Использование песен на уроках английского языка как комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения


Хлызова Анастасия Константиновна,
учитель английского языка
МАОУ «Кондратовская СОШ»
Пермский район
Использование песен на уроках английского языка
как комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ориентирован на становление личностных характеристик ученика. Современный выпускник школы должен стать креативной и критически мыслящей личностью, социально активной, уважающей закон и правопорядок, осознающей свою ответственность перед обществом и государством, уважающей мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог.
Использование песен на уроках английского языка помогает развивать вышеперечисленные личностные качества, а также осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.
При написании данной работы была поставлена цель:
- изучение, выделение значения и роль песенного материала при обучении английскому языку.
Предполагалось решить следующие задачи:
- изучить и выделить роль музыки и песен в изучении английского языка;
- выделить роль песни при обучении английскому произношению;
- выделить особенности аутентичной песни как одного из элементов национально – культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе;
- выделить особенности песни как методического приема при фонетической отработке английских срединных сонантов;
Новизна исследования заключается в изучении и обобщении современного уровня проблемы, в попытке представить собственную точку зрения.
Сфера применения – уроки английского языка в средних учебных заведениях.
Идея использования разнообразных средств эмоционального воздействия (прозы, поэзии, песен, музыки, живописи) на обучаемых в обучении иностранным языкам, не нова. Необходимость внедрения в практику обучения материалов, которые обеспечивали бы не только овладение иностранным языком, но и способствовали духовному воспитанию и формированию эстетического вкуса обучаемых.
В настоящее время отбор учебных материалов строится не на чисто лингвистическом, а культуроориентированном, коммуникативном, личностном подходе, что позволяет использовать ценные в культурном отношении, аутентичные иноязычные материалы.
Для того чтобы сделать обучение эмоционально насыщенным, во многих учебных курсах используется оригинальный или специально созданный для учебных целей музыкальный и песенный материал, но порой бывает этого не достаточно, да и не каждый учитель использует данный материал на своих уроках. Сами по себе песни могут применяться для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Однако еще более ценными они могут быть в том случае, если их использовать творчески для преодоления расстояния между удовольствием слушания (пения) и коммуникативным использованием языка.
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания». Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется незнающему грамоты. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас. Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе.
Сформулируем методические преимущества песен в обучении иностранному языку:
песни, как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения;
в песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации;
в песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувств языка, знания его стилистических особенностей;
в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции;
песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. (Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата);
разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д.;
песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;
песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.
На уроке иностранного языка песни чаще всего используются:
1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
2) для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;
3) как стимул для развития речевых навыков и умений;
4) как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Использование песен для обучения любому иностранному языку может начинаться с самого раннего возраста. Соавтор книг для чтения (начальный этап) и создатель тематического словаря на французском языке - Г.А. Чесновицкая считает, что методика обучения малышей иностранному языку базируется на четырех видах работы: игре, движении, музыке и наглядности. Они помогают повысить качество обучения, добиться лучших результатов при постоянном взаимодействии между собой. Именно использование песен, на изучаемом языке, включает в себя все эти четыре вида работы и это весьма актуально на начальном этапе обучения английскому языку в начальной школе и далее. Стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодежи песни, следовательно, в средней и старшей школе использование песен будет так же актуально. Можно предложить самим учащимся принести их на урок в записи. Наиболее удачными в плане развития навыков устной речи являются те музыкальные произведения, которые созвучны изучаемым темам или текстам, помещенным в учебнике: «Времена года», «Внешность и характер людей», «Спорт», «Театр», «Музыка», «Живопись». Для обучения английскому языку полезно использовать Total Physical Responce - TPR, то есть дети учатся через изображение мимикой, жестами и движениями того, о чем говорят или поют. Для этого идеально подходят песни. И чем младше дети, тем полезнее и важнее использовать TPR. Песни, в которых лексика учится через движения, например “If you happy”, “Head and shoulders”, помогают лучше освоить лексику, выучить команды, отработать любую лексическую тему.
Как показывает опыт, целенаправленные (т. е. посвященные какому-либо определенному звуку) песни в сочетании со специальными фонетическими упражнениями — короткими фразами, включавшими звук, в произнесении которого тренируются учащиеся, являются действенным стимулом для тщательной самостоятельной отработки английских звуков. Представляется целесообразным использование песен на всех этапах и уровнях овладения иностранным языком.
Можно предложить следующий список песен для использования на уроках:
Для начинающих: The Alphabet Song; All together, Now! ( the Beatles), “Brother John”, etc.
Для продолжающих: Yesterday; Yellow Submarine (the Beatles); I’m Sailing (R. Stewart); Numb (Linkin Park); Love Me, Tender (Elvis Prestley); Hotel California (Eagles); Money, Money; I Have a Dream (ABBA); My Heart Will Go On (S. Dion); Bring Me To Life (Evanescence); Frozen (Madonna); etc.
Также используются традиционные, народные песни, в том числе посвящённые английским праздникам Halloween, Christmas, St.Valentine’s Day.
Существует множество упражнений и приемов использования песен в процессе обучения английскому языку. Вот те, которыми пользуюсь на своих уроках:
«Песенный диктант».
“Line-by-line mingle” (Put the lines in the correct order).
“Picture gaps” или замена слов картинками.
“Singogloss”
“Split song” или разделенная песня.
«Snowball» каждый последующий обучающийся повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.
« Complete the phrase» учитель произносит начало фразы, обучающиеся заканчивают.
Использование песенного материала повышает активность обучающихся, делает занятия по грамматике более увлекательными, помогает овладеть программным лексико-грамматическим материалом учебного курса легко и быстро.
Песни должны быть аутентичны, доступны в информационном и языковом плане, эмоциональны, проблемны и актуальны, а также песни должны отвечать возрастным особенностям учащихся.
Из всего сказанного следует, что поддерживая интерес к языку как средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю своеобразной культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Это могут быть и лучшие образцы музыкального, в частности песенного творчества на изучаемом языке как его содержательного компонента.
Итак, можно сделать такие выводы:
Песня, как и проза, создаваясь и функционируя в обществе, прежде всего в своем, идейно-художественном качестве, может рассматриваться:
как источник объективной информации (текст - зеркало жизни и культуры народа);
как источник идейно-художественной информации (текст - художественное произведение);
как источник языковой и лингвистической информации (текст - репрезентант языковой и речевой системы).
При этом в школьных условиях музыкальные и поэтические выразительные средства обладают по сравнению с прозой рядом преимуществ, а именно: конденсацией мысли и образа, повышенной эмоциональностью, ритмической повторяемостью. Ритмическая повторяемость, кстати, являясь одним из сильнейших фасцинативных (физических, зрительных, слуховых, экологических и т.д.) факторов, заставляет человека сконцентрировать внимание и способствует непроизвольному запоминанию материала.
*Песни на уроке английского языка оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико– грамматического материала.
* Использование песен способствует развитию у детей интереса к изучению английского языка.
*Песни активизируют учебную деятельность и являются способом расширения и обогащения словаря учащихся.
* Использование песен на уроках английского языка способствует развитию музыкального слуха, а также эстетическому воспитанию учащихся.
* Использование песен на уроках английского языка обогащает учащихся знаниями страноведческого характера, даёт возможность узнать про культуру страны, язык которой изучается.
В заключении хотелось бы отметить, что использование песен создает психологически благоприятный климат и комфортную атмосферу в классе. Приемы работы с песнями делают урок лёгким, интересным и запоминающимся и вносит живую струю в ход урока, создавая эффект новизны. Любой материал на песенной основе запоминается легче и быстрее, прочнее и откладывается в долговременной памяти обучающихся. Но музыка – это не самоцель и не развлечение на уроке, а  естественная ее часть, которая должна вплетаться в сюжет урока и благоприятно воздействовать на мотивационную сферу обучающихся.
И главное, учитель должен стремиться к тому, чтобы процесс обучения не был монотонным механическим воспроизведением изучаемого материала, учитель должен увлечь своих учеников, чему в значительной мере способствует работа над рифмовками, стихами и песнями.
Желаю благополучного использования музыкального материала на ваших уроках.