Разработка УМК и методических рекомендаций по проведению интегрированных занятий
Разработка УМК и методических рекомендаций
по проведению интегрированных занятий
Рамазанова Д.Д.
Основные приемы интеграции заключаются в следующем:
Уроки проводятся по темам, проходящим через разные предметы.
Уроки проводятся в форме творческих лабораторий.
Уроки используют математические методы решения, тем самым, подтверждая целесообразность изучения предмета математики.
Уроки наполняются музыкой, рисунками.
Интегрированная форма обучения подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков мы рассмотрим далее.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановка цели, актуализация знаний, введение знаний, обобщение первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цель урока: формирование знаний – организация работы по усвоению учащимися понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Задачи:
образовательные: познакомить, дать представление, научить чтению и анализу карт, схем, активизировать познавательную активность, раскрыть типичные черты и так далее;
воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край, формирование экологической культуры, эстетическое воспитание и так далее;
развивающие: продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать. Выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, приводить примеры, формировать умение работать с литературой, картой, таблицами, схемами и так далее.
Следует разделять традиционные и современные уроки.
Традиционный урок решает общеобразовательную задачу – вооружить учеников знаниями и строиться в основном, на объяснительно – иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач. Используют как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные курсы, интернет – технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, парная, звеньевая, индивидуальная.
На таких уроках создаются большие возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.
Разновидностями урока формирования новых знаний являются также:
уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. К перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.
Тип урока - урок получения новых знаний
Структура урока включает этапы: организационный, постановка цели, проверки домашнего знания и актуализация знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определение домашнего задания.
Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новой ситуации. На этом этапе применяется деференцированно – групповая форма обучения. Далее – выполнение творческих задач, а в конце урока – творческая деятельность.
Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Задачи:
образовательные: ознакомить, дать представление, выработать умение, научить овладению приемами, углубить знания;
воспитательные: показать роль, вовлечь в активную практическую деятельность, способствовать воспитанию природо – и культуроохранного, экологического сознания, создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения;
развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, готовить доклады, выступать перед аудиторией, формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет – технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуется корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью.
Этот урок позволяет осуществить широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.
Консультация урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно, прибегать к индивидуализированной или индивидуализировано – групповой форме обучения.
Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не столько за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки.
Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.
На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умения и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях.
Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков на таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично – поисковым репродуктивным методам.
Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносят коррективы в их деятельность.
Тип урока: применение знаний на практике.
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановка цели, проверка домашнего задания и актуализация знаний, оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания.
На этом уроке ученики, опираясь на ранее приобретенные знания, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнение домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализаций знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсии, ученики составляют характеристику природного комплекса. Изучая вопросы конструктивной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия; опираясь на экономические законы, составляют схемы экономического развития своей области и так далее.
Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.
Цель данного урока – применение знаний на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки работы с картой, научить отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
образовательные: научить применять полученные знания на практике;
воспитательные: вовлечь в активную деятельность, формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности, совершенствовать навыки общения;
развивающие: совершенствовать умение работать с источниками знаний, совершенствовать навыки анализа, обобщение и тому подобное, развивать творческие способности, умение выступать и защищать свою точку зрения, развивать коммуникационные навыки в группах, развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказываются на формирование гуманных качеств личности. Учебная деятельность развивается под углом решения задач творческого характера и способствует эффективному развитию творческого мышления.
На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальные исследования, поисковую и частично – поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Структура урока строится на сочетании этапов. Этапы: организационный, постановки цели, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведение итогов и формулировка видов, определение и разъяснение домашнего задания.
Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; обобщить материал как систему знаний;
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его личности;
развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности; закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и так далее.
На уроке повторения и систематизации знаний учащихся включаются в различные виды деятельности, проводятся беседы, дискуссии, практические работы практикуются выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, по разбираемому вопросу.
Эффективность урока зависит от того насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно – поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по – новому взглянуть на раннее изученное. Развивающая функция при этом реализуется успешнее при использовании межпредметных связей, позволяющих переносить, свертывать, систематизировать знания.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала.
При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На таких уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержащие учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений.
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Цель урока: урок контроля и проверки знаний и умений.
осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках, обобщить материал, как систему знаний, проверить способности к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовым материалом;
воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени;
развивающая: развивать логическое мышление, память, способности к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).
В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного, и письменного контроля знаний, умений и навыков, а также контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.
Тип урока - урок устного контроля знаний.
Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.
Эти уроки строятся на выполнении индивидуальной или индивидуализированной формах учебной работы и их сочетаний. Нередко учителя дают учащимся задания на специальных карточках или по вариантам.
Тип урока - урок комплексного контроля знаний.
Урок строится на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.
Дифференцированно – групповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая, в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы учитель определяет, как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализировано – групповая форма, когда задание дается трем – пяти ученикам, а c основной частью учитель ведет фронтальную беседу и так далее.
В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требует особого сотрудничества учителей предметников и по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики, в результате, видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающее мире.
Тип урока: Комбинированный урок.
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, так как на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу, по решению какой-либо интегральной проблемы.
Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, замедляется процесс осознанного глубокого усвоения материала.
Интегрированные уроки обладают большими педагогическими возможностями. На таких уроках ученики получают многогранные знания про объект изучения, у них формируется умение переносить знания с одной области знаний в другую. Суть таких уроков состоит в объединении усилий учителей разных предметов для его подготовки и проведении, а также в интеграции знаний про определенный объект изучения.
Длительность интегрированного урока зависит от объема информации и, как правило, занимает два академических часа.
Тип урока: урок обмена знаниями.
На уроке обмена знаниями ребята делятся по группам, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большой предварительной подготовки учащихся. Особенно важно выработать объективные и точные критерии оценки. Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет.