Специфика социально-педагогических задач детских общественных объединений
Специфика социально-педагогических задач детских и молодежных общественных объединений
Автор статьи: Щеглов Никита Евгеньевич, руководитель ДОО «Команда и Ты», педагог-организатор ГБОУ школа № 401, студент кафедры СКД, факультета ФСКТ СПбГИК (бывш. СПбГУКИ)
Детское общественное объединение объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. [1]Одной из особенностей развития современного детского общественного движенияявляется его неравномерное распределение по стране. Большая часть детских объединений сосредоточена в крупных городах Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.Однако социальная активность подрастающего поколения различается и по ряду критериев:
- по содержанию,
- по направленности видов общественных объединений и организаций,
- по степени скоординированности их усилий.
Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.В этом контексте важно определить специфику решаемых задач, позволяющих координировать действия на пути достижения эффективного результата.
Более точно «ДОО» следовало бы определитькак объединение молодых граждан РФ, объединённых не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а также совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.Вместе с тем, стоит отметить, что деятельность детских общественных объединений понимается исследователями социально-культурной сферы,как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации участников, что гарантируется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребёнка, федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». [1]
В сложившихся за последние годы в Российской Федерации социально-экономических условиях молодежные и детские общественные объединения успешно действуют как особый социальный институт, реализующий вариативные социально-значимые программы и проекты детей, подростков и молодежи, сущность которых состоит в нравственном и духовном воспитании юных граждан.Именно задачи воспитания инициативности, формирования гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, обучения основам общественной экспертизы и гражданского контроля наиболее актуальны в деятельности молодежных и детских общественных объединений. Наряду с этим в интересах общества деятельность данных общественных объединений должна быть направлена на достижение объединяющей эти задачи цели – воспитание личности, заботящейся о преемственности многопоколенных традиций и на создание благоприятных условий для:
строительства справедливого сообщества, уважающего достоинство каждого гражданина;
приобретения молодыми людьми новых знаний, навыков, развивающих их инициативность, творческий потенциал, умение отстаивать свои права и свободы, управлять рисками;
пропаганды ценностей межнациональной и глобальной солидарности;
развития молодежных групп, осмысляющих, формулирующих, защищающих и обсуждающих права и обязанности (клубы, религиозные конгрегации, профсоюзы, общественные движения, органы самоуправления)[2].
В то же время разнообразный спектр детских и молодежных объединений можно рассматривать как своеобразный социокультурный феномен, что проявляется в ряде определенных моментов, характеризующих специфику содержания и организации их деятельности:1. Детские и молодежные объединения как социально-педагогический проект.
Они не возникают спонтанно, а являются продуктом специальной организаторской работы взрослых и/или старших. (Как правило, по известным нам данным, стихийно возникшие организации либо быстро распадаются, либо превращаются в антисоциальные объединения). Созданию организации предшествует появление лидера или группы лидеров, выдвигающих некую идею, для реализации которой и создают организацию (в зависимости от того, кто становится создателем организации, она приобретает масштаб федеральной, региональной, муниципальной или локальной). Организация как социально-педагогический проект предполагает, что ее создатели заранее проектируют (а по ходу дела дополняют и уточняют): задачи, для решения которых она создается; необходимое для решения задач содержание жизнедеятельности и формы ее организации; адекватные задачам организационную структуру, символику, атрибутику и др.2. Детские и молодежные объединения – добровольные объединения.
Дети, подростки, молодежь входят в организацию по собственному желанию и обладают возможностью выйти из нее. Желание присоединиться к деятельности того или иного объединения обусловлено возрастными потребностями в общении со сверстниками, в самореализации и самоутверждении, стремлением чувствовать себя принятым сверстниками и ценимым ими. Поэтому они входят в те объединения, которые первоначально привлекательны для них какими-либо внешними признаками, или «за компанию» с приятелями. Если первое впечатление не обманывает, организация становится референтной для конкретного человека, т.е. он предпочитает ее другим группам членства и ориентируется на принятые в ней нормы и ценности. Референтность – необходимое условие длительного вхождения человека в организацию. Добровольное вхождение в объединение позволяет детям, подросткам, юношам и девушкам как субъектам социализации искать и находить благоприятные условия для решения возрастных задач, а также адаптации и обособления в социуме. 3. Детские и молодежные объединения как общество сверстников и фактор стихийной социализации.
Общество сверстников – это не обязательно одногодки, в него входят различающиеся по возрасту, но объединенные определенной субкультурой молодые люди. Исходя из этого, любая детская или молодежная организация представляет собой общество сверстников, в котором складываются межличностные отношения, проявляющиеся в характере и способах взаимодействия членов организации, а также в ее статусной и ролевой структурах.Общество сверстников – один из решающих микрофакторов стихийной социализации детей и молодежи. Существующее в рамках детской и молодежной организации общество сверстников приобщает ее членов к культуре взрослого общества, научая поведению, создает условия для решения социально-психологических возрастных задач (развития самосознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения) и т.д.4. Детские и молодежные объединения – воспитательный институт, т.е. институциональная форма относительно контролируемой социализации.В зависимости от того, кто создает то или иное объединение, может осуществлять тот или иной вид воспитания. В создаваемых концессиях – религиозное воспитание, в создаваемых контркультурными организациями (криминальными или тоталитарными, политическими и квазикультовыми) – диссоциальное воспитание, т.е. целенаправленное формирование у членов этих организаций антисоциального сознания и поведения. В создаваемых просоциальными субъектами (государственными и негосударственными организациями, группами лиц и отдельными лидерами) – социальное воспитание, т.е. планомерное создание условий для относительно целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации детей, подростков, юношей и девушек. Эти условия создаются в ходе взаимодействия членов детских и молодежных объединений, содержанием которого в общем виде является: организация социального опыта ребят, их обучения и просвещения, стимулирование самодеятельности, самообразования и позитивного самоизменения; индивидуальная помощь в решении проблем личностного становления.5. Детские и молодежные объединения как творцы и носители субкультуры.
В каждой организации со временем складывается специфическая субкультура – совокупность социально-психологических и социально-педагогических характеристик, позволяющая членам организации осознать себя в качестве некоего «мы», отличного от «они» (других представителей социума). К этим характеристикам относятся: ценностные ориентации; нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений внутри организации и вне ее; статусная структура; иерархия предпочитаемых источников информации; эстетические пристрастия; жаргон; фольклор; традиции; режим жизнедеятельности; стиль самоуправления и пр.Естественно, что в одних организациях фиксируются все или большая часть названных характеристик субкультуры, а в других можно обнаружить лишь некоторые из них. Но чем более развита субкультура организации, тем она сплоченнее и эффективнее, что, следовательно, позволяет рассматривать её как важное условие развития гражданского общества.[2]В Санкт-Петербурге, на данный момент, самой крупной детской и молодежной общественной организацией является Региональное Детско-Юношеское Гражданско-Патриотическое Движение(РДЮГПД) «Союз Юных Петербуржцев», включающее в себя около 50 школьных и районных объединений. В Колпинскомрайоне существует Ассоциация Детских и Молодежных Объединений «Созвездие Колпино», в которую входят 17 объединений, в том числе и то, которым руковожу я - ДОО «Команда и Ты» (ГБОУ СОШ 401). ДОО «КиТы» в своей деятельности реализует экологические проекты (субботники, высадка деревьев, создание скворечников), социальные (патронирование, акции «Открытка ветерану», «Открытка учителю») и творческие мероприятия в школе. В объединении 20 постоянных членов и около 30 учащихся, которые привлекаются для реализации проектной деятельности .
Нельзя не заметить, что, как правило, площадкой для формирования детских общественных объединений являются образовательные учреждения, прежде всего учреждения дополнительного образования детей, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодёжи и т. д. Объединяющим началом для детского и молодёжного движения России стало создание в 1992 году ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодёжных и детских объединений России», определяющей основной целью деятельности координацию молодёжных и детских организаций России для защиты и реализации их интересов, прав молодёжи и детей. В Национальный Совет входят 72 коллективных члена. Новым импульсом развития детского движения в России стало принятие Правительством Российской Федерации в декабре 2006 года Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации. В этом документе, рассчитанном на реализацию проектов до 2015 года, значительное место отводится деятельности детских объединений и всемерная их поддержка. В настоящее время в Минобрнауки России готовятся предложения по финансовой и организационной поддержке этих объединений в новых условиях [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что детские и молодежные общественные объединения, являясь неотъемлемой частью региональной системы образования, развивают в своей деятельности механизмы становления профессиональных, досуговых и личностных компетенций личности. При комплексном подходе этот процесс влияет на:
- эффективность развития духовно-нравственной, политической и правовой культуры личности,
- формирование экологического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении к законам государства и общества России,
- способность к личностному самоопределению и самореализации в динамично изменяющихся социально-политических условиях.
Список используемой литературы:
Интернет ресурс Википедия , Детское общественное объединение
Орлова Л.Н., Место и роль детских и молодёжных общественных объединений в воспитательном пространстве региона. – Орёл: Сборник методических работ, 2010. – с. 12