Формирование базовых национальных ценностей на уроках физики в 7 классе
Формирование базовых национальных ценностей на уроках физики в 7 классе
Базовые национальные ценности
Темы раздела или учебного занятия
Примеры заданий в УМК
Планируемые виды и приемы деятельности (на уровне действий)
Патриотизм (любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине)
Давление твёрдых тел
Физика и техника
Взаимодействие тел
Задача. Дорога жизни с сентября 1941 года по март 1943года связывала осаждённый Ленинград с Большой землёй. Всю зиму грузовики подвозили продовольствие и вывозили жителей из города. За исправностью ледовых дорог следили учёные, которые производили необходимые расчёты. Лёд весной выдерживал давление до 0,5Мпа. Какова масса автомобиля вместе с грузом, который мог пройти по льду, если площадь колеса, соприкасающегося с дорогой 200кв.см?
Исторические сведения. 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля Ю.А. Гагарин стал первым космонавтом. Его полёт длился 1час 4мин. Большой вклад в научную и техническую разработку космических полётов сделал С.П. Королёв. Девиз его и созданной им научной школы был: работать в интересах Родины, в интересах человечества.
Задача. Космический корабль «Восток-1», совершая первый полёт вокруг Земли, пролетел расстояние 41580км со скоростью 28000км/с. Сколько времени продолжался этот полёт?
Проблемно - поисковая; анализ условия задачи, перенос знаний в новую ситуацию( перевод величин в СИ, применение формул давления, силы), сравнение величин
Развивающее обучение;
приобретение новых знаний
Самостоятельная;
перенос знаний в новую ситуа-цию(перевод величин в СИ, применение формулы скорости тела)
Гражданственность (осознание себя гражданином, чувство ответственности)
Взаимодействие тел
Давление твёрдых тел
Задача. Как быстро доедет врач до больного, если расстояния до его дома 15 км, а машина скорой помощи движется со скоростью 45 км/ч?
Задача. Два мальчика, имеющие одинаковый вес, бросились на помощь девочке, провалившейся под лед. Первый со всех ног побежал к проруби, а другой встал на четвереньки и пополз к девочке. Как вы считаете, кто из ребят спас девочку?
Коммуникативно-диалоговая;
перенос знаний в новую ситуа-цию (перевод величин в СИ, применение формулы расчёта времени)
Коммуника-тивно-диалоговая;
анализ, обобщение и вы-движение гипотез, доказательство или опровержение гипотезы (исследование зависимости давления от площади опоры и действующей силы)
Наука (научная картина мира, познание, истина, экологическое сознание)
Сила тяжести.
Способы уменьшения и увеличения давления
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.
Задача. На полюсах на экваторе тела притягиваются к Земле с различной силой. Главная причина этого в том, что экваториальный радиус Земли на 21км больше полюсного. Где сила притяжения тела к Земле больше: на экваторе или на полюсе и почему?
Задача. В результате давления, которое производят своими колёсами транспортные и тяговые средства, происходит разрушение почвенного покрова, ухудшение качества почвы, вынос песчаных и глинистых слоев на поверхность, уплотнение почвы, истирание в пыль её верхнего слоя. Как можно уменьшить вредное действие мощных тяговых средств на почву? - Необходимо применять минитракторы и тракторы средней мощности, безотвальную машину.
Объяснение работы шлюзов. Для перемещения судов в условиях мелководья на речках применяются шлюзы. Здесь нельзя не обратить внимание и на вредное воздействие плотин на окружающую среду. Плотины создают непреодолимое препятствие на путях миграции рыб, поднимающихся на нерест. Повышается уровень грунтовых вод. Застаивается вода, загрязняется, цветёт.
Проблемно - поисковая;
обсуждение проблемы, построение гипотез, доказательство, подведение итогов (исследование зависимости силы притяжения от расстояния)
Проблемно - поисковая;
обсуждение проблемы и способов ее формулирования, осуществ-ление исследо-вательской дея-тельности (по-строение гипо-тез, доказатель-ство, подведе-ние итогов
Проблемно - поисковая;
формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Труд, творчество, созидание, бережливость
Инерция.
Трение
Физика и техника.
Качественные задачи.
1. Почему трактор, ведя на буксире автомашину, не должен резко менять скорость движения?
2. Почему после дождя опасно съезжать на автомобиле по грунтовой дороге под уклон?
Качественные задачи. Объясните пословицы.
1.Коси, коса, пока роса,Роса долой – и ты домой. 2.Пошло дело, как по маслу. 3.От того телега запела,Что давно дегтя не ела.
Исторические сведения. М.В. Ломоносов, благодаря природному таланту, трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа смог подняться до уровня величайших представителей науки и, вместе с тем, демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды.
Коммуника-тивно-диалоговая;
выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач(на основе явления инерции)
Коммуника-тивно-диалоговая;
формирование умений и навыков практического характера(устанавливать зависимость силы трения от различных параметров)
Развивающее обучение;
приобретение новых знаний
Человечество (прогресс человечества, международное сотрудничество)
Измерение физических величин
Что изучает физика
Объяснение нового материала.
Чтобы в физике было возможно сопоставлять результаты измерений, необходимо использовать одни и те же единицы. В современном мире используют Международную систему единиц (СИ).Например, килограмм – это масса эталона, который представляет собой цилиндр из сплава платины и иридия, который находится в Международном бюро мер и весов в Севре, неподалёку от Парижа (это единственный до сих пор использующийся международный эталон единиц измерения).
Историческая справка. Физика - одна из самых древних наук. Первыми физиками были греческие ученые, жившие за несколько сотен лет до н. э. Величайшим из древних ученых был Аристотель (384 – 322 в до н. э.), который и ввел в науку слово «физика». В русский язык это слово ввел основоположник русской науки М. В. Ломоносов.
Многие важные открытия, благодаря которым развивалась физика, сделали ученые: Г Галилей, И. Ньютон, М. В. Ломоносов, М. Фарадей, Д. И. Менделеев, Э. Резерфорд, А. Энштейн и др.
Развивающее обучение;
применение новых представлений о широком кру-ге явлений, обобщения
Развивающее обучение;
приобретение новых знаний
.
15