Статья «Роль личности учителя словесности в мыслительной деятельности учащихся. Технология полного усвоения материала. Из опыта работы»
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЛОВЕСНИКА В МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Дудникова Наталья Борисовна
Год, число и месяц рождения:
30 марта 1970 год
Национальность: русская
Образование: высшее педагогическое
Наименование ВУЗа: ДПИ
Специальность: учитель русского языка и литературы
Стаж работы: 19 лет
Место работы: школа №22
Казахстан, город Жезказган,
Карагандинская область
Пояснительная записка
«Воспитательную миссию словесника считал и считаю наиважнейшей, а необходимость строить преподавание литературы на более широкой и гибкой основе, чем все остальные дисциплины, насущнейшей и общегосударственной задачей», - писал Е.Н.Ильин в своей книге «Рождение урока».
Профессия учителя в наших условиях приобретает особое значение. Ведь учитель является лицом общества в воспитании детей, он ваятель духовного мира поколений юных людей и потому учитель должен развивать в ученике не просто
умную личность, а личность активную, всесторонне развитую.
Как учителю сейчас вызвать в своих учениках интерес к своему предмету, привить любовь к труду, учебе, утвердить их в мысли, что каждый обязан быть полезен окружающим?
Литература, как никакой другой предмет, учит детей жизни, развивает в юных душах мыслительные умения: формирует навыки работы с книгой, операции анализа и синтеза, конкретизации и обобщения.
2 основные задачи встают в связи с этим перед учителем – словесником:
раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения и формировать его читательские качества в области восприятия и оценки литературы.
Знакомство с методикой полного усвоения личности.
Считаю, что технология полного усвоения способствует во многом решению
этих проблем.
Как научить всему? Задаваясь этим вопросом, я обратилась к специальной
литературе и вычитала в журнале «педагогика и психология» о методике полного усвоения, используя которую американцы добились больших успехов в обучении учащихся.
В основе этой методики лежат идеи, выдвинутые американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б.Блумом. Блум указывал, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Согласно данной методике все учащиеся могут хорошо усвоить материал, включая и слабых учеников.
В методике существуют особые критерии выставления оценок (там, где сильный может получить за ответ тройку, слабому учащемуся можно поставить и «4»).
По данной методике ученики класса делятся на 3 категории:
1)малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
2) талантливые (около 50%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, эти дети могут учиться в высоком темпе;
3) обычные учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.
Можно в каждую группу посадить несколько сильных учеников для помощи другим детям. Текст дети читают прямо на уроках в группах или индивидуально (по желанию). Через 6-7 уроков, когда все ученики до единого сдали учителю или в группах изученный материал, учитель проводит контрольный срез. Если результаты хорошие (нет троек), то опыт удался. Если есть недочеты в работах отдельных детей, то еще один урок проводится для коррекции ошибок и снова проводится срез, уже итоговый.
Отличительная черта обучения на основе модели полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь все учащиеся.
ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА.
1.Подготовительный этап. Анкетирование и анализ.
2.Общая установка на работу по методике полного усвоения: понимание задач, поставленных перед каждым учеником, объяснение целей эксперимента . Ориентир детей на достижение определенных результатов(определение эталона).
3. Обучение. Работа в группах и в парах. Изучение и анализ текста.
4.Результаты обучения в форме среза.
Цель: выявить пробелы в знаниях детей.
5.Коррекция ошибок. Работа со слабыми детьми (учитель - ученик, слабый ученик - группа, сильный ученик – слабый ученик).
6.Контрольный срез (оценка полноты усвоения материала у каждого ученика и в целом).
7. Подведение итогов эксперимента: успешно прошел или нет.
АНКЕТА.
1.Как вы понимаете выражение учебный процесс?
2. Нужно ли учиться, то есть обучаться чему-либо?
3. Что должен уметь делать ученик во время обучения?
4. Какие педагогические технологии вам известны? Что вы знаете о них?
АНАЛИЗ АНКЕТ.
В анкетировании приняли участие ученики 7 и 6 классов (54 ученика). 48 учащихся из опрошенных правильно ответили на 1-й вопрос анкеты. Все без исключения согласились с тем, что нужно учиться. Отвечая на 3-й вопрос анкеты, ученики отмечали, что необходимо уметь слушать и мыслить, то есть размышлять на уроках. А 8 учащихся затруднились ответить на данный вопрос. И всего 9 учащихся смогли правильно ответить на последний вопрос анкеты о технологиях, упоминая лишь о КСО. Этот вопрос вызвал наибольшее затруднение у опрошенных школьников.
Позднее после проведенного эксперимента я вновь провела это же анкетирование,
на этот раз большая часть детей ответила более целостно и ёмко на те же самые вопросы. Значит, кругозор школьников расширился.
Планирование уроков.
1-2 уроки. Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Обратить внимание на ХП+ХВ и на пейзаж, его виды.
3-4 уроки. Анализ рассказа «Хамелеон».
5-й урок. Срез. Контрольная работа.
6-й урок. Корректировка ошибок.
7-й урок. Итоговая работа.
Вся информация фиксируется в таблицах.
Фамилия уч-ся
Устный ответ
Контрольная работа
Коррекция
Срез
1.Абенова Жулдыз
4
4
5
Каждая группа в начале урока получает вопросники.
1 урок. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕКОЙ РАБОТЫ.1 группа.
1.Как комическое выражается в заглавии рассказа Чехова «Толстый и тонкий»? Почему – это заглавие юмористического рассказа? Какой прием используется здесь автором?
2.Приведите примеры основных приемов комического в рассказе Чехова.
2 группа.
1.Рассмотрите образы - звуки, образы-запахи, зрительные образы
(формообразы + цветовой колорит), осязательные образы в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Выпишите примеры в тетрадь.
2.К какому из видов образов можно отнести героев Чехова?
3 группа.
1.Каково портретное описание героев? Докажите свою точку зрения.
2. Назовите элементы статического и динамического портрета.
Заполните таблицу.
Элементы статического портрета
Элементы динамического портрета
Материалы для 4-й группы.
4 группа.
1.Какой композиционный прием используется в рассказе?
2.Докажите, что перед вами рассказ. Выпишите определение из словаря и выучите его.
2 урок. А.П.Чехов «Толстый и тонкий».1 группа.
1. Определите виды художественного пространства (ХП).
Вид Виды ХП
Пр Примеры из текста
1.Ве Вертикальное пространство,
образ среднего пространства
ЗЕМЛЯ
2 группа.
1.Определите виды пейзажей.
Виды пейзажей
Примеры из текста
1. П Пейзаж вертикального нижнего про пространства.
ЗЕМ ЗЕМЛЯ
3 группа.
1. Определите виды ХВ.
Виды ХВ
Примеры из текста
1.Историческое время.
Н Найдите архаизмы в тексте. Зачем они нужны?
Прошлое России.
4 группа.
Определите тему и идею произведения.
2. Постройте модели ХП И ХВ. Докажите свою точку зрения.
3 урок. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН».
1 группа.
1.Почему рассказ называется «Хамелеон»?
2. Покажите, как комическое проявляется в речи героя Хрюкина и составьте ему характеристику.
Речь Хрюкина
Характеристика
2 группа.
1.Какой композиционный прием Чехов использует в рассказе «Хамелеон» и с какой целью?
2. Покажите, как комическое проявляется в речи героя. Дайте письменную характеристику чеховскому персонажу.
Речь Очумелова
Характеристика
3 группа.
1. Как вы понимаете слово «хамелеонство»? Какова идея рассказа «Хамелеон»?
2. Что в рассказе является комическим и трагическим?
4 группа.
1. Как называет Очумелов собаку? Сделайте выписки из текста.
Ругательные слова
Ласкательные слова
2. Найдите внешнюю деталь, с помощью которой автор передает внутреннее состояние Очумелова.
4-й урок. Работа по определению видов ХП, ХВ и видов пейзажей.
Дополнительные вопросы:
Приведите примеры основных приемов комического в рассказах Чехова.
Как Чехов относится к своим героям? В чем ,по-вашему, это выражается?
Какие чувства у вас вызвали оба рассказа? Кому из героев Чехова вы сочувствуете и почему?
Какую роль играет диалог в художественных текстах Чехова?
Определите тему и идею рассказа «Хамелеон».
Вспомните комические ситуации из вашей жизни и изложите в виде маленького рассказа.
5 урок.
Срез.
1 в.
Какой художественный прием используется в заглавии рассказа «Толстый и тонкий»?
Каково портретное описание героев рассказа «Хамелеон»?
Перечислите виды ХВ и виды пейзажей.
Определите идею рассказа «Толстый и тонкий».
Назовите элементы статического и динамического портрета (выписки из текста).
К какому виду образов относятся герои Чехова?
2 в.
1.Какой композиционный прием используется в рассказе Чехова «Хамелеон»?
2. Сравните Хрюкина и Очумелова. Обратите внимание на их речь и поведение.
3. Почему рассказ называется «Хамелеон»?
4. Перечислите виды ХП.
5. Найдите внешнюю деталь, с помощью которой автор передает внутреннее состояние Очумелова.
6. Определите идею произведения.
6 урок. Коррекция допущенных в срезе ошибок.
7 урок. Контрольная работа по вариантам.
Тесты для слабых школьников.
Тест (для слабых учащихся).
1в.
Как называется рассказ «Толстый и »:
А) худой; Б) маленький; В) тонкий.
2. Кто написал рассказ:
А) Пушкин; Б) Толстой; В)Чехов.
3. Кем были герои рассказа:
А) учителя; Б) чиновники.
4. Какой этот рассказ:
А) грустный; Б) смешной.
5.Кто из героев был женатым:
А) толстый; Б) тонкий.
6. Как звали тонкого в рассказе:
А) Миша; б) Порфилий; В) Нафанаил.
7. Где впервые познакомились толстый и тонкий:
А) в саду; Б) в школе; В) в университете.
8. Где впервые происходит встреча приятелей:
А) в парке; Б) в городе; В) на вокзале.
Тест (для слабых учащихся).
2в.
Что означает слово «хамелеон»:
А) порода лошадей; Б) порода ящериц; В) порода насекомых.
2. Кто является у Чехова хамелеоном:
А) мастер Хрюкин; Б) городовой Елдырин; В) надзиратель Очумелов.
3. Что конфисковал Очумелов:
А) корзину овощей; Б) яблоки; В) ягоды.
4. Почему собака укусила Хрюкина:
А) просто так; Б) он пнул собаку; В) издевался над ней.
5. Какая деталь показывает волнение Очумелова:
А) сигареты; Б) шапка; В) пальто.
6. Чья оказалась собака:
А) генерала; Б) брата генерала; В) купца.
7. Где происходит скандал:
А) на вокзале; Б) в парке; В) около склада.
8. Между кем происходит столкновение:
А) между Очумеловым и Елдыриным;
Б) между Хрюкиным и Очумеловым; В) между Хрюкиным и собакой.
9.Определите по жанру произведение:
А) повесть; Б) рассказ; В) роман.
Результаты эксперимента 2012 -2013 года.
В 7 «б» классе в эксперименте участвовало 27 человек. Из них написали работу на
«5» - 8, «4»- 19, нет ни «3», ни «2». Все даже слабые ученики, такие как Чуйкина Дарья, Сеногноев Петр и другие дети справились с заданием. Эксперимент удался!
В 6 «б» классе дети работали по теме «Античная мифология» и сразу же удачно написали работу. Самый слабый из учащихся 6-го класса – Нурханов Серик написал срез на «4».
Результаты среза: всего в классе -21 человек, из них писали работу – 20.
Из них «5» - 11, «4» -9, «3» и «2»- нет.
Эксперимент в 6 «б» классе успешно завершен.
Подобной методикой я пользуюсь с 2000 года.
Используемая литература:
«Учитель», редактор Дм. Ррудный, 1991 г. Москва.
«Педагогический поиск», 1987г, Москва.
Журнал «Педагогика и психология».
15