Конспект урока по окружающему миру в 1 классе с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе с использованием
ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Учитель начальных классов Конончук Надежда Михайловна
Тема урока: Кто такие птицы?
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель:знакомство с птицами как представителями животного мира.
Задачи:
Предметные: сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; познакомить с голосами птиц.
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Продолжительность урока: 35 мин.
Оборудование урока:мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, колонки);интерактивная презентация «Кто такие птицы?»;атласы-определители с цветными закладками (с.172, 180, 184,186); листы самооценки; счётный материал (красные и синие квадраты); парты расставлены для работы в группах (4 группы).
Конспект урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Примечание
I. Организационный этап. Мотивация.
Физминутка Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе.
Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу, наладить контакт в группе. Поможет нам упражнение «Локотки». По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону). 5-6 раз. По условному сигналу – например, колокольчик - ребята «здороваются локотками» со всеми участниками своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества. Установление эмоционального контакта. 1 мин.
II. Этап повторения изученного. Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Рыбы».
Ребята, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
Блиц-опрос «Закончи предложения»:
На прошлом уроке мы изучали…
К ним относятся…
Отличительными признаками рыб являются… … рыб.
… акула, окунь, сом...
… чешуя, дышат с помощью жабр... Умение отвечать на поставленные вопросы. Слайд 2
1 мин.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.
Игра «Найди лишнее». Посмотрите на фото. Определите, какое животное «лишнее» и почему.
Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать и продолжим заполнять таблицу «Животные». Пингвин – птица. Остальные – рыбы.
Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Слайд 3
Слайд 4
1-2 мин.
IV. Этап актуализации знаний. Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы.
Птицы. Что вы о них знаете?
(Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на облаках) Дети называют признаки птиц. Актуализация знаний. Слайд 5
1-2 мин.
V. Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся.
Физминутка Цель – сравнение признаков птиц с признаками других животных, выявление признаков, присущих только птицам, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику.
Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами. Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение». На ваших столах лежат пластины счётного материала. Возьмите красную и синюю пластины. Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Мудрая Черепаха и муравей Вопросик будут внимательно следить за вашими ответами. Приготовились.
Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц?
Откройте учебник на с. 24. Проверим правильность нашего вывода.
Молодцы, вы справились с заданием.
Дети взяли пластины 2 цветов.
Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая цветную пластину: синий – да, красный – нет.
Обсуждают в группе, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев.
Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух. Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.
Выявление существенных признаков.
Сопоставление фактов. Слайд 6 («домашняя» страница)
Слайды 7 – 16
Слайд 6
4-5 мин.
Цель – реализация двигательной активности , развитие творческого потенциала, скорочтение, формирование уверенности в себе, знакомство с голосами птиц.
Сейчас я предлагаю вам творческое задание. Вы будете «превращаться» в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её.
(На данном этапе обучения читать желательно хором – ориентир на детей умеющих читать, а плохо читающие дети тянутся за всеми, формируется уверенность в своих силах . В дальнейшем, это задание выполняется с помощью «чтения молча».) Дети читают вслух название птицы и с помощью жестов показывают её. Умение передавать свои мысли с помощью движений.
Развитие творческого потенциала. Слайд 17
1-2 мин.
VI. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся. Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.
Ребята, где можно встретить птиц?
Сейчас каждая группа получит конверт с заданием (фотографии птиц и цветная закладка). Его выполнить вам поможет «Атлас- определитель». Обратите внимание на то, что в атласе есть разноцветные закладки – 4 разных цвета.
Задание (все задания вводятся учителем постепенно):
Рассмотрите фотографии птиц, вложенные в конверт.
Названия каких птиц вы можете назвать самостоятельно?
Как вы думаете, что может объединять в данную группу этих птиц?
Откройте атлас-определитель (по цветной закладке), прочитайте название темы – проверьте своё предположение.
Найдите на странице атласа птиц, изображённых на ваших фотографиях; прочитайте названия (для читающих).
Рассмотрите птиц. Поделитесь друг с другом своими впечатлениями.
На страничке атласа, там, где текст, есть выделенные слова – это названия птиц. Попробуйте найти их.
*Попробуйте прочитать для ребят информацию, о любой из ваших птиц. (Если есть читающие ребята).
Представитель каждой группы должен познакомить класс со своей группой птиц . (Название, что их объединяет, где можно встретить, интересные особенности…) Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки…
Достают из конверта фото птиц, определяют названия.
Хищники, живут у воды, ласточки…
Сравнивают предположения с темой статьи в атласе.
Сопоставляют фото и картинку в атласе.
Проговаривают то, что видят.
Просмотровое чтение.
Умеющие читать ребята читают текст о птице для своей группы.
Команда сама выбирает своего представителя, который рассказывает о своих птицах. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Извлечение необходимой информации.
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Слайд 18
Слайды 19– 22
9-10 мин.
VII. Этап контроля и самоконтроля. Цель – проверить усвоение материала.
Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 13. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)
Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).
Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту? Работают в тестовых тетрадях.
(Кто такие птицы?)
Взаимопроверка.
Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать. Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. 2-3 мин.
VIII. Этап коррекции Цель – вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации, привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой.
Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда. Что их объединяет?
Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает?
Как вы можете помочь птицам?
Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших. Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их.
Дети высказывают свои мысли.
Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …
Умение нравственно-этического оцениванияусваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Слайд 23
2-3 мин.
IX. Этап подведения итогов занятия. Цель – подведение итогов, формулирование вывода, заполнение части таблицы.
Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие птицы? Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. (При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают) Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Слайд 24
Слайд 25
4-5 мин.
Мы вернулись к нашей таблице. С какой группой животных мы познакомились сегодня?
Какая отличительная особенность у этих животных?
Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали. Птицы.
Есть перья.
Дети вспоминают или могут воспользоваться атласом-определителем. X. Этап сопоставления знаний до и после урока. Цель – сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.
Посмотрим на облака. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке?
Анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном. Слайд 5
1-2 мин.
XI. Этап рефлексии. Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.
Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П). Работа детей со шкалами самооценки. Осознание качества и уровня усвоения. Слайды 26-27
1 мин.