Работа молодежных общественных объединений как одно из условий реализации образовательной деятельности МБОУ «Лицей «Сигма»


В.Н.Буравцова
г. Барнаул
Работа молодежных общественных объединений
как одно из условий реализации образовательной деятельности
МБОУ «Лицей «Сигма»
Основная задача школы видится в формировании социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. В концепции лицея «Сигма» определена его генеральная цель - формирование и развитие свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой личности, готовой к самоопределению и самореализации в окружающей действительности на основе сотрудничества с детьми независимо от их национальности, отношения к религии и политике, готовой к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.
В связи с этим в воспитательном процессе лицея происходят качественные позитивные изменения: активно осваивается проектная деятельность, проводятся воспитательные мероприятия по принципу коллективного творческого дела, используются современные образовательные технологии во внеурочной занятости учащихся. Каждый ученик может проявить свои творческие, лидерские и другие способности, организовать свой досуг.
В лицее организована работа с талантливыми, одаренными, способными детьми. Педагогический коллектив придерживается точки зрения, что в настоящее время в современной школе необходимо провести изменения по следующим направлениям:
Преодолеть разрыв между обучением и воспитанием;
Организовать учебно-воспитательный процесс на основе диалога и сотрудничества всех его участников;
Работу строить с учетом интересов школьников и социального заказа семьи и общества;
Перейти от использования пассивных методик преподавания, воспитания и развития к активным, создавая условия для более эффективной адаптации и социализации учащихся.
Эти направления деятельности в лицее реализуются через работу молодежных общественных объединений. Их цель - заложить основы диалога и творчества. Проживание и взаимодействие детей в молодежных объединениях уникальны тем, что связаны с реальной жизнью ребенка, его семьи, ученического коллектива. Здесь школьники начинают понимать то общество, в котором живут.
Юные социологи в объединении «В будущее с наукой» активно используют социологические методы: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, контент-анализ, эксперимент. Процесс подготовки исследовательских работ - многоуровневый, имеет преемственный характер Исследовательская работа требует креативности, познавательного напряжения, развивает сотрудничество. Мышление детей становится более гибким и творческим. Члены объединения получают навыки групповой работы.
Главная задача руководителя - создание условий для развития познавательного интереса, творческого потенциала ребенка. Для этого необходимо предоставлять инициативу учащимся, используя технологии развивающего обучения, методики «дозированного неуспеха» и «развивающего дискомфорта».
Как происходит выбор тем для исследовательской работы? Часть тем предлагает руководитель, другие выбирают сами лицеисты или получают «социальный заказ» от администрации лицея. Примеры некоторых тем, вызвавших наибольший интерес учащихся: «Патриотизм как ценность современной идеологии России» (в представлении старшеклассников МОУ «Лицей «Сигма»), «Клонирование человека как глобальная проблема современности в представлениях различных социальных слоев города Барнаула», «Формирование здоровой идентичности ребенка», «Проблема суицида молодежи. Отношение старшеклассников лицея «Сигма» к данной проблеме», «Ценностные ориентиры современной молодежи» (на примере лицеев и гимназий города Барнаула), «Смертная казнь в представлениях различных социальных слоев Алтайского края», «Жизнь как ценность в представлениях выпускников школы», «Отношение старшеклассников к проблеме борта», «Семья, как ценность в представлениях старшеклассников», «Особенности межличностных гендорных взаимоотношений молодежи в возрасте от 15 до 17 лет».
Исследовательская деятельность требует серьезных усилий, значительных затрат времени, порой и материальных средств. Научному обществу учащихся посильна такая деятельность, как разработка социального проекта с социологическим исследованием. В 2010 году защищен проект «Социальный портрет современного российского общества», 15 программ микроисследований (социальный портрет политической элиты, бюджетников, молодежи, пенсионеров, врачей, педагогов, бомжей, беспризорников, преступников, бизнесменов, дворников) были представлены на традиционной 19-й научно-практической конференции школьников «Мы-будущее XXI века». Двое учащихся посетили приют для несовершеннолетних и социальную гостиницу для бездомных: опросили работников службы, изучили ее структуру и функции, побеседовали с обитателями этих учреждений. Другие юные исследователи сделали контент-анализ фильмов - «боевиков» и ужасов. Учащиеся пришли к выводу о влиянии содержания фильмов на рост преступности, жестокости, вандализма. Группа молодых исследователей опросили родителей «Позволите ли вы своим детям бесконтрольно смотреть подобные фильмы? Какие качеств личности они развивают? » В условиях информационного общества невозможно запретить ребенку потребление той или иной информации. Научное общество учащихся вырабатывает критическое, осмысленное отношение к ней. Ученик в процессе исследовательской деятельности приобщается к культуре научного исследования, развивается как субъект познания, получает свои собственные эмпирические результаты, развивает коммуникативные способности.
Среди разнообразных молодежных объединений ( «Мой регион» (краеведы), «Молекула права»(правоведы), «Гео и Био» (географы, биологи и экологи), «Клио» (историки), «Клятва Гиппократа» (медики), «Русичи», «Юный журналист», «Мода и стиль» (модельеры), «Крош» (волонтеры), «Патриот» и др.), действующих в МБОУ «Лицей «Сигма» важное место занимает театральная студия «Звезда», которая существует с 1996 года. В ней занимаются учащиеся 10-11 классов. Они становятся актерами, костюмерами, художниками, декораторами, поют романсы, читают стихи, танцуют вальс, полонез, кадриль, менуэт. Театр открывает страницы классики, заинтересовывает их идеями и образами прошлого, устанавливает живые связи между творчеством писателя прошлых веков и современностью.
За 17 лет работы руководителем театральной студии Семкиной Татьяны Николаевны были написаны сценарии и поставлены спектакли, посвященные жизни и творчеству А.С.Пушкина («Да здравствует Лицей!»), М.Ю.Лермонтова («Как часто пестрою толпою окружен...»), И.С.Тургенев («Как хороши, как свежи были розы...»), А.А.Фета(«Гори, гори, моя звезда...»), С.А.Есенина («Черною тенью тиснутый портрет») и др.
Все театральные постановки строятся на основе интегральной технологии. Театр, музыка, хореография, литература - все переплетается в ней. Учащиеся театральной студии, прикасаясь к искусству, чувствуют уверенность в собственных силах, духовно раскрепощаются, вовлекаются в новый, более высокий мир эмоций, чувств, благодаря чему происходит активное формирование нравственных и эстетических позиций школьников.
Руководители объединения «Патриот» - А.Л.Малютин и Р.В.Малютина, с 2010 года- Ипатова С. В. организуют встречи детей, внуков и родственников алтайских воинов, погибших в 1941 году на Ребольском направлении Карельского фронта. В ходе встреч представители делегации Алтайского края, побывавшие в сентябре 2008 года на торжественно-траурном митинге в с.Ругозеро Карелии, рассказали собравшимся о проделанной работе по увековечиванию памяти воинов Алтая, погибших на Карельском фронте. Рассказы сопровождались просмотром видеофильма, снятого во время визита нашей делегации в Карелию. Родственникам погибших были отданы найденные на месте боя личные вещи бойцов. После возвращения из Карелии продолжается активная работа объединения: ведем поиск родственников воинов, увековеченных на мемориале, организуются встречи с ними, с учащимися школ, училищ, музеев города Барнаула, города Бийска, Косихинского, Первомайского районов.
Учащиеся, занимаясь исследовательской работой, пишут сочинения «Мы не знали войны, но мы помним о ней», рассказывают о героизме и мужестве наших бойцов, экспонируют привезенные с поля боя израсходованные гильзы, фрагменты оружия, солдатский ремень, стеклянные фляжки, которые были изготовлены по военному заказу в годы войны н стекольном заводе поселка Акутиха Быстро-Истокского района, демонстрируют фотоматериалы
и видеофильмы. Свою работу объединение «Патриот» посвящает светлой памяти защитников Родины, отдает дань уважения к ним.
В рамках юношеской общественной организации «Лицейская республика» организует свою работу Пресс-центр, деятельность которого осуществляется в соответствии с образовательной программой МБОУ «Лицей «Сигма». Она предусматривает:
организацию обратной связи с учащимися по вопросам обучения и воспитания;
развитие навыков ученического самоуправления и соуправления в школе;
активизацию детско-юношеской самодеятельной печати;
помощь детям, склонным к журналистскому творчеству;
участие во Всероссийском проекте «Газета в образовании», в конкурсах и выставках детско-юношеской самодеятельности и печати.
История Пресс-центра лицея началась с 1999 года.
В течение четырех лет работала в Пресс-центре Катя Зверева, необыкновенно одаренная яркая девочка, ныне студентка Российского государственного социологического университета в Москве. Ее материалы представлены в школьной газете, они интересны, полемичны. Она серьезно пишет прозу, много работает над собой, у нее есть все - чувств, мысли, слог, стиль. Ей есть что сказать людям.
Это яркие юные журналисты, но пишут в лицее очень многие. Пресс-центр приобщает к этому даже пятиклассников. Они откликаются охотно, потому что самое главное, что дает работа в Пресс-центре, найти друзей по интересам и возможность самовыразиться.
В течение десяти лет в МБОУ «Лицей «Сигма» работает Летняя, а с 2008 года - и Зимняя школы НОУ «Эрудит», где детей вооружают первыми навыками исследовательской деятельности, учат правильно строить свои
выступления, держаться перед аудиторией, знакомят с основами экспериментальной работы, которые важны не только для будущих ученых, но и для специалистов любой сферы деятельности. Анализ анкет слушателей Летней школы позволяет педагогическому коллективу лицея изменять некоторые подходы к организации НИР в зимний и летний период. Два-три дня программы планируются выездными: в Дом ученых, Краевой архив, НИИ водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук, экологический центр, Ботанический сад АГУ, лаборатории. В программу Летней школы включены презентации исследовательских проектов, экспериментальных, реферативных, исследовательских работ учащихся, получивших признание у экспертов города, края, Российской Федерации. Рецензии работ, наблюдение за первыми шагами учащихся свидетельствуют об освоении опыта творческой, научно-исследовательской деятельности. Лицеисты охотно посещают Летнюю школу НОУ, так как им действительно там очень интересно. Программа занятий, с одной стороны, весьма насыщена, с другой - очень разнообразна. Занятия построены по принципу решения локальных проблем, то есть в течение 2-4-х часов рассматривается какая-либо современная научная проблема, которая выходит за рамки учебной программы. Как правило, в Летнюю школу НОУ приглашают преподавать или молодых и перспективных вузовских преподавателей, или учителей школы, которые постоянно совершенствуются не только методически, но и научно-теоретически.
На вопрос, нужна ли старшеклассникам Летняя школа НОУ, ответ однозначен - конечно же, нужна. Так единогласно считают сами лицеисты и преподаватели Летней школы.
Из анкет слушателей Летней школы НОУ» Эрудит»-2011:
Что Вам больше всего запомнилось в эти дни?
Методы исследования, особенно кейс-метод;
творческие задания и тренинги;
обширные знания учителей;
выезды в Центр научно-технической работы и архив;
реконструкция «духа эпохи» в микрогруппе на практикуме;
все понравилось, особенно наукоемкая лекция в архиве «Эпоха и личность в письмах». Устная история - это, наверное, мое;
• выезды из «Сигмы» и встречи с вузовскими преподавателями. Наукой заниматься всерьез трудно! НОУ «Эрудит» со своими традициями - это то место, где ученик может найти себя, многое попробовать, где он адаптируется к конкуренции, тренирует волю, характер, получает новые знания - интеллектуальную собственность человека. Знания, приобретенные в НОУ «Эрудит», оказываются востребованными как в будущей учебе, так и в будущей деятельности, поэтому работа научного общества учащихся рассматривается в МОУ «Лицей «Сигма» как одно из важнейших направлений развития образовательного процесса.
С октября 2006 года на базе лицея было создано молодежное общественное объединение «Мой регион». Главная задача - активизировать творческую деятельность учащихся в рамках проектной краеведческой работы.
Цели и задачи проектной деятельности в рамках объединения «Мой регион»:
направить творческую деятельность учащихся (научную, художественную, социальную и иную) в социально востребованное для региона русло;
воспитывать у учащихся и молодежи патриотические чувства (гордость за свою малую родину, стремление быть полезным своему региону, желание узнать историю и культуру, традиции своего края);
объединить усилия учащихся и педагогов в регионоведческом направлении, способствуя раннему вхождению детей и подростков, юношества в социальную и культурную жизнь региона;
популяризовать социальную активность, чувство причастности к происходящим переменам в социуме, стремление внести свой вклад в развитие региона;
-способствовать социализации детей, имеющих ограниченные возможности,через активную творческую деятельность.
Члены объединения посещают музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки города Барнаула и других населенных пунктов края с целью знакомства с культурной жизнью региона, встречаются с выдающимися творческими людьми города и края, работают с документами и литературой краеведческого содержания в библиотеках и архивах города, участвуют в проекте «Газета в образовании», организованном Издательским домом «АЛТАПРЕСС», позволяющем динамично следить за новостями социальной и культурной жизни края, а также включаться в нее через газету «Свободный курс».
Участники объединения «Мой регион» представляют семьи, незащищенные или слабо защищенные в социальном плане (неполные, малообеспеченные). Основная масса участников творческого объединения -ученики, обучающиеся на дому. Таким детям важно рано осознать, что они необходимы обществу. Для этого они должны узнать его с позитивной стороны, пользоваться теми духовными благами, которые всем доступны.
Главная цель молодежных общественных объединений - духовно-интеллектуальная самореализация детей, приобщение их к интеллектуальной и творческой деятельности, в различных областях науки, техники и культуры.