Методический материал Через индивидуализацию к повышению качества обучения


Через индивидуализацию к повышению качества обучения
Технология ИСУД как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении
Согласно требованиям ФГОС деятельность учителя в новых условиях требует от него высокой профессиональной компетентности, позволяющей «увидеть» всю совокупность учебно-познавательных «инструментов» каждого ученика (каковы внутренние ресурсы – знаю, умею, могу, хочу; насколько они развиты) и результативно использовать эти знания в проектировании учебного процесса.
Современный учитель обязан проектировать индивидуальные траектории развития обучающихся, то есть обучать не всех, но каждого.
Учитель должен всегда знать, кому, когда и зачем он нужен, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха каждому ученику. А для этого он должен иметь разнообразные и хорошо организованные ресурсы обучения.
Дифференцированное обучение – учет индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах.
Индивидуализация – это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.
Учебно-материальное и информационно-методическое обеспечение: это все материалы и средства, которые использует преподаватель для осуществления учебного процесса.
Одним из таких средств является «Картотека учебных заданий по химии как ресурс реализации индивидуальных образовательных траекторий и программ», разработанная на основе технологии учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности обучающихся (технологии ИСУД).
Этот материал опубликован: Г.Г. Лысова, Г.Г. Галеева «Картотека развивающих заданий для школьного курса химии». Методическое пособие для учителей химии по реализации требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам. Издательство «5 за знания». М.- 2015.

Картотека представляет собой матрицу, в которой для каждого из 100 заданий показаны все внутренние ресурсы ученика, необходимые для успешного выполнения этого задания.
Другими словами такая характеристика задания представляет его дидактический потенциал, то есть перечень инструментов ученика из его «виртуального» портфеля внутренних ресурсов, которые необходимы для выполнения данного задания. А каждое использование такого инструмента развивает данный внутренний ресурс.
Практика показывает, что учителям не так легко удается рассмотреть в задании его дидактический, развивающий потенциал.
Предлагаемая картотека учебных развивающих заданий должна помочь учителю химии подобрать комплекс заданий целенаправленно развивающих учеников средствами предмета.
Она может быть использована при организации и проведении уроков, внеурочных мероприятий, индивидуализации домашних заданий.
Очень важным и необходимым для индивидуального подхода в обучении на моих уроках является Помогатор для ученика «Сам себе учитель».
В нем два раздела:
Опорные конспекты по химии
Познавательные УУД (алгоритмы действий ученика для формирования и развития ПУУД).
Это пособие всегда в доступе для ученика (в кабинете химии на рабочем столе).
А учащиеся 5,6,7 классов постепенно создают собственный помогатор в процессе изучения метапредметного курса «Сам себе учитель», включающий памятки по формированию и развитию всех видов УУД: регулятивных, познавательных и коммуникативных.