Конспект урока.«Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские»
Конспект урока по музыке для 4 класса.
«Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские»
Цель: познакомить обучающихся с просветителями славян Кириллом и Мефодием, пробудить в обучающихся чувство гордости за прошлое своей Родины.Задачи:
Образовательные: сообщить первоначальные представления о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки; Развивающие: Развивать познавательные процессы и творческие способности, Формирование навыков сравнения музыкальных, литературных, живописных произведений.
Воспитательная: Способствовать развитию нравственных качеств, формирование духовно-нравственной культуры.
Форма урока: интегрированный урок (музыка, история, живопись, литература).
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, фортепиано, иллюстрации из книг по истории, славянские шрифты, рисунки учеников.Словарная работа: святой, монастырь, летопись, величание, кириллица, гимн, равноапостальные.
План урока:
Организационный момент.
Историческая справка.
Введение в проблему.
Основной этап урока.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Историческая справка.
- Много веков прошло, многое изменилось на Руси с 988 года. На земле русской стали возводить храмы, писать иконы, строить монастыри, где собирались люди, посвятившие себя служению Господу. Их называли монахами.
Одним из первых монастырей был построен в Киеве и назван Печорский, потому что вначале отшельники собирались на молитву в дальней пещере на высоком берегу Днепра. Сотни богомольцев стекались в Киево – Печерский монастырь за молитвой и благословением. Много чудесных историй рассказывали те, кто побывал там: о трудолюбии монахов, об их милосердии, об усердной молитве за многострадальную русскую землю. До этого на Руси воспевали только богатырей и их подвиги, теперь же появился другой пример – высоты духа и чистоты помыслов.
Отныне на Руси при храмах служило «черное духовенство, то есть монахи, а в церквях службу отправляли священники, то есть «белое духовенство». Их одежды были расшиты золотом и серебром, чтобы подчеркнуть красоту православного обряда.
Церковная служба велась на славянском языке. Это было великим достижением того времени. Еще в IX веке два греческих монаха – Кирилл и Мефодий – совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что в литературе могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. А Кирилл и Мефодий не только создали славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги Священного Писания, чтобы простые люди могли услышать слово Божие на своем родном языке. Мы до сих пор пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Недаром братья – монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени.
В X веке на Руси было открыть множество школ, где дети и взрослые обучались письму, а в монастырях начали создавать библиотеки, ведь теперь стало возможным не только читать Священное Писание, но и записывать историю своей державы.
В IX веке в Киево – Печорском монастыре обосновался монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».
Запомните слова, которыми начинается эта книга: «Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и как прославилась Русская земля», ведь отныне эта история принадлежит вам!
2. Введение в проблему.
– Отгадайте загадку.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
– Это книга.
– С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаём много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились грамоте.
– Но в школе не всегда учили грамоте так, как учат сейчас. Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.
В старину учились дети –Их учил церковный дьяк.Приходили на рассветеИ твердили буквы так:А да Б – как Аз да Буки,В - как Веди, Г – глаголь.И учитель для наукиПо субботам их порол.Вот такой чудной вначалеНаша грамота была!Вот каким пером писали – Из гусиного крыла!Этот нож не без причиныНазывался «перочинным»:Очиняли им перо,Если было не остро.Трудно грамота даваласьНашим предкам в старину,А девицам полагалосьНе учиться ничему.Обучались лишь мальчишки.Дьяк с указкою в рукеНараспев читал им книжкиНа славянском языке.
– Что интересного вы узнали из этого стихотворения?
– На каком языке читали книги в то время?
– Да, вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука – это, если можно сказать младшая сестра славянской азбуки.
– Откуда же взялась славянская азбука? Сегодня на уроке наш разговор пойдёт именно об этом.
3. Основной этап урока.
– Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать.
У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме.
Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий.
Вообще у славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря памятникам славянской письменности мы не только знаем с точностью до года о начале появления славянской азбуки, но также имена создателей и их жизнеописание.
Какие же это памятники славянской письменности?
(На доске: «Житие Константина-Кирилла», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», «Повесть временных лет».)– Из жизнеописаний создателей славянской письменности мы знаем, что братья были родом из города Солуни. Теперь этот город называется Салоники. Найдём его на географической карте. Здесь кончалась Византия, а дальше шли необъятные земли славян, наших предков.
Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин.
Образование Константин получил при дворе императора Константинополя. Его ждала блестящая карьера, но он предпочёл удалиться в монастырь.
Но Константину не удавалось много времени проводить в уединении. Как лучшего веропроповедника, его часто посылали в соседние страны. Поездки эти были успешными. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Там он крестил до двухсот человек, а также взял с собою отпущенных на свободу пленённых греков.
Но у Константина было слабое здоровье, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил своё мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил ещё 50 дней, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года.
Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа.
– А теперь обратимся к историческим источникам, из которых мы можем узнать о начале славянской письменности. Обратимся к главному свидетелю первоначальной истории Руси «Повести временных лет».
(Чтение отрывка учащимися с комментариями учителя)
– Из этого отрывка мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов.
Царь вызвал к себе двух учёных братьев Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю.
Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.
– А теперь обратимся к другому источнику. Это «Житие Константина-Кирилла». Здесь тоже описывается просьба моравского князя Ростислава прислать учителя, который может изложить веру на славянском языке.
(Чтение учащимися с комментариями учителя)
– В житии Константина-Кирилла мы видим, что создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и откровение Божие.
– И азбука получила название кириллицы. Древнейшая книга на Руси, написанная кариллицей – Остромирово Евангелие 1057 года, на основе греческого алфавита просветителем Кириллом (Константином Философом). Первоначально кириллица состояла из 38 букв. Позднее учениками Кирилла были добавлены еще 5 букв. Из 43 букв кириллицы 25 заимствованы из византийского устава (один из видов греческого шрифта), а 18 построены самостоятельно для передачи отсутствовавших в греческом языке звуков славянской речи. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина. Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту. Буквы кириллической азбуки имели еще и числовое значение.
Загадки о добродетелях.
( на доске приготовлены таблички с написанными на них добродетелями).
Учитель Чтоб не плавать без ветрил,
Чтоб маяк пред вами был,
Исполнялась жизни мера,
Нам нужна лишь наша
Дети ВЕРА
Учитель Гордость шишки набивает,
А она и бед не знает
Гордость стонет и болит,
Словно дряхлый инвалид,
Не она всему оплот есть –
Перед Богом ценна…
Дети КРОТОСТЬ.
Учитель У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко.
Для души приобрету я у Бога
Дети ДОБРОТУ
Учитель Сердце милует слепых,
Слабых, нищих и больных,
И здоровых пожалеет;
Всякий ведь душой болеет!
Кто в старании усердный, тот зовется…
Дети МИЛОСЕРДНЫЙ.
-Какие добродетели были у святых Кирилла и Мефодия?
В Русской Православной Церкви лишь четыре человека несут в истории самое высокое звание святости – равноапостальное. Это княгиня Ольга, великий князь Владимир и братья Кирилл и Мефодий.
- Каково значение слова равноапостальные?
Великая заслуга братьев Кирилла и Мефодия в деле просвещения славянских народов:
- дали возможность славянским народам читать и молиться на родном языке;
- способствовали утверждению самобытного существования славян в Европе;
- их славный труд послужил фундаментом, на котором славянская культура
заняла почетное место в мировой культуре.
Память и слава Кирилла и Мефодия в России:
1574 г. - Первая печатная кириллическая азбука издана Иваном Федоровым.
1862 г. – 1000-летие начала правления династии Рюриковичей. Открытие в Великом Новгороде памятника «Тысячелетие России».
1869 г. – 1000-летие со дня кончины святого Константина – Кирилла.
1885 г. – 1000-летие со дня кончины святого Мефодия. Гимн святым Кириллу и Мефодию. Установление 11 мая (24 мая по новому стилю) общецерковной памяти святых Кирилла и Мефодия. Празднование Дня памяти святых Кирилла и Мефодия в учебных заведениях дореволюционной России.
1992 г. – Установление в России Дня памяти святых Кирилла и Мефодия как общегосударственного праздника.
1992 г. – Создание в Москве памятника святым равноапостальным Кириллу и Мефодию.
2007 г. – Президентом России этот год объявлен годом памяти Кирилла и Мефодия. Праздничные торжества пройдут по всей стране, а центром является г. Коломна.
Празднование Дня славянской письменности и культуры 24 мая.
Учитель Святые братья Кирилл и Мефодий создали письменность, чтобы славянские народы стали грамотными, чтоб книжная мудрость стала основой письменности и культуры. Теперь древнерусский язык принадлежит истории России, а его первооснова – церковно-славянский язык – это язык вечности.
♫ Звучит Гимн «Слава Вам, братья, Славян просветители».
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!
4. Подведение итогов.
Что мы знаем о создателях славянской азбуки?
В каком году была составлена славянская азбука?
Что такое «кириллица»?
Как называется древнейшая из сохранившихся на Руси книга, написанная кириллицей?
5. Домашнее задание: записать в творческую тетрадь свои впечатления.