственной культуры дошкольников направлена на:
- формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;
- на воспитание патриотизма и гражданственности;
- на эстетическое развитие детей;
- на трудовое воспитание.
Важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально - исторические, политические ценности. Убедиться в этом нам помогла проведённая в прошлом учебном году викторина на тему «Сказка - ложь, да в ней намёк...» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, дети и родители провели исследовательскую работу, результатом которой стал проект «Чему нас учат сказки».
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитание духовной культуры через проведение праздников связанных с традициями русского народа (Масленица, Рождественские, посиделки),
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Темы : «Наша Родина-Россия», «Хабаровский край», «Наш город», «Герои космоса»; праздники посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества»; заочные экскурсии, встречи с интересными людьми, ветеранами, позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела.
Выполнение коллективных работ: «Новогодняя игрушка», открыток к праздникам способствуют формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками.
Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что дошкольники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость. Они хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. Поэтому, в процессе коррекционной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки.
Ежегодной традицией проводить в сентябре в нашей группе творческую выставку «Дары осени», на которой ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала. Но каждый год - новые творческие задания ждут моих ребят: придумай доброе название своей поделке, составь загадку, сочини сказку о своей поделке, и очень забавно проходит оживление поделок! На глазах у всей группы каждое творение заговаривает голосом ученика. Ребёнок вживается в образ героя, которого он сделал вместе с родителями. Что способствует развитию связной речи и ее просодических компонентов.
Конкурс «Открытка маме», посвящённый празднику «8 Марта», позволил проявить заботу и чуткое отношение к маме. Ребята узнали, а какой у мамы любимый цветок и какие комплименты можно подарить мамам и девочкам в этот первый весенний праздник.
Результатом совместной работы должна стать заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
Конкурсы «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки», викторина «В гостях у Вежливости», утренники «Новогодняя сказка», «Поздравляем наших мам», «До свидания, детский сад!» - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач.