Конспект лекционного занятия по теме «Общие вопросы специальной педагогики и психологии»


Конспект вводного лекционного занятия для педагогов «Общие вопросы специальной педагогики и психологии»
Тип занятия: лекция-дискуссия.
Целевая аудитория: педагоги, студенты педагогических специальностей.
Тема лекции: «Общие вопросы специальной педагогики и психологии»
Цель: знакомство с основными понятиями, принципами, целями и задачами специальной педагогики и психологии.
Задачи:
Образовательные: В рамках дисциплины большое значение имеет создание общего «поля понимания» преподавателя и слушателей относительно понятия «дети с особыми образовательными потребностями», «лица с ограниченными возможностями здоровья» поэтому в первой части лекции особое внимание уделяется диалогу и выяснению понимания личного аудиторией этих понятий, а также опыта столкновения с этой проблематикой.
Воспитательные: Формирование уважительного и терпимого отношения к детям и лицам с ОВЗ у практикующих педагогов.
Используемые технические средства: проектор, интерактивная доска, презентация (см. приложение).
Основные формируемые понятия: специальная педагогика, специальная психология, дефектология, инфантицид, отклонение, норма, функциональная норма, среднестатистическая норма, дефект, первичный дефект, вторичный дефект, дети с особыми образовательными потребностями, дизонтогенез, социальная депривация, компенсация, коррекция, адаптация.План лекции:
Содержание и этапы лекции Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Приветствие, мотивация, проблемные вопросы:
Как вы думаете, что обозначают термины «дети с нарушением в развитии», «лица с ОВЗ»?
Кто относится к этим категориям?
Встречались ли вам такие люди в практической деятельности/жизни? 5
Время на ответы аудитории 5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 75
1 Вопрос аудитории:
Вспомните мировую историю и попробуйте сказать, как менялось отношение к «не таким» людям в течение истории человечества.
Поделитесь своей точкой зрения на проблему отклоняющегося развития.
Теория: Становление специальной психологии и педагогики в России и за рубежом. Этапы отношения государства и общества к инвалидам. 5
10
2 Вопрос аудитории:
Что на ваш взгляд можно назвать нормой, а что отклонением?
Существуют ли «нормальные» люди?
Теория: Понятие нормы развития. Условия нормального развития ребенка по А. Р. Лурия. Аномальное развитие. 5
10
3 Вопрос аудитории:
Чем, по-вашему, могут быть обусловлены нарушения в развитии?
Какие типы нарушений можно выделить?
Теория: Дефект. Структура дефекта. Причины нарушений в развитии. Классификация видов дизонтогенеза. 5
10
4 Вопрос аудитории:
Отличается или нет, на ваш взгляд, развитие особого ребенка от «нормального»?
Будет ли ребенок с ОВЗ проходить все стадии развития как и в норме или какие-то отличные?
Теория: Особенности психического развития особых детей. 5
10
5 Вопрос аудитории:
В чем же заключается главная задача изучаемой дисциплины?
В чем отличие от общей психологии и педагогики?
Какова ценность этих знаний для общества в целом, педагогов, учащихся?
Теория: Практические задачи специальной психологии и педагогики 5
10
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Подведение итогов, рефлексия.
Изменилось ли ваше представление о людях с ОВЗ после лекции?
Прощание. 5
Контрольные вопросы:
1.Охарактеризуйте предмет и задачи изучаемой дисциплины. Как вы представляете соотношение составляющих ее наук?
2.В чем сущность и значение для работы педагога понятий «средне-статистическая норма развития», «функциональная норма развития»?
3.Каковы условия нормального психического развития ребенка?
4.Какие факторы отклоняющегося развития вы можете назвать?
5.Раскройте общие закономерности отклоняющегося развития.
6.В чем сущность учения Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефектах развития? Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?
7.Классификация детей с отклонениями в развитии по В.В. Лебедин-скому. Что легло в основу данной классификации?
8.Каковы основные параметры дизонтогенеза?
Перечень литературы и учебно-методических материалов:
Основная
Специальная педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; ред. Н.М. Назарова. – 9-е изд. – М.: Академия, 2009. – 400 с.
Цыренов В.Ц. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие для студентов университета. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2011. – 168 с.
Дополнительная
Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1999.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. – М., 1985.
Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2000.
Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М., 2002.
Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2000.
Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.