Технологическая карта по уроку литературному чтению на тему Как учили школьников на Руси (3 класс)
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
(формируемые
на данном этапе урока)
1.Этап мотивации к учебной деятельности
Здравствуйте дети. Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя.
Познавательные: Целеполагание, мотивация на организацию активного участия в уроке
2. Этап актуализации пробного действия Нам сегодня предстоит познакомится с необычной и интересной темой, узнать много нового из истории нашей Родины, но прежде чем приступить к работе, мне бы хотелось узнать ,что же вы узнали на прошлом уроке окр.мира.
Я хочу вам задать вопросы:
Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
Чем былины отличаются от сказок?
О ком рассказывается в русских былинах?
Кто написал «летопись временных лет
Какие 2 произведения оказали влияние на культуру русского народа?
Чему учит произведение о полку Игореве?
К чему призывал Владимир Мономах русских людей?
Какие изречения вы запомнили или вам понравились больше всего? Можете найти в книге и прочитать
Итог: Хорошо ответили, вы много узнали о Руси
Отвечают на вопросы учителя по прошлой теме
(сказки,пословицы,загадки)
(Сюжет сказок – вымысел, былина всегда имеет историческую основу и реальный прототип героя.)
3. ( о богатырях)
4. (монах Киево-Печерского монастыря)
5. ( Слово о Полку Игореве, Поучение)
6.Призывает русских князей к единству
7.призывает князей жить в мире,помогать неимущим, учит справедливому управлению своей землей.
8. Дети ищут изречения в книге Личностные:
Умение включаться в разговор; участвовать в диалоге;
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Познавательные: Целеполагание, мотивация на организацию активного участия в уроке.
Предметные:
способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,
взрослого)
3.Этап выявления места и причины затруднения 1. Прочитайте предложение на слайде
2. Что можете сказать об этом предложении?
3.учитель объясняет смысл данной пословицы). Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? (Выслушать мнение учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели спросить? 1.(слайд 1). Чтение предложения учащимися вслух “С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь”.
2. Дети отвечают, что это пословица
3. Слушают учителя.
познавательные:уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
4.Этап построения проекта и выхода из затруднения Итак, определите тему нашего урока. Как учились школьники на Руси. Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока
5.Этап реализации построенного проекта 1) Понаблюдаем.
Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в музей. Сегодня нашим экскурсоводом буду я.
Экскурсовод: Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие вместе со мной в далекое прошлое.
Слайд 3. Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму на этих восковых страничках.[1}
Слайд 4. Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10-12 векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.[1]
Слайд 5. Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту, как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде. Улицы города в то время выкладывали толстыми бревнами. Так археологам пришлось раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты.[1]
Слайд 6. Перед вами грамота № 200. Сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке, поражает копьем врага. Наверное, совсем маленьким был этот новгородский грамотей и рисовал-то он неважно. Конь вышел без головы, копье напоминает веревку, меч – булку или тряпку, а руки человечков похожи на грабли. [1]
Слайд 7. А это страница из “Азбуковника” XVI в. “Азбуковник состоял из азбуки со слогами и прописями, сведениями по русской грамматике, арифметике, были написаны и религиозные поучения.[1]
Слайд 8. Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с рисунком на эту букву.[1]
2) Посмотрим в книгах.
Учитель: Обратимся за помощью к нашему учебнику. Слайд 9.
Прочитайте статью “Как учили школьников” в учебнике “Мы и окружающий мир” на стр. 21–23
1)Когда же начинали учить школьников?
2)на чем же писали ученики?
3) Чем же писали?
4)Чем вытирали не правильно написанные буквы?
5)Что пришло на смену глине и воску?
6)что такое пергамент?
7) что кроме грамоты изучали школьники?
Ребята смотрят презентацию и слушают , далее читают статью из книги, после чего отвечают на вопросы учителя
( 6,7 лет)
(дощечки с воски и глиной)
(Писало)
(маленькой лопаточкой)
(береста)
(на пергаменте были написаны многие древние рукописи)
(арифметику и геометрию) Личностные:умение слушать.
Умение включаться в разговор; участвовать в диалоге;
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Предметные: умение работать с информацией
6.Физминутка Учитель включает видеоролик и выполняет упражнения вместе с детьми Дети выполняют упражнения Я предлагаю вам посмотреть на слайд и задать мне вопросы, которые вас интересуют.
Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер трудиться, умению проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей
В документе “Стоглав” говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении. Один учитель вел все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к коллективной жизни в дружине
Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался “дружиной”. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно
За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть
Книги были собственность школы. Учитель воспитывал уважительное отношение к ним. Класть книгу на стол полагалось только печатью сверху, нельзя было книгу класть на сиденье, листов в ней загибать, после занятий сдавали книгу старосте с поклонением. Считалось: “Кто книг не бережет, души своей не бережет”
6. Вместо слова “школа” употреблялось “училище”, а вместо слова класс - “дружина”. В документе “Стоглав” говорится: “В Новгороде, в Москве ив других городах учили грамоте, умению писать и петь”. Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки. Дети задают вопросы учителю
1.Чему учились дети на Руси и у кого?
2. Где учился будущий учитель раньше? А сейчас?
3. Раньше девочки и мальчики обучались в одном классе и учили их одинаково?
4. А какие наказания были в древнерусской школе?
5. Где брали книги школьники раньше?
6. Как раньше назывались учебные заведения? 7.Этап включения в систему знаний и повторения. Ребята, но а сейчас мы с вами проверим , что же вы запомнили на нашем уроке, сейчас вы будете отвечать на вопросы в группах: 1 ряд, 2-ой и 3-ий
Что пришло на смену глине и воску?
Когда же начинали учить школьников?
Где брали книги школьники раньше?
4.Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
5. на чем же писали ученики?
6. что кроме грамоты изучали школьники? (береста)
(6,7 лет)
(выдавали в школе)
4.(сказки,пословицы,загадки)
5. (дощечки с воски и глиной)
6.(арифметику и геометрию) Личностные:
Умение слушать;
Умение строить межличностные отношения, действовать в сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог
Предметные:
способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,
взрослого)
8.Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Оценить результаты учебной деятельности.
А сейчас предлагаю вам оценить себя. Если вы считаете, что отлично поработали на лекции, то поднимите красный кружок, если недостаточно хорошо, то синий.
Я согласна с вашими оценками. Моим помощникам сегодня я поставлю 5.
Формируют конечный результат своей работы на уроке.
Осуществляют самооценку с помощью цветных карточек. Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Коммуникативные:
Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Урок: окружающий мир
Тема урока: «Как учили школьников на Руси»
Класс: 3
Цель: познакомить с процессом учения детей на Руси.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
1.Развитие гордости за свою Родину, народ и историю России
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Действовать в учебном сотрудничестве
2.Строить сообщения в устной форме
3.Умение договариваться, приходить к общему решению
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Различать прошлое, настоящее и будущее
Выделять главное в текстах учебника
Устанавливать связь между деятельностью человека в разные эпохи
Материалы для учащихся: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков “Мы и окружающий мир” 2 часть, Самара, Издательский дом Федоров, Издательство “Учебная литература”, 2008;
Материалы для учителя: иллюстрации берестяных грамот и письменных источников,пословицы, презентация, компьютер,мультимедиа проектор, экран