Международная научно-практическая конференция Аларь — колыбель моя
Марактаева С.Н.
Аларский район
МБОУ Аларская СОШ
Международная НПК п. Бохан
Аларь - родная колыбель (2013г) Алайр үргэн дайдамнай
Адуу малаар баянхан.
Алдар залуу нүхэдүүднай
Аяг дуугаар баянхан.
У каждого из нас есть малая родина. Разве можно не восторгаться ею, забыть земляков, отчие края, где природа с какой - то неведомой силой привлекает и тянет к себе.
Мы нерасторжимо связаны мыслями о родном крае - где бы ни находились, как бы далеко от малой родины ни жили. Стало быть, мы сильны своими корнями, как сильны верными друзьями. Прекрасны родимые места! (1,С.6)
Говорят, что народ не зря живёт: что - то творит, создаёт необходимые ценности, накапливает знания, наблюдения, опыт жизни. Исстари у людей заведено, и это в их природе: забота старших о младших, сохранение памяти о добрых делах, прародителях.
Как отмечают многие историки (Д.Д. Нимаев, А.П.Окладников и др.), формирование бурятского этноса в основном завершилось к концу 19 века, его основное ядро составляли племена эхиритов, булагатов, хори и хонгодоров, и другие родовые объединения, примкнувшие к ним позже.
Аларь… Аларская степь…
Слово «Аларь» по-бурятски означает «покрываться (порастать) мягкой и густой растительностью». Так оно и трактуется в «Бурятско-русском словаре» К.М. Черемисова (М, 1973). Топоним «Аларь» происходит от якутского «Аларь», то есть открытая местность с редким лесом. (Ж.А.Зимин) (1,С.7)
Монголо-бурятский род, живущий в Иркутской и губернии в двадцатые годы, насчитывает: в Аларском хошуне 8 родов, Тунке 4 рода, Селенгинском аймаке бывшей Закаменского Иногороднего Управления 3 рода у Чикойских харанутов один род, все названные роды именуют себя «Хонгодорами». Говорят также, есть хонгодоровская кость и в Монголии. О хонгодорах имеются данные в «Чёрной вере» Доржи Банзарова, где упоминается, что хонгодоры при Чингисхане составляли целый полк и т.д. (см. «Чёрная вера» Д.Банзарова).
По словам замечательного бурятского этнографа, фольклориста, собирателя, одного из самых ярких представителей хонгодоров Аларской долины П.П.Баторова, сами хонгодоровцы не могут объяснить слово «Хонгодор или Хонготар». Итак, название кости хонгодор по сие время остаётся загадкою. Для разъяснения этого ныне забытого корня слова, Баторов предлагает следующее: не произошло ли это название кости от «Хан», то есть белый, например, лебедь называется Хон-Шубуун, что значит белая птица. Хон-модон, белое дерево, то есть берёза. Легендарное предание монголо-бурят гласит так: хори-монгольский предок был Хоридой, а жена его была Хон-Дангига, то есть Лебедь-Дева (небесного происхождения), вследствие чего шаманы возглашают и ныне «Хон-Шубуун гарбалнай, хори-монгол удхамнай!». Это значит, начало наше от птицы Лебедя, род наш от Хори-Монгола
Если допустить, опять же по Баторову, толкование «Хонгоhоо тарааhан хонготар», - что можно перевести от Хонга Лебедя распространившийся род или кость хонготар.
Как пишет Ж.А.Зимин, роды племён Хонгодор шли в Аларь из Монголии с конца 16 века и на протяжении 17 века. Возможно, миграция хонгодорских родов проходила вплоть до закрытия границы между Россией и Китаем по Буринскому трактату 1727 года. Путь их движения пролегал через Мон (Монды), по Иркуту, Китою, реки Белой до долины Алари. И на своём пути хонгодоровцы оседали в долинах этих рек. В наше время представители этих родов встречаются в Тунке, Оке, Закамне. Аларские роды племени Хонгодор: дүртэн, буруутхан, болдой, бадархан, хагта, ашхай, ашата, тайбжан.(2,С.14)
Известный исследователь бурятских родов и племён Г.Н.Румянцев относит хонгодоров к монголам. Однако, ни по языку, ни по материальной и духовной культуре хонгодоровцы не являются монголами. А вот Н.П.Егунов склонен относить хонгодоровцев к булагатам.
Вместе с хонгодоровцами пришли в Аларь и другие роды: щарануты, наймангуты, долонгуты. Эти малочисленные осколки больших племенных тюрко-монголоязычных групп быстро ассимилировались в бурятской среде.
Говоря о западных бурятах в целом, прежде всего, необходимо отметить значительную роль тюркских элементов в их формировании. Весь облик их материальной культуры (жилище, одежда, пища, утварь и т.д.), особенности языка служат ярким тому подтверждением. По имеющимся источникам мы прослеживаем о существовании в прошлом весьма тесных и разнообразных контактов между предками бурят и эвенков. Во-первых, имеется множество фактов, свидетельствующих о существовании регулярных взаимобрачных связей между отдельными группами бурят и эвенков.
Среди аларских хонгодоров нередко встречаются бурятско-эвенкийские смещения. Например, Манзаровы в улусе Алят, Нагаслаевы в Алзобее, Бардаевы в Баинске. А вот моя фамилия Марактаева - тоже имеет то ли эвенкийское, то ли якутское, то ли тунгусское происхождение, потому как, до сих пор не найдена этимология этой фамилии.
В одном из преданий аларских хонгодоров говорится о том, что первые заселенцы - хонгодоры у подножия горы в окрестностях нашего улуса Аларь (село Аларь) обнаружили остатки водопроводных желобов - сорго. Позднее гора была названа Сорготой, т.е. гора с желобами - трубами. По всей видимости, в Аларской степи дохонгодоровскими поселенцами были курыканы. Известно, что они были не только охотниками, но и занимались земледелием путём орошения. Слово «алар» в якутско-русском словаре означает «лесистая местность с открытыми участками». Можно полагать, ссылаясь на Ж.А.Зимина, что хонгодоры это курыканское слово изменили на «Алайр», а по-русски - «Аларь».
Этноним «хонгодор» упоминается на знаменитом Чингисовом Камне - памятнике племяннику Чингисхана - Исунке. И это надпись о хонгодорах, по мнению Доржи Банзарова, выполнена в начале 18 века. Это, пожалуй, является первой письменной фиксацией данного племенного имени.
Как же триста тридцать пять воинов - хонгодоров оказались в уделе Исенке на Аргуни? Далее идёт пояснение Доржи Банзарова: «… во времена смут чингисидов они могли часто менять места своего кочевания и доставаться новым владетелям». В надписи воины хонгодоры названы «алтак» от слова «ал», означающего рота, эскадрон. Такое воинское подразделение у монголов формировалось на основе родовой общности. Ал имел родовое право дележа наследственного владения. Таким образом, алтаки-хонгодоры являлись наследниками определённой территории в уделе Исунке. В словарях К.М. Черемисова приводится «алта» как западно-бурятское слово, означающее богатство, состояние. Это слово ныне бытует в лексиконе аларских хонгодоров. Словосочетание «алха бариха» переводится «держать, иметь состояние, хозяйство».
Не исключено, что древнемонгольское слово «алтак», испытав некоторую фонетическую деформацию, сохранило смысловое значение в современном алар-хонгодоровском омониме «алта». Вполне вероятно то, что в семантике «алтак-алта» кроется историческая нить от хонгодоров Исунке к хонгодорам Алари.
И всё же хочется повторить свой риторический вопрос - были ли хонгодоры средневековья бурятами или были монголами? Мнения здесь разделились. Исследователи об этногенезе этого племени Б. Банзаров, П. Баторов, Г. Румянцев придерживаются мнения о том, что хонгодоры монгольского происхождения. Ц. Цыдендамбаев, Ж. Зимин считают, что хонгодоры являются бурятами. Н.П. Егунов склонен относить хонгодоров к булагатам.
Поскольку хонгодоры до прихода в приангарскую часть Прибайкалья не могли не общаться с монголами, в частности, ойрат - монголами (джунгары - это современными калмыками), в их языке сохранились некоторые заимствования, которые отнюдь не изменяют его бурятскую грамматическую структуру. Так в языке некоторые хонгодоровских родов (дүртэн, бадархан, болдой, буруутхан) бытуют и сейчас ойратские фонетические элементы. Буряты первого, второго, третьего хонгодоровских родов, расселяющиеся между улусами Аларь и Баинск (Баян хээр) вместо «о» произносят «а». Это говор до сих пор остаётся в таких улусах, как Бурков, Ныгда. В этих деревнях вместо слова «ошоо» говорят «ошаа», «ороо» - «ораа», «ерээ» - «ераа», или же вместо слова «унаа» - «онаа» и т.д. Из предметов материальной культуры, в частности, одежды, в 20-30-х годах 20 столетия аларские хонгодоры носили замшевую (из овечьей шкуры) рубашку, которая называли «хүдэhэн самса», а рубашку, которая была сшита из тканей именовали «урмаси». Ношение самса, по утверждению Ж. Зимина, - это единственный случай, свидетельствующий о былой связи с монголами в одежде.
В настоящее время к племени хонгодор в Алари относятся роды: дүртэн, бадархан, буруутхан, хагта, ашхай, ашата, hабарнуут, тайбжан. Имелись в Алари роды шошолок, шуранхан. В настоящее время в этническом составе аларских хонгодоров сейчас они не фиксируются.
Роды бадархан, болдой, буруутхан, hабарнуут встречаются кроме Алари в Тунке, Оке, Закамне, также в Монголии (сабарнуут). По преданию жителей улуса Ныгда, где проживают, главным образом, буряты рода дүртэн, основателем поселения, названного Ныгдой, был пришелец из Монголии по имени Дүртэн. Он и стал родоначальником этого рода. Также образовали свои роды хонгодоры, пришедшие из Монголии - это Ашхай-баатар и его племянник Ашата. По преданию, на горе, - месте поклонения духам предков - Сорготой, стоял великий воин «Ашхай-баатар.
Из многих родовых легенд приведу одну об Ашхае-баатаре:
Ашхай-баатар со своими родичами от преследователей сайнхановских воинов добрался до Аларской степи. С горы Сорготой он выпустил стрелу из лука. Стрела эта воткнулась в вершину горы Улаан Хада (недалеко от нынешней русской деревни Бабагай Заларинского района Иркутской области). Ашхай сказал: «здесь между горами Сорготой и Улаан Хада будут жить мои потомки.
Потомки Ашхая, которые объединились в один род, считали слова родоначальника пророческими. Ашхайцы расселяются в улусах Куркат, Шалоты, Жалгай, Аляты, Киркей и т.д.
Род тайбжан встречается только в Алари. Его родоначальником был Тайбжан, пришедший в Аларь вместе с другими хонгодорами. Также у нас в Алари встречаются буряты рода зүдэ (д. Шапшалтуй). Этногенез этого рода непонятен. Одни знатоки старины относят зүдэ к хонгодорам, другие - к тунгусам. Также, я могу предположить, что вполне возможно, имею корни от тунгусов или же эвенков. Некоторые мои родственники склонны относить себя к роду шарануут, который относится к большим племенам тюрко-монгольских групп.
Легенда об Алаир.
На берегу седого Тенгизова моря (Байкала), против острова Ольхон, жила великая шаманка по имени Хүсыхэн (дословно – могущественная, великая). Она днём и ночью молилась, чтобы небо послало ей сына, такого же умного и великого, мудрого и сильного, как она сама…
Через несколько лет шаманка убедилась, что от её молений нет никакого толку, и что сына надо искать на земле, а не просить у неба. Ходила она по берегу Байкала очень долго, стала умываться, следить за собой. И стала походить на настоящую женщину. В это время счастье само пришло к ней.
Однажды проснувшись, она увидела, что рядом с ней лежит охотник: в руках у него лук и целый пучок стрел с медными наконечниками. Шаманка Хүсыхэн спросила, откуда он и куда путь держит. Охотник ответил, что он пришёл оттуда же, откуда все люди, то есть забрёл сюда с «тёплой стороны», чтобы посмотреть белый свет и где – нибудь повеселиться.
Могущественная Хүсыхэн преобразилась. И всё вокруг засверкало, заискрилось, заиграло алмазными бликами оголённого синего льда. Шаманка обворожила охотника, и стали они жить одной семьёй. Много с тех пор воды утекло, говорят, много зим прошло, много разных птиц и зверей побывало в этих местах, но не было у великой шаманки наследника. И тогда Хүсыхэн призвала все земные и небесные силы, и вскоре родила сына, очень похожего на своих родителей. Рос мальчик не по дням, а по часам, и стал он статным, крепким и красивым мальчиком. Когда он стал на ноги, родители посадили его в выдолбленное корыто и отправили странствовать по Байкалу.
Много лет плавал их сын по Байкалу, но ни на его островах, ни на берегах не нашёл ни одной живой души. Потом он вспомнил, что на берегу Байкала живут его родители, и решил навестить их. Долго плыл он до того берега, могучие духи ветров Байкала не отпускали его. Известные великаны: Култук, Баргузин и Сарма – богатырша подняли свои волны и препятствовали его возвращению. Силы у них непомерные. Буйные шальные духи, норова вольного, неспокойного. Все ж добрался он с попутным ветром до родителей, и застал их ещё живыми, но они так состарились, что не могли уже охотиться и питались только кореньями и листьями. Сын набил им зверей, птиц, наловил рыбы, и родители смогли прожить ещё много лет. Вот за то, что он спас своих родителей от преждевременной смерти, родители и прозвали его спасителем – Алаиром. Так и стали они называть его Алаиром.
Когда родители умерли, Алаир поселился около величественной реки Ангары. Места здешние были удивительно красивы и богаты, травы по грудь, живности видимо – невидимо, а красота несказанная. В северной части Аларь обрамляет гряда небольших возвышенностей. Местные буряты называют их «Хада» - гора. Самая высокая из них «Сорготой». Это слово произошло от слова «сорго» - желоб. Здесь были найдены оросительные каналы курыкан. Эта гора считается священной, здесь имеется «бариса» - место поклонения духам предков. Духи предков охраняют своих потомков. Гора помогает и защищает, даёт волшебную энергию. У каждой горы, деревца, у каждого кустика и травинки есть свой хозяин. Мы, люди их не знаем, не видим. Но духи любят людей и не отворачиваются от них, даже когда сердятся. Но лучше не гневить их и относиться бережно к тому природному богатству, что окружает нас. Если посмотреть внимательно на всё, что нас окружает, то может быть, мы увидим боль берёзы, когда ей ломают веточку. Увидим, как посылают нам цветы свои лучи любви, а мы бездумно рвём их и бросаем. Каждое племя бурят имеет свой тотем, то есть знак какого-то животного, птицы или рыбы. Люди, поселившиеся в Алари, потомки Алаира чтут лебедя (Хун Шубуун). Вот здесь, на этой богатой, хужирной земле он нашёл себе жену и от него пошло племя алаирских бурят. Поэтому их пращур Алаир и считается родоначальником всего этого племени.
Любовь к земле сильна тем, что ты знаешь и настоящее, и будущее, и прошлое её!
Аларь сегодня - это современное село. Численный состав населения МО «Аларь» на 01.01.1011год составляет:
№
п/п Населённые пункты Число хозяйств (дворов) Численность населения (чел.) Проживает родов хонгодоров на территории МО «Аларь» в настоящее время
1 с. Аларь 399 1444 Буруутхан, болдой, hабарнут
2 д. Алзобей 38 184 Буруутхан, болдой,hабарнут
3 д. Куркат 43 168 Ашхай, хурхуд, шара бадархан
4 д. Кукунур 44 185 Хара бадархан
5 д. Готол 20 77 6 Д. Улзет 7 19 Шара бадархан
Итого: 551 2077 Территория МО «Аларь» находится в южной части Аларского района, расстояние до районного центра посёлка городского типа Кутулик составляет 45 километров. Соседями являются МО «Иваническ», МО «Идеал», МО «Зоны», МО «Ныгда». Кроме того, территория МО «Аларь» граничит с Черемховским районом.
Аларский сельский исполком был образован в далёком 1923 году. На сегодняшний день население Алари насчитывает 2077 человек, в МО «Аларь» входит шесть населённых пунктов.
Посреди полей и перелесков раскинулась земля аларская. Моя Аларь очень богата своей историей, событиями, историей становления и развития.
В центре села расположена, пожалуй, самая уникальная достопримечательность - краеведческий музей им. В.В.Мохосоева, где собран богатейший материал. Само здание этого музея уникально, оно было построено в 19 веке как административное здание, в нём размещалась Степная Дума - центр управления Аларским ведомством. Здесь заседали тайши из рода Матхановых, в том числе известный этнограф, член ВСОРГО Пётр Павлович Баторов.
П.П.Баторов представляет собой весьма колоритную фигуру среди исследователей, собирателей памятников по материальной и духовной культуры бурят на рубеже 19-20 вв. Он также занимался природоохранительным делом. По его инициативе и настоянию охранялась сосновая роща площадью в 2202 гектаров вблизи улуса Улзет. Эта роща и в наше время называется Баторовской. Наша роща известна в области сосновым бором, чистым воздухом, уникальной природой. В Баторовской роще находилась единственная в своём роде, с Западной Сибири и до Дальнего Востока, кумысолечебница, основанная в 1925 году. Организаторами были первый министр здравоохранения Бурятской АССР А. Т. Трубачеев и исследователь П.П. Баторов.
П.П.Баторов принадлежал к племени Хонгодор. Его родословная берёт начало от очень известного человека Бахака Ирбанова. Материалы, собранные им, в бурятской фольклористике занимают весомое место. Собрание фольклорных записей включают песни, сказки, легенды, предания, мифы, пословицы и поговорки, загадки, афоризмы, скороговорки, благопожелания, проклятия и др.Баторов является последним из Баторовской династии главных тайшей Аларской степной думы. Его тайшинская миссия была завершена в 1889 году.
При содействии Аларского отдела культуры и Центральной библиотеки у нас в Алари прошли «1-ые, 2-ые Баторовские чтения», это 2005 и 2010 года. Эти чтения объединили и стар и млад. Учащиеся школы, вместе с учителями, подготовили ряд выступлений о родословной, наследие П.П.Баторова. Очень интересными были выступления по ораторскому искусству бурят, приметы аларских бурят, материалы по народному скотолечению и т.д. Земля хонгодоров, Аларь, щедра и богата талантливыми людьми.
Аларь дала стране учёных с мировыми именами - профессора Гарму Санжеева, Платона Матханова, генерал - майора авиации Або Шаракшане, профессора химии Маркса Мохосоева, Александра Соктоева, деятелей бурятской национальной культуры Марию Шамбуеву, Владимира Халматова и многих других, их десятки и сотни…
Каждый год 19 августа Россия отмечает день рождения всемирно известного драматурга А. Вампилова.
Фамилия Вампилов происходит от имени предка этого рода - Вампила. Вампил - это тибетское имя. Вампиловы носят эту фамилию, чуть ли не двести лет. Родовое древо Вампиловых состоит из восьми поколений. Вампиловы - это коренные аларцы из рода буруутхан - племени Хонгодор. Александр Вампилов - драматург с мировым именем, в Кутулике одна из улиц носит его имя. В Алари стоит дом, где жили Вампиловы. У нас проходят Вампиловские встречи, юбилейные. Приезжают известные артисты, писатели, критики. Среди них В.Распутин, актёр Михайлов, одноклассники и однокурсники.
Как не вспомнить межрегиональные встречи представителей рода хонгодоров. На аларской земле прошли две такие встречи под названием «Хонгориада» в 1998 и 2006 годах. Эти встречи проходят с 1990-х годов, основное направление - возродить, сохранить и передать молодёжи многовековые традиции и обычаи, своеобразный фольклор, древние напевы и танцы, искусство изготовления национальной одежде и украшений. Представители четырёх родов раз в два года встречаются в одном из районов Закамны, Тунки, Оки и Алари. Эти встречи способствуют возрождению традиций древнейших родов, проникнуты духом древнейших легенд и обычаев племён хонгодоров и сохраняют нить памяти поколений. Уникальная культура, традиции и обычаи, которые бережно передаются из поколения в поколение, будут жить долгие годы.
Пусть в очаге огонь, как жизни цвет,
Пылает ярко десять тысяч лет!
Пусть наши дети и потомков дети
Несут в себе счастливое бессмертье!
Литература
1. Аларь - судьба моя. Иркутск 2001г. Р. Шерхунаев (С.7)
2. История Аларского района. Иркутск 1995г. Ж.А.Зимин (С. 14)
3. Очерки по истории Бурятии. Иркутск1993г
4. Аларь: История и современность. Улан-Удэ. 2004г. (С.109)
5. Буряты на рубеже 19 - 20 веков. Улан-Удэ.1992г. И.Б. Батуева.