Конспект урока с использованием элементов музейной педагогики
Занятие в школьном краеведческом музее. 1-4 класс
Тема: Необычные истории обычных вещей.
Цели: познакомить учащихся с предметами старины, их назначением в прошлом;
развивать у детей представление об истории своей малой Родины.
Ход занятия.
Учитель (работник музея):
-Из далёкой старины
Эти вещи к нам пришли
Если в руки их возьмёшь
И рассмотришь, то поймёшь,
Для чего они нужны,
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили.
Ученик: Вещи, которые вы сегодня увидите, долгое время служили человеку, делали его жизнь легче, а сейчас занимают почётное место в школьном музее. Давайте представим, что мы попали на кухню русской избы. В нашем крае в далёкие времена кухню называли «переборкой». И так, мы в переборке. И тот предмет, который нас встречает, может рассказать о себе так:
Был я копан, был топтан,
Был на кружале, был на пожаре,
Был на базаре.
Сколько было сил, всю семью кормил,
Сам терпел - ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал.
А как пал, так и пропал.
Выбросили за окно,
И собакам не надобен.
Что же это такое? (горшок из глины) Демонстрируется горшок.
Учитель:
- В нашей местности был широко развит гончарный промысел. Горшки изготавливались для себя, но в большей степени для продажи. Глину сначала копали, затем замешивали: мяли руками или топтали ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливали горшки. Ни одна семья не могла обходиться без горшков: в нём варили щи и кашу. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол.
( Предлагается детям, прихватив горшок полотенцем поставить его на стол).
Когда горшок становился старым и трескался, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям, правда, в печь его больше не ставили.
Ученик:
- У горшка был соперник, который никогда не бился. Отгадайте что это?
Чернец – молодец, в красно золото залез.
До смеху хохочет, выскочить хочет. (чугунок)
Учитель:
- Чугунок был так же, как и горшок не заменим в хозяйстве. По весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь.
(Предлагается детям сравнить по весу чугунок и горшок).
Учитель:
- А чем ещё похожи чугунок и горшок? (формой). Как вы думаете, почему их делали одинаковыми по форме? ( высказывания детей).
Ученик:
- Предлагаю вам ещё загадку.
-Не бык, а бодает,
Не ест, а хватает,
Что схватит, отдаёт,
А сам в угол идёт. ( ухват). Демонстрируется ухват.
Учитель:
-На каждой кухне был ухват. Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок – вот вам и «копна на рогах». Брала хозяйка ухват за длинную ручку «хвост». Почему же ухват и чугунок одинаковые по форме?
( Дети пробуют поставить чугунок в печь с помощью ухвата).
Учитель:
- На кухне в русской избе всегда находилась вещь, которой, казалось бы совсем там не место. Догадайтесь что это?
- Плывёт паром, уголь в нём. (утюг).
- Почему же утюг мы встречаем на кухне? ( Предположения детей).
- Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту печи, а в некоторые хозяйка накладывала горячие угли. Угли нагревали утюг, и можно было гладить. Чтобы угли дольше не остывали , нужно было утюгом размахивать, в отверстия (показать) проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались. ( Продемонстрировать).
Учитель:
- Теперь предлагаю вам пройти в прихожую, раньше её называли «куть». В кути, на видном месте стоит пара вещей о которой можно сказать так:
Ученик:
- Спинка есть – брюха нет,
Голова есть, да без мозгов,
Уши есть, да не слышит.
Подвяжешь – идёт,
Развяжешь – лежит.
-Про этот же предмет говорили:
Из липы свито дырявое корыто,
Днём заперто, а ночью открыто,
В лес идёт – клетки кладёт,
Из леса идёт-перекладывает. (лапти)
- Производство лаптей в Буйском крае было распространено повсеместно. Считалось, что лапоть – обувь удобная и лёгкая. Такой обуви, как говорили наши прадеды, нога радуется. В лаптях работали как летом, так и зимой. За год крестьяне изнашивали до двадцати пар лаптей.
Лапти плели из лыка- тонко надранные с молодых липок лент из верхнего слоя коры. Про липу говорили: на это дерево можно залезть разутым, а спуститься обутым.
Подошва лаптя называлась спинкой, а передняя часть - головкой, ушками называли петельки, в которые вставлялись верёвки, чтобы лапоть подвязать.
Для изготовления лаптей нужны были колодки, которые тоже хранятся в нашей избе. Они использовались и для изготовления валенок, которые в нашем посёлке были обычным явлением.
( Дети примеряют лапти, пробуют в них ходить).
Ученик:
- Пройдем в коридор, в русской избе – сени. Там мы увидим « двух братьев пузатеньких» и «одного горбатенького». Что это за братья?
Учитель:
-Правильно. Это вёдра и коромысло. Для чего служило коромысло? ( учитель показывает как им пользовались).
Коромысла изготавливали в нашем посёлке из липы, а чаще из сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали сначала вручную, а потом с помощью специального приспособления. Коромысла были каждой семье.
( Дети пытаются взять коромысло, поддеть им вёдра).
- Вот такие необычные истории об обычных вещах мы узнали. Эти вещи жили – были и хозяевам служили.
Ученик:
-А теперь они в музее,
Чтобы все на них смотрели
И гордились стариной,
Так, как я и мы с тобой.
Литература: Пословицы. Поговорки. Загадки. М., 1997г.
«Буйская земля» Книга для чтения по краеведению. Кострома 2002г.