Статья Формирование базовых национальных ценностей средствами искусства
Формирование базовых национальных ценностей средствами искусства.
Из опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ «СШ « 37» города Смоленска
Эпиграфом к статье я взяла слова Фридриха Шиллера: «Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
На сегодняшний момент наши дети живут в мире непривычном для понятия «детство». Это громкая музыка, песни, которые лишены нравственно-воспитательного смысла, слишком агрессивные мультфильмы, которые не несут «полезной» нагрузки и влияют на неокрепшую психику детей негативно; очень жестокие компьютерные игры, детские книги, которые даже классические произведения открывают в «новой» иной трактовке. Можно сказать, что прежний мир, призванный воспитывать у подрастающего поколения чувства прекрасного, доброго, постепенно угасает. Одна из причин, по которым молодежь растет бездуховной, с невысоким уровнем культуры — в недостатке образцов классического, высокого искусства, которое не только дает информацию и новые знания, но в основном призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла и внеклассные мероприятия должны восполнить этот пробел. Сегодня мы поднимаемся к тому. Чтобы возвращаться к вечным истинам. Вот почему так важно научить ребенка не только замечать и воспринимать духовные ценности, но жить, руководствуясь нравственными принципами, и воспитывать в окружающих также прекрасные чувства.
Духовное наследие нашего народа очень велико и бесценно — гениальные картины русских художников, просвещенные лики икон, великолепные произведения писателей и поэтов, воспевших красоту и богатство нашей Родины, памятники культуры и заповедные места России, праздники и традиции христианства, сказы, предания, былины. Поэтому приобщение детей, в особенности подростков, к корням русской культуры, а также обычаев и традиций народов разных стран является основным фактором формирования положительных личностных качеств, становления духовности внутреннего мира, развития творческого мышления и способности к творческому развитию и формированию нравственной духовности личности.
Моя задача как педагога — так организовать уроки и внеурочную деятельность, восприятие произведений культуры, живописи, чтобы они вызвали у воспитанников умение понимать, сопереживать, умение строить свои поступки в соответствии с жизненными принципами, позитивный эмоциональный отклик на жизненные проблемы, которые раскрывает перед ними художник. Не только рассказ о произведении искусства, сказке, былине, картине, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ребенка.
Классные часы, проведенные мной «Моя милая мама», «Семья — высшая ценность», играют важную роль в воспитании духовности учащихся.
Темы «Материнство», «Мудрость старости», где обучающиеся не только выполняют творческие работы (портреты дорогих членов семьи), но и делятся своими впечатлениями и рассказывают о своих родных и близких.
Тема «Сопереживание» также очень значима в воспитании чувства толерантности. Эта тема помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости, страдания и переживания.
Перед большими крестьянскими праздниками, значимыми для наших предков, такими как «Рождество», «Крещение Господне», «Пасха» обучающиеся готовят рисунки и поздравления. На классном мероприятии «Новогодний каллейдаскоп» ребята учатся этикету поздравления друг друга и вручению подарков.
Центром нравственного воспитания православного человека является Библия. Она не только самый значимый памятник литературы, истории, источник нравственного воспитания подрастающего поколения в любые времена, но также и руководство «жизни», ведь в ней описаны основные жизненные заповеди, принципы, основы нравственности. На уроках, посвященных этой теме, дети создают эскизы и рисунки на библейские темы, а также анализируют заповеди, притчи как искусство жить среди людей, высказывают свои точки зрения, аргументируют их и делают выводы. Ребята учатся жить, понимая, что в их поступках сосредоточен опыт многих поколений.
Произведения изобразительного искусства, живописи, скульптуры — то окно, через которое человек достигает тонкого, благородного видения мира. Живопись формирует в душе юного человека чувство величия и красоты человечества в целом, поднимает ребенка, подростка в его собственных глазах, в глазах сверстников.
На интеллектуальной игре «Искусство глазами ребенка», обучающиеся демонстрируя и анализируя произведения известных художников, объясняли абстрактные, глубинные понятия, которые являются общечеловеческими ценностями. К примеру, произведение «Богоматерь с младенцем» Виктора Васнецова, говорит о всеобъемлющей материнской любви и заботе о ребенке; «Возвращение блудного сына» Рембрандта, рассказывает о прощении грешника, о том, что дети всегда дороги и любимы своими родителями.
Не первый день мы слышим слово ксенафобия — это страх перед народной культурой, традициями, раздражение против чужого непонятного языка, обычаев, традиций. Тандем — культура и терпимость — это цепь, которая связывает воедино духовную жизнь человечества в целом. Именно поэтому на протяжении всей истории развития мировой культуры терпимость (толерантность) всегда воспринималась как величайшая ценность народов. Для развития цивилизации, сохранения нравственно-духовных ценностей значима только единая семья народов, которая несет не только разные обычаи, традиции, но и единство духовности, нравственности.
Для педагога обучение толерантности является одной из приоритетных целей, ибо умение адекватно реагировать в любых ситуациях, понять друг друга, научить толерантности ближнего, одноклассника, человека другой веры, нации — один из важнейших компонентов культуры человечества. Достижению этой цели помогают индивидуальные беседы, занятия с обучающимися и классный час «Толерантный ли ты человек?». На занятиях учащиеся знакомятся с различными странами и народами. Создают образы культуры Древней Греции, Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы, периода Средневековья и многие другие. Так на примерах из истории искусства мировой культуры, культур разных стран и народов, ребенок учится быть толерантным.
Для становления человека в детские годы и особенно в подростковом возрасте, различные виды искусства имеют исключительное значение. Познавая мир через живопись, поэзию, сказки, ребенок должен чувствовать себя счастливым человеком, причастным к миру общечеловеческих нравственных ценностей, переживать полноту творческих сил. Это крайне необходимо, так как сфера познания включает в себя все прекрасное.
Настоящее познание жизни и искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни; когда ребенок постоянно живет в мире искусства, он ощущает жажду приобщения к творчеству, потребности жить в мире прекрасного. Необходимо, чтобы ценности искусства стали не только предметом восприятия детьми, но и основной их духовной потребностью. В идеале свободное время дети стремятся наполнить замечательным, счастливым, самым жизнерадостным трудом души — восприятием и созданием прекрасного.
Экскурсия «Мой родной город Смоленск» - это знакомство с родным городом, полным истории и прекрасных памятников искусства, это воспитание любви к своей малой родине. После экскурсии был проведен классный час — устный журнал «Мой родной город».
Роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании очень важна — она максимально приближает к ребенку тот мир переживаний, радостей, тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, формируется личность ребенка. Но выполнение этого невозможно без участия педагога - «проводника» ребенка в мир взрослой жизни, сориентироваться в которой без посторонней помощи очень сложно.