Как учили грамоте на Руси
Классный час « Как учили грамоте на Руси».
Цель: Научить детей уважительно и творчески обращаться со словом, помочь почувствовать слово «живое», очеловеченное, дать представление о слове с нравственно-этических позиций; способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие; формировать языковую компетентность школьников.
Оборудование: слайдовая презентация, гусиные перья, гусиное крыло, лучина, буквы древнерусского алфавита на отдельных листах.
Сперва аз да буки, а потом и другие науки.
Пословица.
Все науки в грамматике нужды имеют.
М. В. Ломоносов.
Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических
не знает свойств и правил.
А. П. Сумароков.
Дорога к письменности.
- Как вы думаете, ребята, можно ли представить нашу жизнь без телевизора?
Трудно, но можно, наверное, скажете вы. У наших бабушек и дедушек в детстве не было телевизора, к ним домой не приходило кино, музыкальные и спортивные программы.
- А можно ли представить себе жизнь без электричества?
Очень трудно, но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине.
- А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности.
Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же. Вот было бы здорово, если бы исчезла письменность, не надо писать диктанты, сочинения. Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, журналы, газеты, библиотеки, рекламы, к которым мы так привыкли.
Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без.
С этим же вопросом я обратилась к ребятам из нашего класса и вот, что они ответили:
Всем известна поговорка: Слово не воробей – вылетит – не поймаешь.
- А можно ли поймать слово и передать его другим? Как вы думаете?
Сейчас мы поиграем в старинную русскую игру « Баранья голова».
Играющие становятся друг за другом. Каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое.
Например, дом
дом, улица
дом, улица, школа
Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется назвать свое, выходит из игры с прозвищем «Баранья голова».
Но передать слово другому можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность.
Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи, Однажды люди вытеснили из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие- то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое- изображение. Так возникла дорога к письменности. Так люди открыли рисуночное письмо. Но впереди их ждало еще много трудностей, ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков.
Около 5 тысяч лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки – иероглифы Слово «иероглиф» означает «священные знаки» Каждый иероглиф означает слово или его часть.
-Какие народы сегодня пишут иероглифами?
А была еще узелковая письменность, придуманная славянами.
Знаки этой письменности не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки – книги. Память о древнем узелковом письме осталась в фольклоре: «завязать узелок на память», «связать мысль, «нить повествования», «узел проблем». Сохранилась пословица: «Что знала, то сказала, на нитку завязала».
2. Бессмертный след Кирилла и Мефодия.
Наше письмо выглядит иначе. Более 1110 лет назад византийские ученые, братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.
- Как же была придумана азбука для славян? (Сообщение подготовленного ученика).
Сначала Кирилл изобразил звуки, общие у славян и греков. (Кирилл и Мефодий родились в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции, население которого состояло наполовину из греков, наполовину из славян.) Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой, легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Этот алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла. А в 1349 году в честь Кирилла и Мефодия был установлен праздник. Ежегодно 24 мая все славянские народы устраивают праздник в честь Кирилла и Мефодия.
- На слайде представлена славянская азбука. Какие буквы по очертанию сохранились в русской азбуке?
3. Как учили грамоте на Руси.
- Можете ли вы, ребята, себе представить, как учили грамоте на Руси, какой была древнерусская школа? О древнерусской школе расскажут
Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они босы. Значит это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались с 7 часов утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым перерывом на обед).
Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их назвать можно было очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги: зубрил азбуку, другой перешел уже к» складам», Третий уже читал «Часослов» (церковная книга с текстом молитв, читавшихся во время некоторых церковных служб). Все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: Азбуку учат - на всю избу кричат».
Учили каждую букву по ее названию:
А – аз
Б – буки
В – веди
Г – глаголь (говори)
Д – добро
Д – добро
Е – есть
Ж –живот (жизнь)
З – земля
Л – люди
М – мысль
Н – наш
П – покой и т. д.
Прежде всего ученик должен был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, и вразбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа, Потом Бе, Ве, Ге, Де, Би, Ви, Ги, Ди,
Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так, как надо при чтении:
Буки – аз – ба;
Веди – аз – ва;
Люди – есть – ле;
Покой – он – по
и. д.
После складов в две буквы шли склады в три буквы: Вла, Гла, Дла, и т. д.
Таким образом, прежде, чем прочитать первую осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы, и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания: ба, бе, би,га,ге, ги За каждую ошибку наказывали розгами.
Учитель:
- Мне кажется, вы уже готовы объяснить происхождение слова «азбука». Что же представляет собой это слово? (сложение названий первых двух букв славянской азбуки «аз» и буки»)
- Стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей». (Читает подготовленный ученик).
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – Как Аз да Буки,
В как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки по субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша азбука была1
Вот таким пером писали _
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался» перочинным:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
4. А. М. Горький. Повесть «Детство». Портрет писателя. Иллюстрации к повести.
А теперь давайте послушаем отрывок из повести А. М, Горького « Детство» в котором рассказывается о том, дед учил Алешу Пешкова грамоте.
- По какой же азбуке дед Каширин учил маленького Алешу?
5.- Библиотека – передвижка.
Персидский ученый визирь Сахиб (он жил в середине Х века) страстно любил книги. Он имел у себя большую библиотеку, насчитывающую около 117 тысяч книг. Однако, будучи государственным деятелем и воином, он большую часть своей жизни провел в седле. Вместе с собой в походы он брал библиотеку. На перевозке книг было занято 400 верблюдов. Этот караван представлял своего рода каталог. Верблюды всегда шли в строго определенном азбучном порядке, так что караванщики – «библиотекари» легко находили любую книгу, которая понадобилась визирю Сахибу.
- Что такое «азбучный порядок»? Можно ли это словосочетание заменить словосочетанием «алфавитный порядок?»
6. Сообщения учащихся:
-Первая реформа азбуки.
В начале 18 века Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас.
Реформа 1918 года.
В 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.
1-й ученик: Буквы «ять» и «е» произносились совершенно одинаково Сравните: вечер – ветер. В слове «вечер» писали е, а в слове «ветер» писали «ять».
До изгнания из азбуки букву «ять» называл » буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила школьникам много огорчений. Им приходилось механически заучивать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. До наших дней дошло выражение «Знать на ять», то есть «знать очень хорошо».
2-й ученик: (демонстрирует букву ). «ижица» внешне чем - то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть», выдрать».
3-й ученик: Буквы Ф и фита в алфавите стояли в разных местах, а произносились совершенно одинаково. В старом справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Федоров были помещены в двух совершенно различных местах, одни на букву «ф», другие – на букву «фита», потому что эта фамилия могла писаться двояко: и через «ф» и через «фиту». Народ заметил забавное сходство междурисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово «ферт» означало «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение «ходить фертом». В переносном смысле оно означает: быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством.
4-й ученик: Буква «ер» (ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой и выполняет всегда одну и ту же скромную роль: отделяет согласную от гласной.А до реформы 1917 – 1918 года эта буква писалась в конце слов после твердых согласных: домъ, дубъ, ехалъ, городъ. Букву ъ называли «бездельником», «лодырем»,» разбойником», Дармоедом» и другими подобными словами. Буква «ер» на конце слов более 8% времени и бумаги.
- А сейчас давайте послушаем басню «Мягкий знак и Твердый знак»
- Кто же из героев басни прав?
- В нашем языке есть так называемые слова – паразиты, слова – сорняки.
- Сценка.
7. Слова для сверхчастого употребления: прошу, извините, пожалуйста, благодарю, разрешите.
-Слова для сверхредкого употребления: вот, так сказать, теперь, значит, ну.
8. Пословицы и поговорки о грамоте и учении.
В современном русском языке много пословиц и поговорок о грамоте и учении, которые пришли в наш язык из далекого прошлого. В них заключена глубокая народная мудрость.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Азбука – к мудрости – ступенька.
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Ученье – к мудрости ступенька.
Ученья корень горек, да плод его сладок.
- Подведение итогов: мне бы очень хотелось, чтобы после нашего сегодняшнего классного часа ваше отношение к родному языку было бережным и уважительным.
Вы сегодня узнали, как непросто нашим предкам давалась грамота, вы узнали также о том, какие изменения происходили в нашем языке с древних времен до наших дней. Современный русский язык – один из красивейших языков мира.
- И. С. Тургенев Стихотворение в прозе «Русский язык».
Рефлексия.
«Друзья мои, прекрасен наш союз»
Вы помните, когда возник лицей,
Как царь открыл для нас чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
А. С. Пушкин)
Лицей в России действительно «возник». И стал особняком среди учебных заведений того времени. Название его – «лицей» - пришло из Древней Греции, от одной из окраин Афин, где философы беседовали с учениками. Позже, в XVIII веке, лицеи распространились в Европе как средние учебные заведения.
В России идею создать Лицей как высшее учебное заведение для всех сословий предложил М. М. Сперанский, государственный деятель начала XIX века, человек образованный и прогрессивный.
То было время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны с помощью реформ. Для этого были нужны «новые люди», как считал Сперанский и его единомышленники. Их они и стремились воспитать с помощью лицея, чтобы потом, заняв высшие государственные должности, бывшие лицеисты могли преобразовать страну. Царь подписал указ об учреждении Лицея 12 августа 1810 года. Правда, потом Александр I охладел ко всем либеральным идеям начала своего царствования. Власть в стране сосредоточил в свои руках его любимец, невежественный и ограниченный Аракчеев. Наступила полоса реакции. Многие передовые люди оказались не у дел, ушли в отставку. Был сослан и Сперанский. Но Лицей, к счастью, уцелел. Теперь он не мог стать тем, чем был задуман, его не отворили «для всех сословий», а сделали привилегированным учебным заведением для мальчиков-дворян. Однако по духу своему, по программе он не был похож на другие учебные заведения.
Девизом Лицея было – «Для пользы общей». Программа была, в основном, гуманитарная, преподавались науки нравственные, политические и юридические, словесность, «изящные искусства». Но Лицей учил и физике, математике, гимнастике, танцам – всему, что должно было сделать его воспитанников широко образованными людьми.
Первенцы Лицея вполне оправдали надежды его создателей и педагогов. Преподаватели Лицея стремились воспитать в своих питомцах понятия чести, достоинства, необходимости служения Отечеству. Среди лицейских педагогов были люди, учившиеся в прославленных европейских и русских университетах, люди, по своим взглядам близкие к первым тайным революционным дворянским обществам: это и А. П. Куницын, о котором тепло вспоминал Пушкин, и первый директор Лицея В. Ф. Малиновский и другие.
.
15